Методы обработки содержания научных текстов




Читая и конспектируя научную литературу, следует сразу думать о том, как она будет представлена в тексте реферата, курсовой и дипломной работ. Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свои.

Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно – метода анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего, системообразующего.

Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и вносить его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты.

Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы и не обозначая авторства. Этот текст общеизвестных и общепринятых положений дополняется своим материалом – различного рода анализом и оценкой. Это тоже часто используемый студентами метод.

Метод апперцепции состоит в простом дополнении используемого и принятого за аксиомы знания из какого-либо источника своим, связанным непосредственно с данной темой.

Апперцепция – это зависимость собственных суждений от принятых за основу знаний. Этот метод чаще всего используется при формировании «я-суждений».

Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью слов-дескрипторов (наиболее точно их представляющих в науке).

Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления.

Например, при изучении социализации человека ими будут: человек, общество, социум, воспитание, культура, социальные связи, социальные отношения.

Это тоже часто используемый студентами метод, особенно при написании параграфа, раскрывающего суть изучаемого явления.

Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаше всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов.

Аспектный анализ – это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на основании какого-либо учения. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики.

Герменевтический анализ – метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для своей работы – собственную, которая и составит научную новизну исследования.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен.

Контент-анализ – метод, выявляющий в научном тексте употребление тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Он уместен при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения.

Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса.

Комплексный анализ – межпредметный, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например, в философии, биологии и психологии или медицине.

Концептуальный анализ – анализ научного текста в ракурсе определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию, при этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, или на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик.

С его помощью собираются, условно говоря, все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений.

Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов есть и другие. Например, структурный, обзорный (так любимый студентами), обобщающий, функциональный анализ и т. д. Студент может сам разработать свои методы и опробовать их в работе.

Можно воспользоваться и иными методами, среди которых:

- акцептуация (более глубокое рассмотрение одного вопроса);

- актуализация (восстановление значимости забытого материала);

- алгоритмизация (нахождение общих правил построения исследования);

- идеализация (выделение наивысших и наилучших качеств и состояний предмета исследования);

- моделирование (создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования) и др.

Выбор метода изучения теоретического текста основывается на постановке четкой цели исследования и самого анализа, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного вида анализа. Чем большее число их освоит студент за время написания реферата, курсовой и дипломной работ, тем вероятнее его успехи в интеллектуальном развитии.

Выбранные и применяемые виды анализа и другие методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во «Введении» в разделе «Методы исследования».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: