ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




Стратегия исследования

 

На выполнение курсовой и дипломной работы отводится строго определенное время, поэтому лучше сразу организовать свою самостоятельную работу как можно четче, что позволит работать ритмичнее, технологичнее и продуктивнее.

Исследовательская деятельность подразделяется на множество исследовательских операций. Для работы нами рекомендуется составить личный план (график) выполнения курсовой работы и ВКР (табл. 1).

Таблица 1

Вид работы Срок Подпись руководителя
     
1. Выбор темы, определение возможностей исследования тем    
2. Первичное ознакомление с научными источниками, экспериментальной базой    
3. Корректировка и утверждение темы    
4. Разработка научного аппарата и программы исследования    
5. Разработка примерного плана написания работы    
6. Изучение литературы, конспектирование, анализ теории    
7. Разработка программы эксперимента, подготовка экспериментального материала    
8. Написание теоретических глав работы    
9. Обсуждение глав с научным руководителем    
10. Проведение эксперимента, обработка экспериментального материала    
11. Написание эмпирических (методических) глав    
12. Согласование глав    

Окончание табл. 1

1 2 3
13. Подготовка приложения, списка литературы    
14. Разработка заключения    
15. Чтение работы научным руководителем    
16. Доработка по замечаниям, оформление работы    
17. Предзащита, представление к защите    
18. Оформление документов (отзывы, рецензии)    
19. Защита работы    

 

Проектирование исследования, будь то курсовая работа или ВКР, заключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать:

- стратегию исследования;

- тактику исследования;

- оценочные действия, именуемые самоэкспертизой исследования.

Каждая часть в свою очередь содержит несколько исследовательских операций.

Состав научного аппарата, то есть количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. Если это реферат, то, как правило, требуются умения определять актуальность темы, ставить цель, находить предмет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. Создавая курсовую работу, студент, помимо этих операций, должен уметь определять объект исследования и ставить задачи. Выполнение всех исследовательских операций требуется лишь в дипломной работе.

Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат, определено стандартом к оформлению и содержанию курсовых работ и ВКР и включает в себя:

- актуальность темы;

- степень разработанности темы;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотезу исследования (для проблемных исследований);

- базу исследования (эксперимента);

- методы исследования;

- этапы исследования;

- научную новизну исследования;

- практическую значимость исследования.

Стратегия исследования – это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования, будь курсовая или дипломная работа.

К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

- определение актуальности темы;

- выявление противоречия;

- определение проблемы;

- формулировка конечной цели исследования.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

- соответствия ее государственному и региональному заказу, то есть тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

- степени ее разработанности в науке, прежде всего – отечественной, в том числе и учеными своего вуза;

- состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в образовании и педагогике складывается из неравномерно развивающихся компонентов.

Студент может увидеть несоответствие между государственным заказом и научной разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т. д.

Определение противоречия – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие.

В таких связях есть «слабое звено», препятствующее успешному развитию систем и процессов, практики и теории.

Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется оно с помощью предлога «между».

Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» – одну из сторон противоречия.

В формулировке любой проблемы требуются вопросительные слова «какой», «какая», «какова», «сколько», «что», «почему» и др.

Цель исследования – это продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Все четыре операции последовательно связаны между собой, одна как бы вытекает из другой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования.

Тактика исследования – это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. В качестве таковых определяются:

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотеза исследования;

- задачи исследования;

- методы исследования;

- методология исследования;

- этапы исследования.

Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же пространство – конкретные образовательные, воспитательные, учебные или биологические системы, процессы. Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляться работа по достижению намеченной цели.

Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включенное в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично последней. Только при четком представлении о предмете исследования возможно разработать гипотезу исследования.

Гипотеза – это предположение о путях достижения цели по преобразованию предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования. Чаще всего она строится по алгоритму: «А будет усовершенствовано, если используются В, С, D».

Задачи исследования, будучи фрагментами цели – подцелями, ставятся только после разработки гипотезы. Согласитесь, что гипотезы, намечающие достижение одной и той же цели, могут быть разными.

Самоэкспертиза исследования – это самостоятельная оценка его исполнителем с точки зрения научной и практической ценности. Проводится она по завершении всего исследования как самоанализ и непосредственной деятельности исследования, и его результатов. Однако самоопределение научной и практической значимости включается во «Введение», хотя целесообразнее было бы прописывать его в «Заключении». Решение этого вопроса зависит от научного руководителя.

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть:

- эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;

- предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

- методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений;

- новые оценки ранее проведенных исследований;

- впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. п.

Определение научной новизны происходит следующим образом.

Во-первых, анализируется цель исследования. Правильно поставленная цель – уже новизна. Какой смысл исследовать еще раз то, что уже сделано в науке и решено на практике? Если цель достигнута, этот результат и есть новизна.

Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Если реализация этих путей помогла добиться намеченного, значит, гипотеза подтверждается. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если исследование не дублирует уже кем-то проведенное.

В-третьих, выделите ту часть выводов по главам и «Заключения», которая не повторяет ранее сказанное другими авторами и не описана в литературе.

В-четвертых, все новые положения выстройте в систему и проанализируйте. Количество положений новизны может быть самым разным: от одного до нескольких.

Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Этим определяется его «потребительная стоимость» и возможность включения в «сферу образовательных услуг». Вы, как исследователь, такие «услуги» оказали и теперь определите, кому они могут понадобиться еще. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь. Определение практической значимости происходит следующим образом.

Во-первых, мысленно анализируется база исследования, то есть то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы.

Bo-вторых, выделяется участок, где успешно прошел эксперимент.

В-третьих, определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать ваши рекомендации.

В-четвертых, выделяются новые проблемы и идеи, которые не исследовались вами, но возникли в ходе вашего исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи.

Так, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации вашего исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим исполнителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: