Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков и картин. В заданиях требуется подробное описание сюжетной композиции. Выделение главного в сюжете, определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия. Установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений. Определение основной сюжетной канвы сложного рисунка, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания. Обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей.
Составление рассказа по картинкам с максимальной детализацией. Составление словесного рисунка к сюжету или стихотворению. Придумывание названий к картинкам, серии картинок. Распределение серии картинок по смысловой динамике действия. Понимание смысла поговорок, пословиц, загадок, игра в ассоциации на заданную тему. Понимание образных выражений на основе
буквальности.
Развитие художественного восприятия. Понятие об основных видах искусства: изобразительное искусство (живопись, графика), ваяние (скульптура), зодчество (архитектура). Краткое ознакомление с развитием искусства от истоков культуры до наших дней (демонстрация репродукций, диапозитивов). Работа с произведениями изобразительного искусства. Понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины. Научить учащихся отличать художественные произведения от фотографий и иллюстративных изображений, глубоко понимать изображенное на картинах, осмысливать внутреннюю связь сюжета и композиции, различать художественную манеру.
|
Познакомить с творчеством художников и скульпторов, а также с основными художественными течениями в искусстве. Воспитывать у детей любовь к искусству, эмоциональное восприятие художественных произведений.
Кино. Целесообразно использовать специальные тренировочные фильмы для развития опознания: объектов по движущемуся контуру, при различном пространственном положении их на экране, при попеременной кратковременной экспозиции в разных частях экрана, при постепенном уменьшении размеров, при определении целого изображения по фрагменту (статичному и движущемуся). Просмотр коротких фильмов с замедленным темпом кинопроекции. Обязательный пересказ основной фабулы, отдельных эпизодов, сюжетной канвы фильма.
Экскурсии на природу (пространственная ориентация на местности), по городу (знакомство с транспортом, городской архитектурой), на производство (завод, фабрику), в музеи и усадьбы (знакомство с утварью, мебелью, интерьером, произведениями искусства).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основа психологического обеспечения социальной реабилитации выпускников специальных школ для слабовидящих и слепых— система развития познавательных способностей и личности учащихся, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приводят к отставанию развития образных форм познания и нарушениям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое становление зрительного восприятия учащихся школ слабовидящих задержано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприятия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы У слабовидящих школы слепых, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную активность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания Эти данные продемонстрировали необходимость введения в учебно-воспитательный процесс школ для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия.
|
Коррекционная работа должна начинаться сразу же при поступлении ребенка в школу, проводиться в начальных классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в развитии зрительного восприятия, связанные с неудовлетворительном дошкольным воспитанием Разработанный для начальных классов специальный коррекционный курс развития зрительного восприятия имеет серьезное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущность — системное формирование зрительных образов, обеспечивающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и психологического методов.
Психофизиологически адекватные методики могут улучшить функциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адаптивных свойств Адекватное афферентное воздействие формируете анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных сетей зрительной системы.
|
Применение психофизиологических методик связано с использованием новых информационных технологий (специальные фотостимуляторы, персональные компьютеры)- Это позволяет разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой мобилизуя ее сохранные сенсорно-специфические механизмы В пособии описано десять пси-| хофизиологических методик, работа с которыми направлена на i комплексную коррекцию нарушений основных зрительных функций Экспериментальная апробация этих методик выявила сущест-I венное улучшение показателей опознания изображений слабовидящими и частичновидящими учащимися школы слепых. Психофизиологические методики преимущественно способствуют коррекции и компенсации нарушений сенсорных процессов, т. е определенному улучшению функциональной стороны зрительного восприятия.
С целью закрепления достигнутого уровня нормализации зрительных функций и развития операциональной стороны восприятия, необходимо обязательное использование психологического ме-[тода, описанного в данном пособии. Контрольная проверка эффективности психологических методик выявила улучшение как функциональной, так и операциональной сторон зрительного восприятия, что обеспечивает стойкое продвижение в его развитии.
Психофизиологическое и психологическое направления развития зрительного восприятия должны быть реализованы в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направлении требуют изменений в других Комплексная система развития зрительного восприятия — это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности использующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы развития зрительного восприятия должна осуществляться тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизиологии, психологии и офтальмологии.
Введение в школах для слепых и слабовидящих специального коррекционного курса развития зрительного восприятия требует определенной перестройки в подготовке кадров тифлопедагогов, призванных вести на высоком профессиональном уровне коррек-ционные занятия в кабинетах охраны и развития нарушенного зрения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арнхейм Р. Визуальное мышление //Зрительные образы: феноменоло
гия и эксперимент. Ч. I. — Душанбе, 1971.
2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.—
М.: Знание, 1983.
3. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 52—65.
4. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных
функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. — М: Педагогика,
1983.
5. Г р и г о р ь е в а Л. П. О системе развития зрительного восприятия при
нарушениях зрения //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 2. С. 97—107.
6. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В.
Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным
зрением // Дефектология. 1988, № 5. С. 20—28.
7. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В.
Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия //
Дефектология. 1988, № 6. С. 10—17.
8. Жохов В. П., К о р м а к о в а И. А., П л а к с и н а Л. И. Реабилитация
детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989
(Методическое пособие).
9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
10. Земцова М. И., Каплан А. И., Певзнер М. С. Дети с глубокими
нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1967.
11. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего ду
ховного развития человека // Вопр. психологии.— 1988. — № 6. — С. 15—30.
12. Ермаков В. П. Графические средства наглядности для слабовидящих. —
М., ВОС, 1988.
13. Каплан А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей. —
М., Просвещение, 1965.
14. Каплан А. И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. — М., Пе
дагогика, 1979.
15. Каплан А. И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности
и развития восприятия у детей с остаточным зрением // Дефектология. — 1981.
№ 4. С. 68—76.
16. Каплан А. И., Егорова О. И., Молоток Н. А., Солнцева О. Г.
Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с
остаточным зрением // Дефектология— 1982, № 3. С. 41—48.
17. Кондратьева С. И., Григорьева Л. П., Солнцева Л. И.
Обоснование и содержание методики развития зрительного восприятия в усло
виях специально организованной деятельности слепых с остаточным зрением
(подготовительный класс—начальная школа) // Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей — М., АПН СССР, 1986.
18. Кондратьева С. П., Сташевский С. В., Григорьева Л П
Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию чои-
тельного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся // гг * г.
гия. —1987, №'2. С. 16-22. " ДеФект0Л°-
19. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы
слепых. — М: Педагогика, 1969.
20. Л и тв а к А. Г. Тифлопсихология. —М: Просвещение, 1985.
21.Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. — М.: Просвещение, 1989.
22. Л у б о в с к и й В. И. Развитие словесной регуляции действий v летей —
М.: Педагогика, 1978. У
23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
24. Методика углубленного профилактического исследования основных фун
кций органа зрения детей и оптическая коррекция аномалий рефракции._______
Одесса, 1988.
25. Осуществление преемственности в коррекционно-воспитательной работе
со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного и младшего школьного воз
раста // Методические рекомендации. — Киев, 1987.
26. Офтальмоэргономика и оптометрия. — М., 1988.
27. П л а к с и н а Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с наруше
ниями зрения. — М.: ВОС, 1985 (Дидактический материал).
28. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. — Л.: Гос. педа
гогический институт, 1988.
29. Розанова Т. В. Зрительное восприятие. Образная память // Психо
логия глухих детей. — М.: Педагогика, 1971.
30. Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы
обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. — М.:
ВОС, 1989.
31. Феоктистова В. А. Совершенствование обучения слепых младших
школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. — 1987, № 4,
с. 60—65.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Визуальный — воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Депривация — условия деятельности организма, при которых отсутствует какой-либо (обычный для данной деятельности) раздражитель.
Зрительный корковый центр — нервные образования корковых областей мозга, осуществляющие регуляцию зрительных функций и восприятия.
Зрительный образ (эталон)—система отличительных признаков, являющаяся критерием для отделения одного класса объектов от других.
Идентификация •—■ узнавание, установление тождественности формирующегося зрительного образа хранящемуся в памяти эталону.
Мнемический— относящийся к процессам памяти.
Нейронный ансамбль — группа взаимодействующих нервных клеток.
Объект — материальное или идеальное явление, ставшее предметом познавательной деятельности субъекта.
Онтогенез — развитие организма от рождения до конца жизни.
Опознание — процесс обнаружения и выделения отличительных признаков объектов в соответствии с эталоном, в котором уже выделены опознавательные критерии; направлено на идентификацию объекта в соответствии с целостным эталоном и отнесение его к соответствующему классу (категоризация).
Память: долговременная — длительная устойчивая фиксация, хранение и воспроизведение временных связей;
кратковременная — сохранение временных связей в течение относительно короткого времени;
оперативная — мнемические процессы, сопровождающие непосредственно производимые человеком действия, операции.
Пластичность — способность нервных элементов к перестройке функциональных свойств под влиянием различных воздействий.
Сенсомоторика — взаимодействие сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности.
Сенсорно-перцептивный процесс — целостное отражение предметов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.
Симультанное опознание — опознание по ранее сложившейся программе с использованием целостных эталонов.
Стимул — раздражитель, действующий на определенные функциональные системы или организм в целом, вызывающий активную ответную реакцию.
Сукцессивное опознание — опознание на основе поэлементного обследования объекта с постепенным выделением опознавательных признаков.
Установка — устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, ориентирующее его по отношению к ситуативной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................ 3
Зрительное восприятие и его свойства при нормальном и нарушенном *
зрении.................................................................................................................... 6 *-*•"""
Экспериментально-теоретическое обоснование методов развития зрительного восприятия при глубоких нарушениях зрения у детей... 10
Дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия слабо- •
видящих и частичновидящих......................................................................... 19 £-**'
Психофизиологический метод коррекции и компенсации нарушений зри
тельных функций........................................................................................................ 25
У Психологический метод компенсаторного развития восприятия
Система работы по развитию зрительного восприятия в специальных
школах для детей с нарушениями зрения................................................
Заключение............................................................................................................ 54
Рекомендуемая литература......................................................................................... 56
Словарь основных терминов...................................................................................... 58
Подп. к печ. 3.10.90 г.
Заказ 904
Тираж 1000
А/О «Типография»
J00/0__
1У
УГ
Рис. 1. Показатели различимости черно-белого контраста (I), цвета (II), опознания формы (III), детального (IV) и целостного (V) зрительного восприятия, наглядно-образного мышления (VI) у частично-видящих в—12 лет (1) и 14—18 лет (2).
Рис. 2. Фотостимулятор «Пантопс» (Франция): блок стимуляции (1), пульт управления (II), используется для работы с психофизиологическими методиками.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 3:
а) Образцы элементов мозаики, применяемой в работе с наглядно-действенной*и
методикой;
![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
/ | ||
/ | ||
/ | \ | |
г | ||
к. | J | |
л | ||
/ | \ |
б) Образцы контрольных заданий наглядно-действенной методики на первом этапе коррекционного курса.
![]() |
![]() | ||
![]() | ||
![]() | ||
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 4. «Ритмический орнамент» — образец обучающего задания в работе с наглядно-действенной методикой (2 этап обучения).
![]() |
![]() |
Рис. 5. Образец контрольного задания в работе с наглядно-действенной методикой (2 этап коррекционного курса).
Рис. 6. Образец контрольного задания в работе с наглядно-действенной методикой на 3 этапе коррекционного курса; стилизованное изображение птички.
Рис 8 Образец контрольного задания в работе с н'йлядно-действенной методике» н.. 3 jt.i.ic коррск- Циомногп к>Рса; стилизованное.пображение домика и дерева.
Рис. 9. Образец контрольного задания в работе с наглядно-действенной методикой на 3 этапе коррекционного курса; стилизованное изображение кораблика.
![]() |
![]() |
50 -■
0 12 3
Рис.,10. Развитие наглядно-действенного мышления у слабовидящих (А) и частичновидящих (Б) в течение трех лет коррекционных занятий (0—3). Построение изображений по образцу (I), вербальному описанию (II) и мнемическому образу (III).
/\
ш |
Рис. 13. Образец контрольных заданий в работе с наглядно-образной методикой: опознание целого изображения домика на основе его отдельных частей.
![]() |
о
А
Рис. 14. Образец контрольных заданий в работе с наглядно-образной методикой: опознание целого изображения пирамиды на основе ее отдельных частей.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 15. Образец контрольных заданий в
работе с наглядно-образной методикой: