Типы и виды учебных исследований




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Н. Ю. Вельц, И. В. Ерошкина,

И. Г. Климова, В. А. Старков

РУКОВОДСТВО К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ»

 

Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ

в качестве учебно-методического пособия

 

 

 
 

 
 

 


Орск 2006

УДК 378 ББК 74.262.8 р Р84

Научный редактор

Т. Е. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент

(Орский гуманитарно-технологический институт)

Рецензенты:

Г. В. Ни, доктор биологических наук, профессор,

И. В. Быстров, кандидат биологических наук, доцент

(ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»)

 

 

Р84 Вельц, Н. Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Биология»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Вельц,

И. В. Ерошкина, И. Г. Климова, В. А. Старков. – Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 95 с. – ISBN 5-8424-0282-3.

 

ISBN 5-8424-0282-3

© Вельц Н. Ю., 2006

© Ерошкина И. В., 2006

© Климова И. Г, 2006

© Старков В. А., 2006

© Издательство ОГТИ, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка ……………………………………………..  
Глава 1.Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента …….  
1.1 Типы и виды учебных исследований …………………….  
1.2 Выбор темы …………………………………………………  
Глава 2. Организация исследования ………………………………  
2.1 Стратегия исследования …………………………………..  
2.2 Исследования биологических объектов ………………….  
2.2.1 Ботаника ……………………………………………...  
2.2.2 Зоология беспозвоночных …………………………..  
2.2.3 Зоология позвоночных ………………………………  
2.2.4 Человек ……………………………………………….  
2.3 Постановка методологических исследований ……………  
2.4 Методы биологических и психолого-педагогических исследований ………………………………………………………..  
2.4.1 Методы изучения видового состава биологических объектов ……………………………………………………………..  
2.4.2Методы изучения пространственного размещения биологических объектов ……………………………………………  
2.4.3Методы изучения экологии биологических объектов ……………………………………………………………..  
2.4.4 Наблюдение ………………………………………….  
2.4.5 Эксперимент …………………………………………  
2.4.6 Технология обобщения педагогического опыта …..  
2.5 Обработка данных и получение статистических оценок..  
2.6 Представление полученных результатов в виде графического материала ……………………………………………  
Глава 3. Работа с научной литературой …………………………...  
3.1 Информационное обеспечение исследования ……………  
3.2 Конспектирование источников ……………………………  
3.3 Методы обработки содержания научных текстов ……….  
3.4 Понятийно-терминологическое обеспечение исследования ………………………………………………………..  
Глава 4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………….  
4.1 Структура курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………  
4.2 Оформление курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………  
Глава 5. Защита курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………  
Список литературы …………………………………………………  
Приложение 1. Образец задания по курсовой работе ……………  
Приложение 2. Образец оформления обложки …………………..  
Приложение 3. Образец оформления титульного листа …………  
Приложение 4. УДК, ББК по основным дисциплинам …………..  
Приложение 5. Образец оформления реферата …………………..  
Приложение 6. Образец оформления содержания ……………….  
Приложение 7. Схема написания введения ………………………  
Приложение 8. Образец бланка отзыва о курсовой работе ……..  

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ разработано для студентов очного отделения естественнонаучного факультета, обучающихся по специальности «Биология», а также педагогов, занятых в системе переподготовки и повышения квалификации.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся по данной специальности, организация исследования по различным разделам биологии, обработка полученных результатов имеют свои особенности и представляют трудности для самостоятельной работы.

Курсовая работа по специальности планируется у студентов III курса, уже имеющих навык практической работы на полевых практиках, поэтому для проведения работы им необходимо грамотно спланировать и организовать исследование, обработать и проанализировать полученные данные.

Студенты IV курса впервые выходят на учебно-методическую практику в школе. Их исследовательская работа рассчитана на постановку педагогического и методического экспериментов, что также нашло отражение в данном пособии. На практике можно применить данные, полученные в ходе подготовки к курсовой работе по специальности, поэтому курсовая работа по методике преподавания биологии является следующим этапом учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой интегративную работу, в которой объединены теория и практика комплексного научного решения исследуемой проблемы. Данная проблема может быть связана как с изучением биологических объектов, так и с решением методических и педагогических задач. Для выполнения ВКР студенту потребуются навыки, полученные в процессе написания курсовых работ на предыдущих курсах.

Целью данного пособия является помощь студентам в планировании, постановке цели и задач исследования, выборе методов, а также в получении достоверных результатов и выводов.


ГЛАВА 1. КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫКАК ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА

Курсовая и выпускная квалификационная работы – это формы организации учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя учебного заведения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Их назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Они представляют собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельной и личностно-ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося.

Кроме того, это еще и формы контроляуровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТ.

Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование. Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа – это высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Она выполняется как интеграция знаний из разных учебных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению эксперимента, по письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной программе проведения биологического, методического или психолого-педагогического исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.

В целом последовательное и качественное выполнение этих форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.

Курсовые работы и ВКР выполняются во внеучебное времяи в сроки, установленные учебными планами. На написание курсовой работы отводится не менее 3 месяцев, выпускной квалификационной работы – не менее 7 месяцев начиная со дня выбора и утверждения темы.

Объем выполняемой работы определяется числом страниц машинописного текста. Курсовые работы и ВКР считаются начиная с титульного листа. Нормативные объемы: курсовая работа – не менее 20, ВКР – не менее 50 страниц.

Курсовая работа и ВКР – самостоятельные формы аттестации студента и слушателя (соответственно текущей и итоговой). Обе проходят стадии защиты. В режиме курсовой работы выполняются так называемые выпускные работы слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Все формы учебно-исследовательских работ осуществляются под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Курсовая работа остается в качестве документа на кафедре и хранится 3 года с момента защиты, ВКР хранится на кафедре в качестве документа 5 лет со дня защиты.

Типы и виды учебных исследований

Исследования, которые могут проводить студенты и слушатели, подразделяются на три группы:

- теоретические;

- эмпирические;

- смешанные.

Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы.

Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся методологические исследования. Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо психологического или педагогического феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследования – это работы, связанные как с изучением и описанием какого-либо биологического объекта (объектов), так и с изучением и описанием практики воспитания и обучения детей. Предметом подобных исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют экспериментальные и опытно-практические исследования.

Экспериментальные исследования по биологии позволяют определить степень изменения тех или иных параметров объекта под влиянием действий факторов среды или экспериментатора. Экспериментальные исследования по педагогике, психологии и методике обучения предполагают рассмотрение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения детей под влиянием изменяемых экспериментатором условий их обучения и воспитания.

Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, психолога, демонстрирующего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде. Им может быть и опыт самого студента по работе с детьми. К такому виду исследований принадлежат и те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательной и оздоровительной работы в образовательном учреждении или семье, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения и воспитания.

Смешанные работы предполагают сочетание обоих из указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические и другие работы. Сочетания видов бывают самыми разнообразными. Студенты и слушатели прибегают чаще всего именно к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразнее овладевать постепенно. Курсовую работу можно сделать, объединив два вида – например, методологический и опытно-практический. ВКР лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований. Лишь в качестве исключения (по разрешению кафедры) обучающемуся могут разрешить выполнять дипломное исследование, оставаясь в рамках одного вида научной работы.

Выбор темы

 

Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Она формулируется как заглавие работы. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ определяются квалифицированными специалистами кафедр и предлагаются обучающимся для выбора с возможным последующим уточнением. Студент и слушатель имеют право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения.

Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил.

Правило первое: тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста.

Правило второе: тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя.

Личные познавательные и исследовательские возможности – это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп, ритм выполнения работы и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же он сделает исследование более убедительным и доказательным.

Правило третье: тема выбирается с учетом актуальности, то есть ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ; вероятно также, что не один практик обозначил эту проблему, а способы ее решения неизвестны; не исключается, что и сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется актуальность исследования.

Правило четвертое: тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется па поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимого на данную работу в течение дня, недели, месяца.

После того как произведена оценка темы на возможность ее качественного выполнения, следует определить: соответствует ли формулировка некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы курсовых и дипломных работ:

- предельная краткость;

- проблемность;

 

- ясность смысла;

- благозвучность.

Краткость темы — важнейшее ее качество. Из формулировки, то есть из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7.

Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в сноске и дать в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю.

Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, то есть на исследование или установление зависимостей. Например, тема «Биотопическое размещение земноводных» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие земноводных, и только. Тема же «Влияние растительного покрова на пространственное размещение земноводных территории исследования» проблемная.

Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы – это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие этапы исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: