С помощью психофизиологических методик на этом этапе производится активация зрительной системы, формирование зрительного внимания, определяются резервы, с учетом которых организуется дальнейшая коррекционная работа.
Формирование зрительного внимания в условиях обнаружения на экране фотостимулятора вспышки света и оформленных стимулов с различными характеристиками. Развитие саккадических движений глаз при переводе взора на вспышку света или объект, возникающие на определенных расстояниях от точки фиксации по вертикали, горизонтали и диагоналям.
Коррекция нарушений световой чувствительности и реактивности зрительной системы с помощью ритмической стимуляции глаз вспышками различной яркости — от едва различимой до высокой (в пределах комфортного диапазона). Коррекция нарушений различительной чувствительности при стимуляции решетками, изменяющимися по контрасту (10—100%). Коррекция нарушений хроматической чувствительности в условиях ритмического предъявления полей с изменением цветового тона от 440 до 660 нм (шаг в 30 нм). Улучшение различимости хроматического контраста: ритмическая стимуляция глаз объектом, цвет которого является оп-понентным по отношению к цвету фона. Коррекция нарушений пространственной и временной разрешающей способности при повторной ритмической стимуляции глаз геометрическими фигурами с изменением их углового размера от 1 до 10° в условиях черно-белого и хроматического контраста.
Наглядно-действенные методики. В ходе работы с натуральными объектами ознакомление с основными геометрическими формами с помощью набора геометрических тел. Предметы опознаются детьми зрительно-осязательным и зрительным способом, определяется максимальное расстояние, на котором объекты опознаются правильно (порог опознания). Затем это расстояние постепенно увеличивается. Различение цвета, размера, формы на материале натуральных объектов. Опознание натуральных объектов, состоящих из комбинаций геометрических фигур, построение простых моделей из кубиков.
Ознакомление с элементами мозаики. Обучение работать на мозаичном полотне; визуальный поиск элементов; различение,опознание, идентификация элементов по основным информативным признакам. Формирование моторных навыков закрепления элементов на полотне в заданном пространственном положении. Определение количественных понятий на материале мозаики и предметных наглядных пособий.
Образцы обучающих и контрольных заданий. В наборе геометрических тел опознать заданную геометрическую фигуру, найти фигуру, подобную заданной. Группировка предметов по одному, двум, нескольким информативным признакам. Построение из материала строительного конструктора простых моделей (домик, башня, ворота и т. д.). Изготовление аппликаций по заготовленным шаблонам (радуга, цветик-семицветик, звездочка).
Поиск заданных элементов мозаики по вербальной инструкции педагога. Закрепление элементов на мозаичном полотне в заданном ракурсе, расположение элементов в соответствии с инструкцией на мозаичном полотне; выставление на мозаичное полотно заданного количества элементов в определенном пространственном положении: составление цветовых рядов, столбиков разной (одинаковой) величины, простых геометрических фигур. В протоколах фиксируются результаты обучающих и контрольных заданий. Состояние восприятия оценивается не только на основе характеристик распознавания объектов, но также и на основе воспроизведения структуры композиции (близости воспроизведения к образцу, наличия ошибок и т. д.).
Наглядно-образные методики. Отработка навыков ориентации на плоскости рисунка, опознание простых предметных изображений, различение их основных информативных признаков. Обучение «чтению» рисунка начинается с нахождения рисунка, т. е. выделения его из фоновой плоскости и определения его границ. Определив рисунок, как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определят верх—низ, правую—левую, центральную части. Только после этого можно приступать к целенаправленному поиску предметных изображений на рисунке; вначале достаточно, чтобы ребенок выделил предмет без смысловой определенности (как объект вообще). Для расшифровки содержания и формирования понятий о предметных изображениях вначале определяют их основные сенсорные признаки (форма, цвет, размер). Опреде-
ляется порог узнавания формы, цвета, величины — угол зрения, в пределах которого впервые опознаются признаки объекта рисунка. В ходе занятий угол зрения постепенно уменьшается, закрепляются навыки опознавания на более удаленном расстоянии от глаз учащихся.
Основной формообразующей структурой объекта является контур; для отработки приемов выделения и опознания контура используются задания:
— совмещение силуэтного трафарета с изображением;
— прослеживание контура, т. е обведение контура каранда
шом; для проверки качества воспроизведения обведение произво
дится под копировальную бумагу;
— опознание контурных изображений;
— опознание контурных изображений по частям (деталям);
— выделение заданного контура из зашумленного перцептивного
поля (маскировочной сетки, наложения контурных изображений
одного на другое).
Тематическое наполнение предметного иллюстративного материала ограничивается на первом этапе геометрическими телами и предметами, близкими по форме к геометрическим телам или состоящими из их сочетаний, например: домик, пирамида, звезда и т. п. С помощью таких рисунков изучаются количественные понятия — больше — меньше, одинаковое — разное, по размеру, равно, длинее — короче, толще — тоньше, уже — шире. Учащиеся сравнивают равно- и разновеликие изображения, выделяют из ряда равновеликих разновеликие, располагают предметы «по росту».
Развитие цветовосприятия начинается с различимости основных ахроматических и хроматических цветов и их сочетаний, а затем промежуточных цветов. Закрепляются связи между названиями и зрительными представлениями о цветах. Даются задания на опознание изображений при вариации их хроматических характеристик: цветового тона, коэффициента отражения, чистоты цвета. Предлагаются следующие задания:
— выделение заданного цвета из цветовой гаммы;
— построение цветовых рядов при снижении насыщенности и
яркости цвета;
— сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;
— прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением
цветового контраста;
— опознание и построение различных цветовых сочетаний.
Вначале дети пользуются дискретным способом опознания изображений, т е воссоздают образ объекта из составляющих его признаков, деталей и фрагментов. Для развития целостного и дискретного опознания применяются задания на составление целого изображения из частей, нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображения, сопоставление законченного и незаконченного рисунков.
Учащиеся тренируются в сравнении предметных изображений и нахождении различительных признаков: наиболее специфические
для данного объекта признаки используются как сигнальные для целостного, быстрого и точного опознания. Хорошим упражнением для закрепления сигнальных признаков служит кратковременное предъявление одного, двух, нескольких объектов с целью их опознания, запоминания и воспроизведения.
Решение мыслительных задач на материале предметных изображений. Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки; однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект, как отличный от всех других объектов Обобщение объектов рисунка. Выделение обобщающих понятий. Выполнение визуально-логических заданий, таких как кар-тинки-«хамелеоны», имеющие вариативность опознания, картин-ки-«нелепицы», аналогичные по содержанию, картинки-загадки, матрицы Равена и т. д.
На основе умений правильно и быстро вычленять информативные признаки изображений формируется интегральное и дискретное опознание, зрительные эталоны предметных изображений. Эффективность этапа оценивается с помощью контрольных заданий, в которые включаются для опознания не только те изображения, с которыми дети работали в течение года, но и совершенно для них новые.