Мышлению – мировоззрение».




И.Кант

В наименовании многих криминологических работ значится определение не «преступник», а «личность преступника».

Криминологический анализ личности преступника предполагает учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности выделяется ряд подструктур:

-одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

-уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;

-нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

-психические процессы, свойства и состояния личности;

-биофизиологические признаки: пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и субъективно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие криминологические теории.

Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

Как доказано многими эмпирическими исследованиями, не аномалия психики предопределяет совершение преступления,а то воспитание, т.е. неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты.

Т.е. личность, её психика являются ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно.

На вопрос, что же такое личность, психологи отвечают по-раз­ному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений проявляется сложность самого феномена личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены и ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Так что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Такая система называется мировоззрением или убеждениями.

К слову – об объективности мировоззрения. Человек мыслит образами и всё восприятие мира проходит обработку через призму убеждений. В зависимости от них он, порой, видит то, чего не видят другие. Или, наоборот, не замечает очевидного. Есть известная притча о пессимисте, оптимисте и половине стакана коньяка. Один огорчается этому факту, другой – радуется.

Опять же в состоянии алкогольного опьянения (при изменённом сознании) многие впадают в агрессию, хотя мир вокруг не изменился.

Приведу и случай, произошедший на одном из сеансов гипноза. (Гипноз – это изменённое состояние сознания, одним из важнейших факторов которого является то, что описание гипнотизёром ситуации принимается человеком как абсолютная реальность). Гипнотизер на вечеринке сказал мужчине, что, проснувшись, тот не сможет видеть свою дочь. Прежде чем щелкнуть пальцами, гипнотизер поставил дочь перед отцом так, что тот сидел, глядя на ее живот. После «выхода» из транса у него спросили, есть ли его дочь в комнате. «Нет», — ответил он. Его дочка рассмеялась, но отец не услышал ее. Гипнотизер отошел назад и поместил свою руку за спину девочки. Он сказал, что держит кое-что в руке, и спросил, может ли мужчина назвать эту вещь. Тот даже немного удивился, потому что ответ казался ему очевидным. «Вы держите часы», — сказал он. Гипнотизер поинтересовался, может ли мужчина прочитать надпись на часах, и он сделал это. Все это время его дочка стояла между ним и часами. Имплантированное ему во время гипноза убеждение о том, что дочери там не было, отфильтровало её из потока информации. Мозг отца получал сигналы, и когда «реальность» нейрологически выстраивалась у него в голове, девочки в ней больше не было.

Вопрос только один – как он видел часы?

Можно привести примеры, когда в таком состоянии людям прикасались к руке карандашом, говоря, что это сигарета - и появлялся ожог, проводили по руке деревянной линейкой, говоря, что это нож – появлялся порез и текла кровь.

Так «откуда берутся эти четыре сольдо?» (А.Н.Толстой «Буратино»), т.е. неоднозначное отношение к объективным фактам, и каким образом убеждения влияют на изменение материи?

Для этого нужно выяснить - что такое личность как явление.

Носителем личности является человек. Любое его телодвижение сопровождается прохождением по «проводникам» электрических импульсов. Мозг же – вообще сплошной электрохимический процесс. Причём деятельность мозга временами забирает до 80% энергии человека. Наука нам говорит, что человек использует от 5 до 10% активности мозга (сознательное). Но в остальных 90% также идут активные электрохимические процессы. Некоторые учёные говорят, что эти 90% - подсознание. Получается, что человек – это электрическая система, создающая поле, а личность – информация, набор программ (убеждений), содержащихся в этом поле, фильтрующих входящие сигналы и обрабатывающих их согласно этим убеждениям. Значит, личность – это полевая энергоинформационная сущность (см. приложение).

Т.е. личность – сумма информации и чувств (эмоций).

Поэтому и сам термин «личность преступника» весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения, и, в конечном счёте - к античеловеческим выводам.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. На мой взгляд, причины и условия тесно связаны с мотивами. Мотив - это внутреннее побуждение, которое дает толчок, вызывает у человека решимость на совершение поступка и в дальнейшем оказывает влияние на его действия. А мотивация - это совокупность мотивов, их динамика, т.е. возникновение, формирование, развитие. И как конечный результат всего этого - принятие решения и осуществление действий.

«Мотив — один из важнейших компонентов личности. Это внутренний стимул поведения, и абсолютно справедливо высказывание: «Каков мотив, такова и личность». Для того чтобы подчеркнуть и важность изучения мотивов и сложность соответствующих вопросов, нужно отметить, что одно и то же действие может детерминироваться различными мотивами». (Ю. М. Антонян). Но мотив умышленного преступления всегда субъективен. Выбор есть.

Среди основной массы преступников по мотивационным критериям можно выделить: корыстный, престижный, насильственный и сексуальный типы.

Их типологические группы могут быть построены и по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. В связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны:

-негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев хулиганства;

-корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;

-индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

-легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаим­ным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего пре­ступление совершают так называемые «трудные», педаго­гически «запущенные» подростки (далеко не всегда бедные). В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей харак­терен низкий уровень развития познавательных и обще­ственных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоци­ального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качест­ва: лень, безволие, безответственность, конформизм, не­чуткость, агрессивность и т.п.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков ха­рактерно отрицательное отношение к учёбе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу клас­са, школы и т. п. Начало этого противопоставле­ния лежит в мотивах учебной деятельности.

Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мо­тивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспеваю­щего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его пове­дении явление негативизма и бравады.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14—16 годам). Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частич­ную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, из­насилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголов­ную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Каждая возрастная группа характеризуется рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков во многом помогают объяснить присущие им стереотипы поведения, или подростковые реакции, которые выявил и описал А. Е. Личко.

Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля взрослых (родителей, учителей, воспитателей, наставников). Реакция может распространяться не только на старших лиц, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы, на все, что ценится и уважается в обществе, - идеалы, нравственные нормы, духовные ценности и т. д. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. У мальчиков она бывает выражена сильнее, чем у девочек. Факторами, способствующими усилению реакции эмансипации, выступают чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны - от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «самостоятельно», «по-своему», иногда доходящие до абсурда: «Назло маме уши отморожу».

Реакция увлечения (хобби-реакция) - наиболее характерная для подросткового возраста особенность. С психологической точки зрения увлечения представляют собой разновидность мотивов, занимая промежуточное место между влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами, с другой. В отличие от последних увлечения всегда более эмоционально окрашены и обладают большей побудительной силой. Подросток может посвящать тому или иному увлечению все свободное время даже в ущерб учебной деятельности, отдыху.

В зависимости от целевой установки А. Е. Личко выделяет следующие виды подростковых увлечений:

Интеллектуально-эстетические увлечения могут проявляться в глубоком интересе к радиотехнике, рисованию, музыке, литературе, истории, изобретению и конструированию и т. п. Как правило, подростку доставляет наслаждение сам процесс занятий - достижение результатов стоит на заднем плане.

Телесно-мануальные увлечения включают все, что способствует укреплению силы, выносливости, приобретению ловкости, определенных умений и навыков. Наиболее распространенными являются занятия разнообразными видами спорта, вождение мотоцикла или машины, вязание и вышивание (у девочек). Здесь уже большее удовольствие доставляет достигаемый результат.

Лидерские увлечения сводятся к стремлению быть вожаком, предводителем среди сверстников.

Накопительские увлечения проявляются прежде всего во всех видах коллекционирования марок, открыток и т. п.

Эгоцентрические увлечения питаются стремлением быть в центре внимания окружающих, что может достигаться внешней привлекательностью, оригинальностью, а то и экстравагантностью одежды, обладанием теми или другими, как правило, «престижными», материальными ценностями, занятием модными увлечениями и т.д. Главная цель всех этих занятий - продемонстрировать свои успехи, блеснуть оригинальностью натуры.

Азартные увлечения питаются своеобразной жаждой обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, ставкам, лотереям, эмоционально насыщенным спортивным соревнованиям, сетевым компьютерным играм... Наряду с результатом удовольствие подростку доставляет само чувство риска.

Информативно-коммуникативное хобби заключается в поиске легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений, новостей, которыми подростки обмениваются. Это увлечение проявляется в многочасовой пустой болтовне со случайными приятелями, в обсуждении приключенческих, детективных или фантастических фильмов. Не будучи осмысленной, полученная информация легко забывается.

Один и тот же предмет увлечения может удовлетворять несколько потребностей. Так, занятие музыкой может удовлетворять как эстетическую потребность, так и потребность в самореализации путем привлечения к себе внимания, получения признания среди сверстников.

Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (свой «язык», клички, особые отметки на одежде и т. д.).

Реакция отказа, более характерная для детей, но встречающаяся и у подростков, возникает при резкой перемене ситуации (отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство и т. п.) и проявляется в отказе от контактов, игр, другой какой-нибудь деятельности.

Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку, а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Эта реакция может проявляться весьма разнообразно - от прогулов в школе и побегов из дома до кражи и попыток самоубийства, всегда несерьезных и демонстративных.

Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образу. Чаще всего подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Нередко предметом подражания становятся кумиры молодежной моды. Модель для подражания, как правило, диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя (т.н. референтная группа). Взрослый также может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли такого образца для подражания выступает отрицательный персонаж, нередко имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики.

Отрицательная реакция имитации выражается в том, что все поведение строится как противоположное определенному образцу модели (по механизму реактивного образования). В качестве иллюстрации А. Е. Личко приводит пример подростка, который подчеркнуто отказывался от всяких предлагаемых семьей материальных благ, от возможности по знакомству поступить в престижное учебное заведение и предпочитал немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Все его поведение было противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий делец и стяжатель. Или другой пример. Подросток, наблюдавший с раннего возраста сцены унижения и издевательства над своим вечно пьяным отцом со стороны соседей, и будучи трудновоспитуемым, социально запущенным, тем не менее всячески избегал употребления спиртных напитков.

Реакция компенсации проявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Например, болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. И, наоборот, неудачи в школе могут компенсироваться (восполняться) смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.

Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении подростка добиться успехов (признания среди сверстников) именно в той области, где он слаб. Например, хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым, в силу гиперкомпенсации (по механизму реактивного образования) может совершить озорные и безрассудные действия, граничащие с хулиганством.

Значительную роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних играют личностные особенности. В исследованиях отмечается повышенная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Рассмотрим некоторые типы акцентуации, приводящие (при определенных условиях) к социальной дезадаптации подростков и способствующие их антисоциальному поведению.

Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым. Одноклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, умение постоять за своих, найти выход из трудной ситуации. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, они учатся неровно из-за неустойчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.

Главная их черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение, которое лишь изредка омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. У них ярко выражена реакция эмансипации, они во всем довольно рано проявляют самостоятельность, независимость, инициативу, не терпят мелочной опеки.

Слабым местом гипертимного подростка является непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, неспособность длительно соблюдать определенные правила поведения. Конфликты со сверстниками возникают из-за претензий на роль вожака.

При отсутствии должного контроля, надлежащего воспитания гипертимный подросток может оказаться в «плохой компании», пристраститься к спиртному, наркотикам, рано начать половую жизнь. Нередко к таким подросткам с отклонениями в поведении применяют репрессивные меры воздействия, что зачастую не только не исправляет положение дела, но еще больше настраивает их против воспитателей. Тактика психолого-педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной переориентации подростка на интересующую его социально полезную деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности и получить энергетическую разрядку в деятельности.

Лабильный тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими. Этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, кто с ними приветлив, заботлив, любит и уважает их. Утрата близких переносится ими очень тяжело. Они способны на преданную дружбу, предпочитая дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить. Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.

Реакция эмансипации выражена умеренно, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют.

«Слабым звеном» лабильного подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.

Шизоидный (интравертированный) тип. Главными чертами подростков с данным типом акцентуации являются замкнутость, погруженность в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции - способности угадывать мысли, желания и переживания других и эмпатии - способности сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Слабость интуиции и эмпатии создает впечатление холодности и черствости.

Реакция эмансипации у них проявляется своеобразно: подросток может не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться существующему порядку и режиму, но бурно протестует на малейшую попытку вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов.

Реакция группирования со сверстниками выражена слабо. Замкнутость и отгороженность затрудняет контакты, неподатливость же влиянию извне не позволяет слиться с группой.

Слабым местом интравертированного подростка является его неспособность к общению с окружающими, требующему искреннего внимания, сочувствия, активной помощи. Труднопереносимым для него является также грубое, насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений.

Алкоголизация не характерна. В отдельных случаях алкоголь, а также наркотики могут использоваться в качестве «коммуникативного допинга» как средство, облегчающее установление контактов со сверстниками.

Делинквентное поведение встречается редко; если правонарушения совершаются, то, как правило, в одиночку, с целью добиться признания среди сверстников. Шизоидные подростки предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую «профессию», требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку).

Эпилептоидный (возбудимый) тип. Некоторые черты этого типа обнаруживаются еще в детстве. Ребенок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главной чертой эпилептоидного подростка является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающуюся накипающим раздражением и поиском «козла отпущения», на котором можно сорвать зло. С этим тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии подросток может нагрубить, оскорбить, ударить, способен яростно крушить все, что попадает под руку. Реже ярость оборачивается самоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжелых. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением все бить и крушить, драками.

Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков протекает очень тяжело. Дело может доходить до проявления крайней озлобленности и мстительности по отношению к родным и даже до полного разрыва с ними. В то же время они склонны к угодничеству перед начальством, если ждут от него поддержки или каких-либо выгод для себя. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию, с желанием занять позицию безусловного лидера. Однако, упоенные властью, они теряют чувство меры, чем вызывают возмущение сверстников, которые их ниспровергают. Такие подростки склонны к азартным играм, из спортивных занятий предпочитают те, которые позволяют развить физическую силу (тяжелая атлетика, борьба, бокс и т. п.).

Слабым местом этой акцентуации является неспособность унять свое властолюбие, необузданная ревность. Воспитание в жестоких условиях часто способствует проявлению острых аффективных, главным образом агрессивных, реакций, создавая почву для делинквентных и криминальных поступков.

Истероидный (демонстративный) тип. Отличительной чертой подростков этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Им присущи лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание окружающих. Даже успехи в учебе в младших и средних классах во многом зависят у них от того, ставят ли их в пример одноклассникам. В подростковом возрасте с той же целью - привлечь к себе внимание - могут встать даже на путь нарушения правил поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как «серая жизнь» им не по вкусу. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах, с детских лет могут начать убегать из дома. Любят преувеличивать свою алкоголизацию, употребление наркотиков: прихвастнуть огромным количеством выпитого, блеснуть изысканным набором алкогольных напитков или расписывать необычные состояния от приема экстравагантных наркотических средств типа героина или ЛСД.

Им свойственна реакция оппозиции на утрату роли семейного кумира и даже на уменьшение привычного внимания со стороны близких. Чаще всего эта реакция оппозиции проявляется такими нарушениями поведения, как вдруг начавшиеся выпивки, знакомство с наркотиками, воровство, прогулы, участие в асоциальных компаниях. Все это делается с целью вернуть со стороны родных прежнее внимание и заботу.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - побеги из дома, конфликты с родными, громогласные требования свободы и самостоятельности. Однако подлинная свобода и самостоятельность им несвойственны, от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками всегда связана с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе.

Слабым местом истероидного подростка является эгоцентризм, неспособность занять видное положение среди сверстников, поэтому он тяжело переживает утрату внимания окружения или особо значимых лиц, удары по самолюбию, развенчания своей исключительности. Все это может приводить к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая имитацию попыток самоубийства, а также нарушения поведения, уход в асоциальные компании.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. С первых классов школы не желают учиться.

Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, все свободное время любят проводить в местах, где обычно собираются подростки. Еще в детстве начинают курить. Все дурное словно липнет к ним. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. В подростковом возрасте прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. Стремятся испытать более сильные и острые ощущения, для чего употребляют алкоголь, принимают наркотики, токсические вещества, совершают хулиганские поступки.

Реакция эмансипации у неустойчивых подростков выражается в стремлении высвободиться из-под малейшей родительской опеки, чтобы развлекаться, получать удовольствия. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным подростковым асоциальным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь лидирующее положение. Обычно они становятся послушными орудиями асоциальных компаний, которые используют их в групповых правонарушениях в качестве исполнителей.

Ни учеба, ни труд их не интересуют. Работают они только при крайней необходимости.

Безнадзорность, обстановка попустительства открывают путь для праздности, безделья, алкоголизации, вхождения в асоциальные компании, что является слабым местом данного типа.

Конформный тип. Главная черта этого типа - постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое личное отношение к происходящему вокруг. Их главное качество, жизненный принцип - жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок. Во всем они держатся «золотой» середины, не отличаясь ничем от большинства, стремятся всегда соответствовать своему окружению и поэтому совершенно не могут ему противостоять. Конформные подростки - полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав же в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение. Вот почему такие подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформные ребята предпочитают плыть по течению, не раскрывая до конца свои потенциальные возможности в учебе и трудовой деятельности. Им не свойственны инициативность, смелость, решительность, оригинальность в суждениях и поступках. Они очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью группы, не изъявляя никакого желания менять по личной инициативе одну группу на другую.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие пытаются оторвать конформного подростка от привычной группы сверстников или противодействовать имитации распространенных в этой группе увлечений, манер поведения, одежды и т. д. Реакция группирования со сверстниками выражается в "растворении" в своей привычной группе без претензий на лидирующее положение.

Самое уязвимое, слабое место конформного подростка - неспособность противостоять дурному влиянию. Если по какой-либо причине привычная группа сверстников изгоняет его, он, как правило, поддается влиянию уличных компаний - втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому или на расправу с чужаками.

Какова вероятность или частота вовлечения перечисленных подростковых акцентуатов в девиантное (отклоняющееся) поведение? А. Е. Личко приводит следующие данные: на неустойчивый тип акцентуации характера падает 76 % делинквентного поведения, на эпилептоидный - 61 %, на истероидный - 52 %, на шизоидный - 44 %, на гипертимный - 36 % и на лабильный - тоже 36 %.

При обследовании делинквентных подростков, направленных в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцентуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный.

Каждому типу акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения. У неустойчивых обнаруживается два возрастных пика отклоняю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: