(согласно теста Н.И. Озерецкого).
Равновесие | Координация | Тонкая моторика | Моторика пальцев | Автоматизм движений |
Пятка правой ноги примыкает к носку левой. Стопы расположены на прямой линии, руки вдоль туловища (15 секунд) | С закрытыми глазами касаться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха, для левой руки — мочки правого уха. | На стол ставится коробка размером 10x10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладывают 20 монет (диаметр 2 см). По сигналу ребенок укладывает все монеты по одной в коробку (ведущая рука – 15 секунд, другая рука – 20 секунд). | Указательными пальцами горизонтально вытянутых РУК, описывать в воздухе круги одинакового размера в противоположных направлен (10 секунд). | Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться). |
Приложение 4
Батарея заданий для диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
- Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
- Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
- Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
|
- Предложить переложить по одному мелкому предмету с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки, информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка.
Критерии оценивания делятся на три уровня:
- Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
- Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
- Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Приложение 5
Результаты исследования уровня развития мелкой моторики детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||
Ульяна А. | + | |||||||
Олег А. | + | |||||||
Дмитрий Б. | + | |||||||
Алексей Г. | + | |||||||
Александра Д. | + | |||||||
Риана Д. | + | |||||||
Егор З. | + | |||||||
Кериме И. | + | |||||||
Эмин К. | + | |||||||
Анна К. | + | |||||||
Екатерина К. | + | |||||||
Ульяна К. | + | |||||||
Анна О. | + | |||||||
Никита П. | + | |||||||
Матвей П. | + | |||||||
Ева Р. | + | |||||||
Ильяс С. | + | |||||||
Александр С. | + | |||||||
Ева С. | + | |||||||
Иван Х. | + | |||||||
Мемет Ш. | + | |||||||
Адам Э. | + | |||||||
Ферузе Ю. | + | |||||||
Полина Я. | + | |||||||
Анна Я. | + | |||||||
|
Низкий уровень развития мелкой моторики – 10 детей;
Средний уровень развития мелкой моторики – 15 детей.
Приложение 6
Результаты исследования уровня развития мелкой моторики детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Мурад А. | + | |||
Карина А. | + | |||
Милана А. | + | |||
Тамерлан А. | + | |||
София Б. | + | |||
Ксения Б. | + | |||
Амира Б. | + | |||
Марк Б. | + | |||
Вероника Е. | + | |||
Алина З. | + | |||
Арсен З | + | |||
Мария И. | + | |||
Ульяна И. | + | |||
Кериме К. | + | |||
Мария К. | + | |||
София К. | + | |||
Анастасия Н. | + | |||
Даниил Н. | + | |||
Таисия П. | + | |||
Айлин С. | + | |||
Андрей С. | + | |||
Данил С. | + | |||
Злата Т. | + |
Михаил Т. | + | |||
Глеб Ф. | + |
Низкий уровень развития мелкой моторики – 9 детей;
Средний уровень развития мелкой моторики – 16 детей.
Приложение 7
Пальчиковая гимнастика к лексическим темам занятий.
1. Тема «Семья»
Дружная семейка
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)
|
Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец)
2. Тема «Игрушки»
Аты-баты
Аты-баты, Аты-баты, мы отважные солдаты. (пальчики шагают по столу)
А теперь, ребятки, встанем по порядку. (постукивание кулаком по столу)
Каждого мы знаем, всех пересчитаем. (ладошки на столе переворачиваем)
Первый, второй….. десятый. (поднимаем каждый пальчик)
Все ребята молодцы, настоящие бойцы! (палец вверх)
3. Сказка «Репка»
Семья
Этот пальчик – дедушка. (показать большой палец)
Этот пальчик – бабушка. (показать указательный)
Этот пальчик – папочка. (средний палец)
Этот пальчик – мамочка. (безымянный палец)
А этот пальчик – Я! (показать мизинец)
Вместе – дружная семья! (показать всю ладошку).
4. Тема «Обувь»
Две сороконожки
Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).
Бежали – бежали,
Друг друга повстречали. (две ладошки замерли)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)
Что мы еле их разняли. (руки в замке рассоединяются)
5. Тема «Продукты питания»
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один. (пальцы соединены широко, как будто держат мяч)
Эта долька для ежа. (соединить мизинцы)
Эта долька для чижа. (безымянные)
Эта долька для утят. (средние)
Эта долька для котят. (указательные)
Эта долька для бобра. (большие)
А для волка кожура. (запястья соединить, пальцы врозь)
Он сердит на нас, беда! (зубы из пальцев)
Разбегайтесь кто куда! (руки прижали к ушам)
6. Тема «Посуда»
Мы посуду перемыли
Раз, два, три, четыре –мы посуду перемыли:
(пальчики одно руки по очереди прикладываются к ладони другой руки)
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку. (то же самое другой рукой)
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили, («моем ладошки»)
Ковшик тоже не сломался
(пальчики одно руки по очереди прикладываются к ладони другой руки)
Нос у чайника остался. (то же самое другой рукой)
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело. («моем» ладошки)
7. Тема «Домашние животные»
Два барана
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)
Выставив рога свои,
(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
8. Тема «Дикие животные»
Мышка
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали -
Зубы сразу же сломали! (большой и указательный палец соединяются в «колечко» и переплетаются с «колечком» другой руки)
9. Тема «Транспорт»
Автобус
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)
10. Тема «Овощи и фрукты»
Капуста
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками)
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Перетерли, (Трут ладони друг об друга)
Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками)
Приложение 8