Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Н. Ю. Вельц, И. В. Ерошкина,
И. Г. Климова, В. А. Старков
РУКОВОДСТВО К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ
И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ»
Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ
в качестве учебно-методического пособия
![]() |
![]() |
Орск 2006
УДК 378 ББК 74.262.8 р Р84 | ![]() |
Научный редактор
Т. Е. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент
(Орский гуманитарно-технологический институт)
Рецензенты:
Г. В. Ни, доктор биологических наук, профессор,
И. В. Быстров, кандидат биологических наук, доцент
(ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»)
Р84 Вельц, Н. Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Биология»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Вельц,
И. В. Ерошкина, И. Г. Климова, В. А. Старков. – Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 95 с. – ISBN 5-8424-0282-3.
ISBN 5-8424-0282-3
© Вельц Н. Ю., 2006
© Ерошкина И. В., 2006
© Климова И. Г, 2006
© Старков В. А., 2006
© Издательство ОГТИ, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………….. | |
Глава 1.Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента ……. | |
1.1 Типы и виды учебных исследований ……………………. | |
1.2 Выбор темы ………………………………………………… | |
Глава 2. Организация исследования ……………………………… | |
2.1 Стратегия исследования ………………………………….. | |
2.2 Исследования биологических объектов …………………. | |
2.2.1 Ботаника ……………………………………………... | |
2.2.2 Зоология беспозвоночных ………………………….. | |
2.2.3 Зоология позвоночных ……………………………… | |
2.2.4 Человек ………………………………………………. | |
2.3 Постановка методологических исследований …………… | |
2.4 Методы биологических и психолого-педагогических исследований ……………………………………………………….. | |
2.4.1 Методы изучения видового состава биологических объектов …………………………………………………………….. | |
2.4.2Методы изучения пространственного размещения биологических объектов …………………………………………… | |
2.4.3Методы изучения экологии биологических объектов …………………………………………………………….. | |
2.4.4 Наблюдение …………………………………………. | |
2.4.5 Эксперимент ………………………………………… | |
2.4.6 Технология обобщения педагогического опыта ….. | |
2.5 Обработка данных и получение статистических оценок.. | |
2.6 Представление полученных результатов в виде графического материала …………………………………………… | |
Глава 3. Работа с научной литературой …………………………... | |
3.1 Информационное обеспечение исследования …………… | |
3.2 Конспектирование источников …………………………… | |
3.3 Методы обработки содержания научных текстов ………. | |
3.4 Понятийно-терминологическое обеспечение исследования ……………………………………………………….. | |
Глава 4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………. | |
4.1 Структура курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………………………………… | |
4.2 Оформление курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………………………………… | |
Глава 5. Защита курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………………………………… | |
Список литературы ………………………………………………… | |
Приложение 1. Образец задания по курсовой работе …………… | |
Приложение 2. Образец оформления обложки ………………….. | |
Приложение 3. Образец оформления титульного листа ………… | |
Приложение 4. УДК, ББК по основным дисциплинам ………….. | |
Приложение 5. Образец оформления реферата ………………….. | |
Приложение 6. Образец оформления содержания ………………. | |
Приложение 7. Схема написания введения ……………………… | |
Приложение 8. Образец бланка отзыва о курсовой работе …….. |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ разработано для студентов очного отделения естественнонаучного факультета, обучающихся по специальности «Биология», а также педагогов, занятых в системе переподготовки и повышения квалификации.
Учебно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся по данной специальности, организация исследования по различным разделам биологии, обработка полученных результатов имеют свои особенности и представляют трудности для самостоятельной работы.
Курсовая работа по специальности планируется у студентов III курса, уже имеющих навык практической работы на полевых практиках, поэтому для проведения работы им необходимо грамотно спланировать и организовать исследование, обработать и проанализировать полученные данные.
Студенты IV курса впервые выходят на учебно-методическую практику в школе. Их исследовательская работа рассчитана на постановку педагогического и методического экспериментов, что также нашло отражение в данном пособии. На практике можно применить данные, полученные в ходе подготовки к курсовой работе по специальности, поэтому курсовая работа по методике преподавания биологии является следующим этапом учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой интегративную работу, в которой объединены теория и практика комплексного научного решения исследуемой проблемы. Данная проблема может быть связана как с изучением биологических объектов, так и с решением методических и педагогических задач. Для выполнения ВКР студенту потребуются навыки, полученные в процессе написания курсовых работ на предыдущих курсах.
Целью данного пособия является помощь студентам в планировании, постановке цели и задач исследования, выборе методов, а также в получении достоверных результатов и выводов.
ГЛАВА 1. КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫКАК ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА
Курсовая и выпускная квалификационная работы – это формы организации учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя учебного заведения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Их назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Они представляют собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельной и личностно-ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося.
Кроме того, это еще и формы контроляуровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТ.
Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование. Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа – это высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Она выполняется как интеграция знаний из разных учебных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению эксперимента, по письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Выпускная квалификационная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной программе проведения биологического, методического или психолого-педагогического исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.
В целом последовательное и качественное выполнение этих форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.
Курсовые работы и ВКР выполняются во внеучебное времяи в сроки, установленные учебными планами. На написание курсовой работы отводится не менее 3 месяцев, выпускной квалификационной работы – не менее 7 месяцев начиная со дня выбора и утверждения темы.
Объем выполняемой работы определяется числом страниц машинописного текста. Курсовые работы и ВКР считаются начиная с титульного листа. Нормативные объемы: курсовая работа – не менее 20, ВКР – не менее 50 страниц.
Курсовая работа и ВКР – самостоятельные формы аттестации студента и слушателя (соответственно текущей и итоговой). Обе проходят стадии защиты. В режиме курсовой работы выполняются так называемые выпускные работы слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Все формы учебно-исследовательских работ осуществляются под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Курсовая работа остается в качестве документа на кафедре и хранится 3 года с момента защиты, ВКР хранится на кафедре в качестве документа 5 лет со дня защиты.
Типы и виды учебных исследований
Исследования, которые могут проводить студенты и слушатели, подразделяются на три группы:
- теоретические;
- эмпирические;
- смешанные.
Основанием такого деления служит типология источников познания.
Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы.
Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.
К теоретическим исследованиям относятся методологические исследования. Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо психологического или педагогического феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.
Эмпирические исследования – это работы, связанные как с изучением и описанием какого-либо биологического объекта (объектов), так и с изучением и описанием практики воспитания и обучения детей. Предметом подобных исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют экспериментальные и опытно-практические исследования.
Экспериментальные исследования по биологии позволяют определить степень изменения тех или иных параметров объекта под влиянием действий факторов среды или экспериментатора. Экспериментальные исследования по педагогике, психологии и методике обучения предполагают рассмотрение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения детей под влиянием изменяемых экспериментатором условий их обучения и воспитания.
Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, психолога, демонстрирующего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде. Им может быть и опыт самого студента по работе с детьми. К такому виду исследований принадлежат и те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательной и оздоровительной работы в образовательном учреждении или семье, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения и воспитания.
Смешанные работы предполагают сочетание обоих из указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические и другие работы. Сочетания видов бывают самыми разнообразными. Студенты и слушатели прибегают чаще всего именно к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.
Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразнее овладевать постепенно. Курсовую работу можно сделать, объединив два вида – например, методологический и опытно-практический. ВКР лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований. Лишь в качестве исключения (по разрешению кафедры) обучающемуся могут разрешить выполнять дипломное исследование, оставаясь в рамках одного вида научной работы.
Выбор темы
Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.
Она формулируется как заглавие работы. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ определяются квалифицированными специалистами кафедр и предлагаются обучающимся для выбора с возможным последующим уточнением. Студент и слушатель имеют право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения.
Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил.
Правило первое: тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста.
Правило второе: тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя.
Личные познавательные и исследовательские возможности – это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп, ритм выполнения работы и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же он сделает исследование более убедительным и доказательным.
Правило третье: тема выбирается с учетом актуальности, то есть ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ; вероятно также, что не один практик обозначил эту проблему, а способы ее решения неизвестны; не исключается, что и сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется актуальность исследования.
Правило четвертое: тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется па поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимого на данную работу в течение дня, недели, месяца.
После того как произведена оценка темы на возможность ее качественного выполнения, следует определить: соответствует ли формулировка некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы курсовых и дипломных работ:
- предельная краткость;
- проблемность;
- ясность смысла;
- благозвучность.
Краткость темы — важнейшее ее качество. Из формулировки, то есть из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7.
Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в сноске и дать в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю.
Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, то есть на исследование или установление зависимостей. Например, тема «Биотопическое размещение земноводных» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие земноводных, и только. Тема же «Влияние растительного покрова на пространственное размещение земноводных территории исследования» проблемная.
Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы – это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие этапы исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.