Психофизиологические методики. Зрительный поиск целевого изображения на экране дисплея в условиях ограниченного времени предъявления. Развитие функции прослеживания и динамической фиксации при изменении маршрутов, направлений и скорости движения стимула по прямым и ломаным линиям, по окружности.
Ранжирование яркостей света в пределах диапазона реактивности. Определение ориентации черно-белых решеток при снижении контраста и уменьшении их угловых размеров. Называние основных и промежуточных цветов, предъявляемых в случайном порядке. Стимуляция решетками и шахматными изображениями, содержащими хроматический контраст основных и промежуточных цветов. Определение угловых размеров решеток и клеток шахматного поля, при которых правильно идентифицируется хроматический контраст.
Повторное ритмическое предъявление черно-белых и хроматических изображений с изменением размера от 1 до 10° и широкой вариативностью формы. Опознание изображений по одному и Двум признакам (форма, цвет) в условиях ограничения времени экспозиции. Опознание геометрических фигур при вынужденном смещении взора.
Наглядно-действенные методики. Обогащение зрительного опыта
в процессе работы с натуральными объектами. Формирование
зрительных образов по теме «Флора и фауна». Опознание объек
тов растительного и животного мира зрительным и зрительно-ося-
4—904 49
If,?
зательным способом. Определение предметов и их составных частей. Выделение различительных и обобщающих признаков объектов, формирование обобщающих понятий. Основные разделы по теме «Флора»: деревья и кустарники, травянистые (цветковые) растения, грибы и ягоды, овощи и фрукты. Основные разделы по теме «Фауна»: четвероногие животные, птицы, рыбы, насекомые.
|
Проведение экскурсий в парк, поле, лес, в Ботанический сад, Зоологический музей, музей Ботаники.
Воспроизведение моделей объектов животного и растительного мира из элементов мозаики по образцу, находящемуся в перцептивном поле учащихся.
Образцы обучающих и контрольных заданий. Опознание и описание натуральных объектов по темам. Сравнение двух (нескольких) предметов, нахождение сходства, отличий. Отработка навыков практической деятельности с объектами в ходе сюжетно-роле-вых игр: «Садовник», «Мы сажаем огород», «Грибники» и т. п. Разыгрывание театрализованных представлений с участием зверей (сказки «Теремок», «Колобок», «Глупый мышонок»). Сбор и составление гербариев. Создание мозаичных композиций по образцам.
Наглядно-образные методики. Опознание простых предметных изображений по теме «Флора и фауна». Формирование представлений об объектах растительного и животного мира и закрепление их в памяти. Основной прием — подробное описание и анализ каждого рисунка под руководством педагога: обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы перелетные — зимующие, рыбы пресноводные — морские, животные дикие— домашние и т. п.), а также сравнение изображений как внутри определенного класса, так и между классами. Используется также ряд логических заданий: выделение однородных изображений из серии картинок, выделение «четвертого лишнего»; нахождение объектов по семантическому образу (словесному описанию).
|
На простых предметных рисунках определяются также пространственные соотношения величины предметов. Необходимо формировать у детей правильное представление о реальной величине предметов. В связи с тем, что величина изображения относительна и переносится на рисунок в определенном масштабном уменьшении или увеличении, важно сформировать эталоны истинных пропорциональных зависимостей. Так, если на одном рисунке изображение стрекозы больше изображения слона на другом, необходимо установить вместе с учащимися как они соотносятся в реальной величине. Детям предъявляются для сравнения предметы, изображенные в разных масштабах, предлагается определить, какие рисунки соответствуют реальным соотношениям по величине.
После того, как сформированы умения правильно определять пространственные отношения на простом рисунке, можно приступать к работе со сложными предметными изображениями. Слож-
ные предметные рисунки отличаются от простых наличием цветного фона, второго плана, множеством деталей. Например, простой предметный рисунок — изображение оленя на белом фоне, а сложный — семья оленей на поляне, на фоне леса.
В круг занятий этого этапа входит пространственная ориентация на материале сложных рисунков. Описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами. Взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображенными объектами.
На сложном предметном рисунке вступают в силу построения изображений по законам перспективы. Анализируя сложный рисунок, дети должны усвоить пропорции изменения величины предметов в зависимости от их удаления от объектов первого плана. Так, например, если один из реально равновеликих объектов изображен уменьшенным в 2 раза, значит он находится на расстоянии в два раза более дальнем, чем первый. Практически демонстрируется построение проекционной глубины, для чего соединяются верхние и нижние части разноудаленных предметов, получается ряд уходящих в глубину линий, соединяющихся в «точке схода», являющейся минимальной различимой единицей на плоскости изображения. С помощью пересечения двух плоскостей на одной линии демонстрируется построение другой визуально-изобразительной абстракции — «линии горизонта».
|
Для понимания сложных предметных рисунков важно правильно оценивать пространственную ориентацию предметов относительно друг друга. С этой целью на материале простых предметных изображений отрабатываются навыки узнавания объектов и их положения в различной угловой перспективе по отношению к наблюдателю. Предъявляются предметы, изображенные в фас, профиль, полупрофиль и т. п. Затем предъявляются для опознания сложные рисунки, где одни и те же предметы расположены в различной ориентации относительно друг друга. Сравниваются рисунки, изображающие одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения; учащиеся устанавливают, с какого места ведется наблюдение.
Почти на всех предметных рисунках присутствует такое явление, как частичное наложение, когда предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия сложного рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Естественно, чем больше перекрыт предмет, тем труднее его опознать.
Развитие восприятия объемности изображенных объектов достигается в процессе анализа изображений с контрастными изменениями цветового тона. Учащиеся прослеживают, каким образом Распределяется светотень на поверхности предметов в зависимости от их расположения относительно источника света и удаления °т глаз наблюдателя. Анализируя гетерохромный рисунок педагог объясняет детям, как в зависимости от состояния атмосферы, си- 4*
лы и яркости источника света изменяется окраска объектов (яркий дневной свет осветляет все цвета, привносит голубые оттенки; солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их желтыми тонами; глубокие тени — темносиние, на светлом фоне — голубые; в вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красный оттенок, цвет светотени варьируется от коричневой до темной гаммы; глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта и т. п.).
Только подробный и многократный разбор изображений в различных условиях воспроизведения и демонстрации позволит сформировать у учащихся умения ориентироваться в сложном взаимодействии красок и форм предметного гетерохромного рисунка.