Условные обозначения, маркирующие возможные методы,




Применяемые при работе с темой

Знак отмечает темы, при работе над которыми возможны:
Э опытно-экспериментальная деятельность
К применение компьютерной техники, программных продуктов или элементов программирования
П проведение полевых сборов
М применение микроскопа
Ф использование фототехники (цифровой фототехники) для создания фотографий, слайдов
В применение видеотехники для создания видеосюжетов
А использование аудиотехники
С проведение социологического опроса или использование статистических данных организаций
Х химический анализ
О использование определителя

 

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

Теоретические исследования общих вопросов зоологии беспозвоночных

1. Основные направления эволюции беспозвоночных животных или отдельных таксонов – К, Ф, В.

2. Многообразие способов передвижения беспозвоночных животных (на примере) в связи с их прогрессивной эволюцией – К, Ф, В.

3. Использование принципов строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных для решения некоторых инженерных задач (на примере) – К, Ф, В.

Фаунистические исследования

1. Видовой и количественный состав беспозвоночных животных (на примере) в изучаемом районе – П, М, Ф, В, О.

2. Беспозвоночные животные водоемов и их побережий в изучаемом районе – П, М, Ф, В, О.

3. Жгутиконосцы окрестностей изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

4. Гидроидные местных водоемов – П, М, Ф, В, О.

5. Видовой и количественный состав плоских червей изучаемого района – П, М, Ф, В, О, С.

6. Видовой и количественный состав круглых червей изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

7. Видовой и количественный состав кольчатых червей изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

8. Видовой и количественный состав (вторично-водных, наземных) моллюсков изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

9. Видовой и количественный состав представителей класса Ракообразных в водоемах изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

10. Видовой и количественный состав представителей класса Паукообразных в изучаемом районе – П, М, Ф, В, О.

 

 

11. Энтомофауна (насекомые) изучаемого района – П, М, Ф, В, О.

12. Биология и систематика отряда (по выбору) в изучаемом районе – П, М, Ф, В, О.

13. Важнейшие вредители садов (огородов, полей) изучаемого района, их распространение, численность и видовой состав; меры борьбы.

Экологические исследования

1. Сезонная жизнь беспозвоночных животных (на примере ….) в изучаемом районе – П, М, Ф, В, О, Х.

2. Инфузории местных водоемов. Влияние факторов окружающей среды на процесс размножения инфузорий – П, М, Ф, В, О, Х, Э.

3. Экология червей (по выбору) изучаемого района – П, М, Ф, В, О, Х.

4. Экология моллюсков местных водоемов – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

5. Экология насекомых (по выбору) изучаемых территорий – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

6. Биология и экология сосущих членистоногих (растениеобитающие клещи, равнокрылые, полужесткокрылые насекомые) – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

7. Хищные членистоногие изучаемого района и их роль в регуляции численности вредителей сельского и лесного хозяйства – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

8. Экология питания фитофагов (выбор и смена кормовых растений, характер питания) – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

9. Эколого-фаунистические исследования галлообразующих членистоногих и минирующих насекомых (видовой состав, структура сообществ, специализация к растениям-хозяевам, характер повреждения, вредители декоративных и других хозяйственно ценных растений) – П, М, Ф, В, О, Х,Э.

10. Типы повреждения древесных пород и беспозвоночные их вызывающие – П, М, Ф, В, О.

11. Важнейшие вредители садов (огородов, полей) изучаемого района, их распространение, экология; меры борьбы – П, М, Ф, В, О, Х, Э.

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Душенков, В. М. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных: учеб. пособие / В. М. Душенков. – М.: Издат. центр Академия, 2000. – 256 с.

2. Зеликман, А. Л. Малый практикум по зоологии беспозвоночных / А. Л. Зеликман. – М.: Просвещение, 1965.

3. Иванов, А. В. Большой практикум по зоологии беспозвоночных / А. В. Иванов, Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков. – М.: Высшая школа, 1981. – 500 с.

4. Паршина, Т. Ю. Лабораторный практикум по зоологии беспозвоночных / Т. Ю. Паршина. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2002.

5. Степанян, Е. Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Степанян. – М.: Академия, 2001. – 120 с.

6. Фролова Е. Практикум по зоологии беспозвоночных / Е. Фролова, Т. В. Щербина, Т. Н. Михина. – М.: Просвещение, 1985.

Зоология позвоночных

У животных фиксируются:

- изменения численности популяций;

- пространственное размещение животных;

- позвоночные животные основных мест обитания.

Определяют численность видов и амплитуду колебаний этой числен­ности в течение сезона. В различные годы численность отдельного вида может подвергаться существенным изменениям, которые могут быть связаны с процессами вымирания или процветания популяции или иметь циклический характер.

Пространственная структура популяций может быть случайной, равномерной и неслучайной (групповой). Любой тип пространственной структуры носит приспособительный характер и является важной характеристикой.

Изучение основных мест обитания является экологической характеристикой вида. Можно изучать позвоночных лесов и парков, открытых пространств, населенных пунктов, водоемов, побережий.

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

Определение численности видов

1. Фауна наземных позвоночных (конкретной группы) различных местообитаний.

2. Население отдельных групп наземных позвоночных (по выбору) из различных местообитаний.

3. Изменения населения конкретной группы позвоночных животных в зависимости от изменения факторов среды.

Пространственное размещение животных

1. Ихтиофауна водоемов разного типа.

2. Особенности пространственного размещения позвоночных животных и его причина на примере отдельных видов или групп видов. Половая и возрастная структура популяции группы наземных позвоночных (по выбору).

3. Размножение и развитие позвоночных животных.

Позвоночные животные основных мест обитания

1. Позвоночные животные приречного леса реки Ори (Урала, Елшанки) в черте города Орска.

2. Позвоночные животные лесов различных районов Оренбуржья.

3. Позвоночные животные садов города Орска (или других районов Оренбуржья).

4. Позвоночные животные парков города Орска (или других районов Оренбуржья)

5. Позвоночные животные открытых пространств.

6. Позвоночные животные населенных пунктов.

7. Птицы, звери, пресмыкающиеся и земноводные водоемов, болот и их побережий.

8. Ихтиофауна водоемов разного типа.

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Давыгора, А. В. Орнитологическая фауна Оренбургской области / А. В. Давыгора. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000.

2. Климова, И. Г. Авиафаунистические наблюдения / И. Г. Климова. – Орск: ОГТИ, 2003.

3. Константинов, В. М. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе / В. М. Константинов, В. Т. Бутьев, Е. Н. Дерим-Оглу и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Красная книга Оренбургской области / под ред. А. С. Васильева.- Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1998.

5. Распространение птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири: сб. статей / под ред. В. К. Рябицева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995-2005 гг.

6. Рябицев, В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель / В. К. Рябицев. – Екатеринбург, 2002.

 

Человек

Исследования в данной области проводятся в направлениях:

- демографические показатели;

- оценка функционального состояния организма;

- социальные условия проживания;

- уровень заболеваемости и травматизма.

Демографические исследования сводятся, как правило, к изучению статистических данных. Это могут быть показатели рождаемости и смертности, миграционных потоков, соотношение полового состава различных возрастных групп, определение основных тенденций в этом направлении.

Функциональное состояние организма можно определить через ряд антропометрических и физиометрических исследований. Также к этому направлению относят выявление конституции организма, психофизиологических состояний.

Социальные условия проживания – это важный показатель, так как здоровье человека определяется не только физическими, но и социальными факторами. Определяются условия проживания семьи, количество проживающих в квартире людей, доход на 1 человека.

Уровень заболеваемости можно определить как из статистических источников, так и путем сбора непосредственной информации. Полученные данные позволят оценить степень заболеваемости различных групп людей, сделать прогноз и выводы о возможных причинах заболеваемости.

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

Демографические показатели

1. Рождаемость и смертность района Оренбургской области (по выбору).

2. Средняя продолжительность жизни различных возрастных групп района Оренбургской области (по выбору).

3. Изменение продолжительности жизни людей под влиянием различных факторов (по выбору).

Функциональное состояние организма

1. Определение антропометрических показателей группы людей (по выбору).

2. Определение физиометрических показателей группы людей (по выбору).

3. Характеристика и оценка физического развития учащихся школ различных возрастно-половых групп.

4. Оценка индивидуального физического развития человека (по выбору).

5. Адаптация к новым условиям (по выбору).

Социальные условия проживания

1. Социальные условия проживания учащихся школы (по выбору).

2. Социальный и возрастно-половой состав семьи учащихся школы (по выбору).

3. Влияние социальных условий на успеваемость учащихся школы (по выбору).

Уровень заболеваемости и травматизма

1. Выявление «Индекса здоровья» группы людей (по выбору).

2. Определение «Показателя уровня здоровья» группы людей (по выбору).

3. Характеристика заболеваемости учащихся школы (по выбору).

4. Заболеваемость в районе Оренбургской области (по выбору).

5. Уровень травматизма в районе Оренбургской области (по выбору).

6. Определение «группы риска» для различных заболеваний в районе Оренбургской области (по выбору).

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под. ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

2. Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебно-методическое пособие / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. – М.: ВЛАДОС, 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: