Теории причин преступного поведения.




Криминологический анализ причин

Преступности несовершеннолетних.

 

1. Введение 1

2. Глава 1. Теории причин преступного поведения 5

2.1. Социологические теории преступности 5

2.2. Социально-психологические теории преступности 13

2.3. Биологическая концепция 19

2.4. Биосоциальная концепция 24

2.5. Соотношение социального и биологического 33

3. Глава 2. Криминальная субкультура 37

Глава 3. Социально-психологическая характеристика преступного

Поведения несовершеннолетних 43

Глава 4. Психологические особенности личности несовершеннолетних

Правонарушителей. 62

6. Глава 5. Манипуляция сознанием. 75

7. Глава 6. Подсознание против мировоззрения 88

8. Глава 7. Заключение 97

9. Приложения 102

10. Список литературы и источников 116

 

Введение.

 

«Менять надо не законы, а человека». Ф.М.Достоевский

 

Причины преступлений несовершеннолетнего – эта та проблема, которая приобретает с каждым годом особую актуальность. Речь в данном случае идет об особенностях подхода, а не об особом подходе, направленном на изучение правонарушений несовершеннолетних. Поэтому не случайно они продолжают привлекать внимание правоведов, широко обсуждаются в печати, в обыденной жизни, и обусловили необходимость выбора мной темы настоящей работы. Да и я лично был малолетним правонарушителем, и субъективно представляю эту тему изнутри.

В своей дипломной работе я попытаюсь раскрыть и проанализировать проблемы, связанные с преступностью несовершеннолетних, т.к. считаю, что они заслуживают внимания для более глубокого изучения.

Методологическую основу дипломного исследования составили общепризнанные методы научного познания, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. В ходе написания данной работы была проанализирована масса различных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: З.Фрейд, Ю.М. Антонян, Г.М. Миньковский, К.П. Победоносцев и других авторов.

Объектом работы является установление причин, способствующих противоправному поведению, совершению несовершеннолетними преступлений, их отношение к этому и ответственность.

Предметом работы являются авторские работы, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения и уголовную ответственность несовершеннолетних, а также научные работы по данной теме.

Цель работы – обобщить результаты исследований, а также разобраться в истинных причинах противоправного поведения подростков. Задачи моего дипломного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике и обусловливающие её, найти общие закономерности путем обработки данных научной практики.

В своей работе я хочу изучить и рассказать о причинах преступности и о главных моментах, влияющих на противоправное поведение несовершеннолетних.

Актуальность данной темы раскрывается через анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя и мотивации его поступков.

Структура дипломной работы следующая: в первой части описаны научные теории преступного поведения, во второй - формы общественного выражения такого поведения, в третьей - особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя, в четвёртой - влияние микросреды на мотивацию поступков и, наконец, причины преступного поведения несовершеннолетних. В заключении высказано личное мнение и выводы, которые, сделанные в ходе изучения данной тематики.

К настоящему времени в научной правовой литературе проблема уголовной ответственности несовершеннолетних освещена достаточно полно и в практическом, и в теоретическом плане.

Поэтому в работе рассмотрим криминологические аспекты этой проблемы.

Чтобы начать разбираться – надо обозначить тему. Определим понятия проблемы.

Кри­ми­но­ло­гия - нау­ка, изу­чаю­щая пре­ступ­ность.

Объект любой науки представляет собой конкретную сферу действительности, изучением которой занимается наука. Предмет же науки - определенный срез данной сферы (угол зрения, аспект объекта исследования)

Система преступной деятельности состоит из следующих элементов:

1) субъектов (самих участников) – онижедети.

2) предметов посягательства (жертв посягательства) – общество.

3) субъективной стороны преступного деяния – дегуманизация предмета. Признаки субъективной стороны недоступны для непосредственного наблюдения.

4) самого преступного поведения (способов и средств совершения деяния), обстановки преступления (окружающих условий, самой криминальной ситуации) – криминальная субкультура.

5) преступного результата (конкретного материального, физического и морального вреда, причиненного преступлением) – нарушение нормального функционирования гражданского общества (создание проблем).

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Т.е. к преступлениям относятся деяния, предусмотренные уголовным законом. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится к разряду преступления. Оно может быть административным, дисципли­нарным или аморальным проступком.

Когда говорят о том, что преступление — это деяние, то имеют ввиду две его формы: активную — действие, и пассив­ную — бездействие.

Важнейшим признаком преступления является его обществен­ная опасность. Об­щественная опасность того или иного деяния носит конкретно-исторический характер и может изменяться на каждом этапе развития общества. Поэтому не является преступлением дейст­вие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки ка­кого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но по при­чине малозначительности не представляющее общественной опас­ности в силу:

-крайне малого вреда или угрозы причинения такого вреда;

-направленности умысла виновного на причинения крайне малого вреда.

Вторым признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоп­равность, то есть данное деяние нарушает закреплённое в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния.

Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, ест и оно совершено не ви­новно. Преступным является не всякое причинение вреда, а толь­ко допущенное умышленно или неосторожно.

Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установление за то или иное деяние в УК соответствующего наказания.

Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

Если преступление - понятие единичное, то преступность - понятие массовое. Это совокупность всех преступлений, соверша­емых в обществе за определенный промежуток времени, то есть преступность — массовидное явление, отраженное в статистике. Из этого определения видно, что к основным признакам преступ­ности относятся: массовость, историческая изменчивость, анта­гонистичность существующим общественным отношениям. По признаку массовости определяется состояние преступности в об­ществе и ее динамика за определенные отрезки времени.

Под историчностью понимается социально обусловленная из­менчивость преступности, проявляющаяся в том, что:

а) структура и уровень преступности меняются в связи с со­циальными, экономическими и политическими изменениями в обществе;

б) в разных государствах, принадлежащих к одной и той же формации, круг преступлений не остается неизменным.

Неотъемлемым признаком преступности является ее интерна­циональный характер, это обусловлено:

а) возникновением единого мирового криминального простран­ства;

б) сходством по своим коренным признакам (показателям), структуре и характеру преступности в государствах с разным социально-политическим и экономическим устройством. Так, убийство в любом государстве относится к категории тяжких преступлений.

Неотъемлемый признаком преступности является ее антаго­нистический характер, поскольку она при любом общественном строе находится в противоречии с его основными законами и принципами жизнедеятельности.

Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно опасные деяния, можно разделить на следующие возрастные группы:

- малолетняя группа (до 14 лет);

- подростковая группа (от 14 до 16 лет);

- молодежная группа (от 16 до 18 лет).

По данным официальной статистики, наибольшее число заре­гистрированных преступлений совершается 16-летними (около 40%). По мере взросления несовершеннолетний преступ­ник становится более опасным и трудноисправимым.

Подросткам свойственны такие качества как неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость и некоторые другие.

Несовершеннолетний от взрослого отличается неразвитостью второй сигнальной системы. Вторая сигнальная – это способность к обобщённому отражению явлений и предметов. Т.е. анализ причин и следствий. Понимать общественно опасный характер своих действий несовершеннолетние могут в достаточно раннем возрасте, однако, возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействий), выбирать правомерный вариант поведения появляется, когда подросток начинает приобретать жизненный опыт. Хотя и у взрослых встречается детский взгляд на вещи.

Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения (ст. 17 Конституции РФ); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства и т.д. (ст. 19), но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение (ст. 39). Конституция РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55), а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 61).

Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние) пользуются особой защитой государства.

Государство, исходя из того что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Не полный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления их прав, устанавливается только законом. Этот же Закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан, созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач, на основе решений их руководящих органов (пункт 3 статьи 14) и тем самым лишает участия управлением государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем скажем малочисленных народов.

 

 

Теории причин преступного поведения.

 

«Нам нужна теория.

Без теории нам смерть».

И.В.Сталин

Чтобы бороться с явлением - надо понять его причины.

Пре­ступ­ность, как из­вест­но, со­ци­аль­ное яв­ле­ние, со­про­во­ж­даю­щее че­ло­ве­че­ст­во столь­ко вре­ме­ни, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет са­мо об­ще­ст­во. Начнём с теории.

Тео­рии - это со­став­лен­ные умо­зри­тель­ным пу­тем сис­те­мы, со­еди­няю­щие фак­ты по­сред­ст­вом при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей. Тео­рии пре­ступ­но­сти ка­са­ют­ся при­чин и по­след­ст­вий пре­ступ­но­го по­ве­де­ния, под­вер­жен­но­го из­ме­не­ни­ям от мес­та и вре­ме­ни, под влия­ни­ем из­вест­ных цен­но­ст­ных пред­став­ле­ний. В свою оче­редь тео­рии пре­ступ­но­сти серь­ез­но влия­ют на цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции об­ще­ст­ва и на об­ще­ст­вен­ное мне­ние о при­чи­нах пре­ступ­но­сти, а под­час да­же из­ме­ня­ют их.

До сих пор не соз­да­но ни­ка­кой дос­та­точ­но пол­ной и все­ох­ва­ты­ваю­щей тео­рии пре­ступ­но­го по­ве­де­ния. Все многообразие взглядов на причины преступности можно свести к двум основным направлениям (концепциям):

- социологическому.

- биологическому.

 

2.1. Социологические теории преступности.

Если биологические и биосоциальные концепции занимаются вопросами, почему отдельно взятый человек становится преступником, то задача социологических теорий состоит в том, чтобы выяснить, насколько часто, каким образом и в чем преступность обусловливается социальными факторами (например, экономической ситуацией).

Направление социологической теории нередко отождествляют с марксистской концепцией причин преступности, хотя оно возникло за несколько столетий до К. Маркса. Так, Т. Мор указал на причинную обусловленность преступности определенными социальными явлениями и прежде всего частной собственностью, порождающей глубокие антагонизмы в обществе. Аналогичные суждения высказали Т. Кампанелла, Д. Верас, Ж. Мелье и другие мыслители. Она опирается, в основном, на политическую экономию и рациональное объяснение происхождения преступности сугубо экономическими причинами. Здесь также много разных школ, на некоторых из которых я позволю себе остановиться:

- теория депрессии. Она предполагает, что преступность в периоды высокой коньюнктуры снижается, а в периоды экономической депрессии возрастает, экономический кризис оказывает непосредственное влияние на развитие преступности.

- теория экспансии исходит из того, что преступность с ростом и развитием экономики растет, а при ослаблении экономики снижается; во время экономического процветания материальные блага становятся более доступными и заметными; с улучшением жизненных условий расширяется потребность алкоголя, удовольствий, усиливается небрежность в работе и пр.; формируется так называемая преступность благосостояния.

- комбинированная теория депрессии-экспансии утверждает, что преступность возрастает в периоды подъема и спада экономики; изменение экономической ситуации как в лучшую, так и в худшую сторону повышает уровень преступности; экономическая стабильность действует на преступность смягчающим образом.

Из криминологической литературы видно, что большей симпатией пользуется третья из перечисленных экономических теорий.

 

Теория социальной дезорганизации. Её выдвинул французский социолог Эмиль Дюркгейм в конце XIX в. Смысл состоял в том, что преступность порождается разрушением социальных связей между людьми, которое, в свою очередь, вызывается либо кризисными явлениями, либо слишком внезапными (пусть и позитивными) социальными преобразованиями. В этих условиях нарушаются привычные нормы поведения, возникает состояние аномии (т. е. отсутствия норм, безразличия к требованиям права и морали), господствует принцип «все дозволено».

Основные положения этой теории заключались в следующем:

- наиболее высокая делинквентность приходится на центральную часть города (торговые и промышленная часть города);

- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные, перенаселенные районы.

- мелкие преступления против собственности могут концентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от него и т.д.

Объяснение, которое дает этот автор, подтверждается рядом исторических примеров (в том числе российских), однако оно недостаточно для ответа на вопрос о причинах преступлений в иные периоды жизни общества.

 

Теория аномии. Эмиль Дюркгейм считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:

-во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведения членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;

-во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.

По мнению Дюркгейма «чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности».

Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации:

-первый тип – конформизм. Это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств.

-второй тип – ритуализм. Заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков.

-третий тип – инновация. Это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. Т.е. люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств.

-четвертый тип – ретритизм. Заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей.

-пятый тип – мятеж. Это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.

В этом плане точкой опоры может стать русская культура. Она очень возвышенна. В ней не принято было придавать большое значение тому, что сегодня называется качеством жизни — что у тебя на столе, во что ты одет, какая у тебя мебель и так далее. В русской культуре было принято детей как можно раньше обращать к сфере идеального, учить их любить невещественное, а если вещественное, то не то, что можно купить за деньги, а красоту Божьего мира. Любовь к природе, радость от нее доступны любому человеку, вне зависимости от его достатка. Любить Родину, любить друзей, вообще любить ближних, любить настоящее искусство — этому всему придавалось большое значение. Русское традиционное воспитание всегда было направленно на подавление низменного в человеке и на пробуждение и развитие верхних этажей психики. Поэтому если посмотреть на современное состояние здравомыслия т.н. «цивилизованного мира», то мы (благодаря русской культуре и русскому языку) – последние с «человеческими мозгами» и «за нами просили не занимать».

Тео­рия суб­куль­ту­ры. Куль­ту­ра во­об­ще - это ком­плекс цен­но­ст­ных пред­став­ле­ний, сло­жив­ших­ся в ка­ком-то об­ще­ст­ве, в гра­ни­цах из­вест­ной тер­ри­то­рии и в рам­ках оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да ис­то­рии. Ее си­но­ни­мом мож­но счи­тать «ци­ви­ли­за­цию», ко­то­рая со­от­вет­ст­вен­но вклю­ча­ет в се­бя стиль жиз­ни, об­раз мыс­лей, чув­ст­во­ва­ние и по­ве­де­ние, вы­ра­жаю­щее­ся в ха­рак­те­ре пи­та­ния, оде­ж­ды, в обы­ча­ях и нра­вах, в ре­ли­гии и язы­ке. Куль­ту­ра ус­ваи­ва­ет­ся и пе­ре­да­ет­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Ее мож­но так­же пред­ста­вить как со­во­куп­ность оп­ре­де­лен­ных форм по­ве­де­ния, но по­сто­ян­но из­ме­няю­щих­ся, сме­ши­ваю­щи­ми­ся с дру­ги­ми куль­ту­ра­ми, с дру­ги­ми фор­ма­ми по­ве­де­ния и цен­но­ст­ны­ми пред­став­ле­ния­ми. Под суб­куль­ту­рой по­ни­ма­ют сис­те­му об­ще­ст­вен­но­го по­ве­де­ния и цен­но­стей, су­ще­ст­вую­щую от­дель­но от гос­под­ствую­щей сис­те­мы по­ве­де­ния и цен­но­стей и яв­ляю­щую­ся все же ча­стью этой цен­траль­ной сис­те­мы. Суб­куль­тур­ные груп­пы де­лят часть эле­мен­тов с гос­под­ствую­щей куль­тур­ной тра­ди­ци­ей (ци­ви­ли­за­ци­ей), но при этом со­хра­ня­ют и соб­ст­вен­ные нор­мы по­ве­де­ния, и цен­но­сти, от­ли­чаю­щие­ся от ве­ду­щей ци­ви­ли­за­ции.

В тео­ри­ях суб­куль­ту­ры пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки объ­яс­нить под­ро­ст­ко­вую пре­ступ­ность, и в осо­бен­но­сти бан­ди­тизм.

Тео­рии Аль­бер­та Ко­эна (1955) и Ри­чар­да Клоу­ар­да и Ллой­да Оли­на (1960), рас­смат­ри­ваю­щие при­чи­ны это­го яв­ле­ния, под­чер­ки­ва­ют зна­че­ние кон­флик­та ме­ж­ду цен­но­стя­ми и це­ля­ми пре­об­ла­даю­ще­го в об­ще­ст­ве сред­не­го слоя, с од­ной сто­ро­ны, и воз­мож­но­стя­ми под­ро­ст­ков из низ­ших сло­ев, не­спо­соб­ных при­дер­жи­вать­ся этих цен­но­стей и пре­сле­до­вать эти це­ли, - с дру­гой. В то­же вре­мя Уол­тер Мил­лер (1968) от­ме­чал, что под­ро­ст­ко­вая де­лин­квент­ность стро­ит­ся на сис­те­ме цен­но­стей низ­ших сло­ев, на соб­ст­вен­ной, на­счи­ты­ваю­щей сто­ле­тия тра­ди­ции, от­ли­чаю­щей­ся сво­ей осо­бой це­ло­ст­но­стью. Эти тео­рии суб­куль­ту­ры свя­за­ны с осо­бен­но­стя­ми оп­ре­де­лен­ных об­ще­ст­вен­ных сло­ев. Криминальную субкультуру можно сравнить с деструктивной сектой.

По мне­нию Ко­эна, у де­лин­квент­но­го под­ро­ст­ка су­ще­ст­вую­щая со­ци­аль­ная струк­ту­ра вы­зы­ва­ет ре­ак­цию от­ри­ца­ния и под­ро­ст­ко­вая про­ти­во­прав­ность в от­ли­чие от пре­ступ­но­сти взрос­лых не име­ет эко­но­ми­че­ской на­прав­лен­но­сти (кра­жа ве­щей, ко­то­ры­ми они не мо­гут вос­поль­зо­вать­ся, от­сут­ст­вие ка­ко­го ли­бо смыс­ла в ак­тах ван­да­лиз­ма, ве­де­ние «бан­дит­ских во­йн», при­ме­не­ние на­си­лия в от­но­ше­нии всех и все­го). Под­ро­ст­ки со­вер­ша­ют де­лик­ты для то­го, что­бы до­бить­ся оп­ре­де­лен­но­го ста­ту­са, со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния и пре­сти­жа. Они соз­да­ют соб­ст­вен­ную куль­ту­ру, от­де­лен­ную от гос­под­ствую­щей ци­ви­ли­за­ции - «не­за­ви­си­мую» суб­куль­ту­ру с це­лью по­лу­чить ста­тус сре­ди свер­ст­ни­ков. Эта ре­ак­ция про­яв­ля­ет­ся уже в шко­ле. Как счи­та­ют взрос­лые - хо­ро­ший ре­бе­нок в шко­ле дол­жен быть при­леж­ным, по­слуш­ным и смыш­ле­ным. Эти тео­рии на­зы­ва­ют­ся: «слу­чай­ных струк­тур», «не­рав­ных шан­сов», т.е. ко­гда пре­гра­ж­да­ет­ся путь к ле­галь­ным сред­ст­вам дос­ти­же­ния сво­их по­треб­но­стей, под­ро­ст­ки об­ра­ща­ют­ся (при на­ли­чии де­лин­квент­ных за­дат­ков) к про­ти­во­прав­ным ме­то­дам и сред­ст­вам дос­ти­же­ния этих це­лей.

Од­ни суб­куль­ту­ры до­би­ва­ют­ся ма­те­ри­аль­но­го дос­тат­ка и ха­рак­те­ри­зу­ют­ся иму­ще­ст­вен­ны­ми пре­сту­п­ле­ния­ми, кон­фликт­ные суб­куль­ту­ры ищут спо­со­ба до­бить­ся ста­ту­са в об­ще­ст­ве с по­мо­щью на­силь­ст­вен­ных пре­сту­п­ле­ний, суб­куль­ту­ры «ухо­да от ми­ра» пред­по­чи­та­ют обыч­ным ро­лям и це­лям уход в нар­ко­ма­нию и ал­ко­го­лизм. Наи­бо­лее ти­пич­ным «ухо­дом от ми­ра» яв­ля­ет­ся «ко­ша­чья суб­куль­ту­ра», су­тью ко­то­рой яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ное стрем­ле­ние к вы­зо­ву, сен­са­ции, удо­воль­ст­вию. Это по­иск экс­та­ти­че­ских пе­ре­жи­ва­ний, на­сла­ж­де­ний, «уле­тов», «эф­фек­тов». Са­мым труд­ным де­лин­квент­ным ви­дом счи­та­ет­ся тот, в ко­то­ром пред­став­ле­ны под­ро­ст­ки, не стре­мя­щие­ся к ста­ту­су сред­не­го слоя, но все­ми сред­ст­ва­ми пы­таю­щие­ся по­пра­вить свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние. При­ве­ду схе­му, ил­лю­ст­ри­рую­щую тео­рию суб­куль­ту­ры, пред­ло­жен­ную Клоу­ар­дом и Оли­ном:

-раз­лич­ные эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия су­ще­ст­во­ва­ния сред­не­го и низ­ших сло­ев в ин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве.

-со­ци­аль­ное рас­слое­ние об­ще­ст­ва.

-ин­тер­на­ли­за­ция (ус­вое­ние) под­ро­ст­ка­ми из низ­ше­го слоя цен­но­стей сред­не­го слоя.

-бло­ки­ро­ва­ние дос­ту­па под­ро­ст­кам из низ­ше­го слоя к це­лям сред­не­го слоя.

-раз­ви­тие де­лин­квент­ных аль­тер­на­тив для дос­ти­же­ния желаемого ста­ту­са.

С вы­шепе­ре­чис­лен­ны­ми тео­рия­ми суб­куль­тур пе­ре­кли­ка­ет­ся тео­рия Уол­те­ра Мил­ле­ра (1968). Она так­же ос­но­ва­на на рас­слое­нии об­ще­ст­ва, но в ос­но­ву ее по­ло­же­но сле­дую­щее по­ло­же­ние, что сис­те­мы цен­но­стей и стиль жиз­ни за­ви­сят от эко­но­ми­че­ских фак­то­ров. Т.е. как че­ло­ве­ку дос­та­ют­ся день­ги - по­лу­ча­ет он их от­ку­да-то или (на­при­мер, в на­след­ст­во или по про­грам­ме со­ци­аль­ной по­мо­щи) ли­бо за­ра­ба­ты­ва­ет их сам. С этим и свя­за­ны раз­лич­ные сис­те­мы цен­но­стей. Его тео­рия пред­став­ля­ет­ся сле­дую­щей схе­мой:

-соб­ст­вен­ный стиль жиз­ни и од­но­род­ная сис­те­ма цен­но­стей низ­ше­го слоя, пе­ре­да­вае­мая из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

-от­сут­ст­вие силь­ной фи­гу­ры от­ца и жен­ское на­ча­ло в семь­ях низ­ше­го слоя.

-не­дос­та­точ­ная воз­мож­ность ус­вое­ния муж­ской ро­ли в семь­ях низ­ше­го слоя.

-ус­вое­ние муж­ской ро­ли в груп­пе свер­ст­ни­ков

-по­лу­че­ние ста­ту­са пу­тем де­мон­ст­ра­ции сво­ей гру­бо­сти, му­же­ст­вен­но­сти, на­ход­чи­во­сти, спо­соб­но­сти об­ма­ном до­би­вать­ся бо­лее вы­год­но­го для се­бя по­ло­же­ния в кон­фликт­ных си­туа­ци­ях и при со­вер­ше­нии де­лик­тов.

Эта схе­ма име­ет «сбои»: на­при­мер, как пре­ступ­ность не­со­вер­шен­но­лет­них жен­ско­го по­ла, а про­вер­ка на прак­ти­ке ме­то­дом са­мо­от­че­та по­ка­зы­ва­ет, что пре­ступ­ность сре­ди под­ро­ст­ков из низ­ше­го слоя (как за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ная, так и ла­тент­ная) не от­ли­ча­ет­ся по объ­е­му и тя­же­сти от пре­ступ­но­сти под­ро­ст­ков из сред­не­го и верх­не­го сло­ев.

В 1980 го­ду Тео­дор Фер­ди­нанд раз­ра­бо­тал тео­рию суб­куль­ту­ры, ко­то­рая не свя­за­на ни с рас­слое­ни­ем об­ще­ст­ва, ни с эко­но­ми­кой. Он про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду мо­ло­деж­ны­ми суб­куль­ту­ра­ми раз­ви­тых и раз­ви­ваю­щих­ся стран. На­при­мер, суб­куль­ту­ру раз­ви­тых за­пад­ных стран Фер­ди­нанд ха­рак­те­ри­зу­ет сле­дую­щим об­ра­зом:

-мо­ло­дежь от­стаи­ва­ет свои ра­до­сти в ду­хе нар­цис­сиз­ма и от­ка­зы­ва­ет­ся от тра­ди­ци­он­но­го пре­ду­смот­ри­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сво­их чувств и эмо­ций;

-мо­ло­дые лю­ди не же­ла­ют брать на се­бя тя­го­ты обыч­ной про­фес­сио­наль­ной карь­е­ры, ро­ж­де­ния и вос­пи­та­ния де­тей, ис­пол­не­ния се­мей­ных обя­зан­но­стей. Они бро­са­ют вы­зов ав­то­ри­те­ту взрос­лых в се­мье, шко­ле, об­щи­не;

-мо­ло­дежь вы­ра­ба­ты­ва­ет свою осо­бую лек­си­ку, оде­ж­ду и му­зы­каль­ные ув­ле­че­ния;

-воз­ник­но­ве­ние мо­ло­деж­ной суб­куль­ту­ры не слу­жит вы­ра­же­ни­ем от­чу­ж­де­ния и изо­ля­ции, ско­рее она скла­ды­ва­ет­ся на ос­но­ве осоз­на­ния под­ро­ст­ка­ми сво­его соб­ст­вен­но­го ста­ту­са в ми­ре взрос­лых;

-свое взрос­ле­ние мо­ло­дежь пе­ре­жи­ва­ет как уг­ро­зу и ог­ра­ни­че­ние сво­их воз­мож­но­стей. Под­рос­ток де­ла­ет то, что ему нра­вит­ся, и на­сла­ж­да­ет­ся до­су­гом.

Мо­ло­дые лю­ди в раз­ви­тых стра­нах, ре­шив­шие де­лать ка­кую-ли­бо про­фес­сио­наль­ную карь­е­ру, долж­ны по­тра­тить на обу­че­ние от 16 лет и бо­лее. Это вы­зы­ва­ет у мно­гих из них чув­ст­во без­на­деж­но­сти. Под­рос­ток считает, что его не ждет ни­че­го, ра­ди че­го мож­но бы­ло бы за­тра­тить столь­ко вре­ме­ни и сил. Учить­ся скуч­но и труд­но. И, наконец, серь­ез­ная про­фес­сио­наль­ная карь­е­ра - это да­ле­ко не все, о чем меч­та­ет че­ло­век.

Можно считать, что соз­да­ние мо­ло­деж­ной суб­куль­ту­ры - это реа­ли­сти­че­ское при­спо­соб­ле­ние к как бы «из­на­чаль­но без­на­деж­ной» си­туа­ции.

 

Теория насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

 

Теория конфликта. Понятие «конфликт» пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи, социологи и юристы.

Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась «конфликт культур», где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами, разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах, конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для которых «городские законы» - это прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а о российских евреях-иммигрантах и говорить не надо.

В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию «группового конфликта». По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:

- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников;

-выборы в демократических странах сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.);

-много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими;

-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (ЮАР, Украина и пр.)

Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.

В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи, существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты), и что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.

 

Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью «классовой структуры» общества и «классовой юстицией». Радикальные теории очень сложно классифицировать. Рассмотрим все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной криминологии. По мнению их сторонников:

-преступность – «негативное благо», которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;

-девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей;

-основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между господствующим и рабочим классом;

-преступность возникает из противоречий капитализма, которые все время растут;

-традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать;

-уголовное законодательство и его применение при капитализме рассчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов;

-инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются «органами набора рекрутов в когорту девиантных элементов»;

-применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.

Своей главной задачей радикалы видят ликвидацию капиталистической системы.

Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям:

-основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы;

-общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: