Постановка методологических исследований




Курсовые работы по методике обучения биологии направлены на исследование образовательного процесса по предмету «Биология» с целью изучения закономерностей усвоения школьниками биологического материала. Значение курсовой работы состоит в приобретении студентами теоретических знаний и практических умений, связанных с обучением школьников биологии, их воспитанием и развитием.

По тематике курсовые работы можно разделить:

- на курсовые работы по общей методике обучения биологии;

- на курсовые работы по частным или специальным методикам.

Курсовые работы по общей методике содержат вопросы:

- истории становления и развития биологического образования;

- системы воспитывающего обучения;

- системы биологического образования современной школы.

Курсовые работы по частным методикам разделяются по курсам:

- «Природоведение»;

- «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;

- «Животные»;

- «Человек»;

- «Общая биология».

Особенностью курсовых работ по методике обучения биологии является тесная связь вопросов исследования в общей методике с их практическим применением в частных методиках обучения, так как теоретические выводы базируются на частно-методических исследованиях, а они в свою очередь руководствуются обще-методическими положениями для каждого курса.

Таким образом, в курсовых работах неразрывно сочетаются общая и специальные части методики обучения биологии.

Курсовые работы по теме «История методики обучения биологии» могут рассматривать опыт биологического образования в России, проблемы, над которыми работали ученые-методисты, тенденции развития естественнонаучного (конкретного биологического и экологического) образования в России.

Для работы в данном направлении можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

1. Методические проблемы и их решение в истории методики обучения биологии.

2. Система элементов воспитания учащихся при обучении биологии, созданная И. Д. Зверевым.

3. Связь теории и практики в истории отечественной методики обучения биологии.

4. История развития опытнической работы учащихся по биологии.

5. Теория развития понятий и ее роль в укреплении межпредметных связей в биологии.

6. Теоретические труды Н. М. Верзилина и В. М. Корсунской, И. Д. Зверева.

7. История развития связи преподавания биологии с жизнью.

Курсовые по системам воспитывающего обучения могут рассматривать вопросы формирования научно-материалистического мировоззрения, экологического воспитания, трудового, эстетического, этического, патриотического и гражданского воспитания в процессе обучения биологии. Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны между собой и с познавательной деятельностью учащихся.

Для работы в данном направлении можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

1. Экологическое воспитание в курсе общей биологии.

2. Внеклассная природоохранная работа по биологии.

3. Воспитание познавательного интереса учащихся в процессе преподавания экологии.

4. Эстетическое воспитание учащихся при обучении зоологии.

5. Взаимосвязь эстетического, этического и экологического воспитания в курсе обучения зоологии.

6. Взаимосвязь эстетического, этического и экологического воспитания в курсе обучения ботаники.

7. Гражданское воспитание и его осуществление при изучении курса «Человек».

8. Система трудового воспитания в процессе изучения предмета «Биология».

9. Эстетическое воспитание, его цели и задачи в процессе обучения биологии.

10. Воспитание мировоззрения в процессе обучения биологии.

Курсовые работы, отражающие систему биологического образования современной школы, раскрывают вопросы содержания и структуры школьного курса биологии, межпредметные и внутрипредметные связи, различные подходы к использованию активных методов обучения (дискуссий, ролевых, имитационных игр и пр.), показывают использование проблемного, исследовательского подходов в обучении биологии.

Рассматриваются основные формы обучения биологии (урок, лабораторные занятия, экскурсии, практическая работа), а также нетрадиционные формы организации учебного процесса. Большое значение имеют курсовые работы по разработке факультативной и внеклассной работы по биологии, организации уголка живой природы и опытнической работы в нем, а также использование учебно-опытного участка как базы для исследовательской работы учащихся.

Для исследований в данном направлении можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

1. Элементы программированного обучения в преподавании биологии.

2. Постановка опытов над животными и растениями по общей биологии.

3. Организация исследовательской работы на уроках зоологии.

4. Организация опытов и наблюдений учащихся над микроорганизмами в зоологическом кружке.

5. Работа с терминами на уроках биологии.

6. Методические особенности применения наглядности на уроках ботаники.

7. Особенности методики проведения ботанических экскурсий с учащимися VI – VII классов.

8. Особенности проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся на уроках ботаники.

9. Экскурсии в связи с изучением общей биологии.

10. Работа школьников с учебником биологии на уроках.

11. Практическая работа как эффективный метод обучения биологии.

Курсовые работы по частным методикам обучения биологии представляют собой разработки методики проведения уроков, экскурсий, внеурочной работы, внеклассных занятий по отдельным темам или всей системы преподавания конкретного курса по биологии.

Для исследований в данном направлении можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

1. Методика изучения темы «Теория эволюции».

2. Методика изучения темы «Происхождение человека».

3. Методика изучения темы «Биосфера и человек».

4. Практическая направленность обучения ботанике.

5. Формирование практических умений и навыков, связанных с курсом биологии.

6. Методика использования физиологических опытов на уроках анатомии и физиологии человека.

7. Внеклассная природоохранная работа по общей биологии.

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

2. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биологических специальностей / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.,1976.

3. Журнал «Биология в школе» (все годы издания).

4. Школьные программы и учебники по предметам биологического цикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: