Соотношение уровня развития мелкой моторики у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента




Уровень развития Констатирующий этап Контрольный этап Динамика
Высокий уровень   5 (20%) +5
Средний уровень 16 (64%) 15 (60%) -1
Низкий уровень 9 (36%) 5 (20%) -4

Из таблицы видно, что по результатам диагностики на контрольном этапе эксперимента высокий уровень развития мелкой моторики продемонстрировали 20 % воспитанников, средний – 60 %, низкий – 20 %. Наглядно сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа обследования показаны на рисунке 3.3.3.

Рис. 3.3.3. Гистограмма уровней развития мелкой моторики воспитанников контрольной группы

 

Детальный анализ уровня развитие мелкой моторики каждого из воспитанников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента (приложение 16) показал, чтоповысили свой уровень от среднего до высокого уровня развития мелкой моторики – 5 воспитанников, повысили уровень от низкого до среднего – 4 воспитанника, неизменно низкий уровень развития мелкой моторики остался у 5 воспитанников, неизменно средний уровень – у 11 воспитанников. В целом повысили уровень развития мелкой моторики 9 воспитанников (36%), и остался неизменным уровень развития мелкой моторики у 16 воспитанников (64%). Качественные изменения уровней развития мелкой моторики воспитанников контрольной группы наглядно продемонстрированы на рисунке 3.3.4.

Рис. 3.3.4. Качественные изменения уровней развития мелкой моторики воспитанников контрольной группы

 

Сравнительный анализ динамики развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной и контрольной группы представлен на рисунке 3.3.5.

3.3.5. Динамика развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной и контрольной группы

 

Сравнительный анализ качественных изменений уровней развития мелкой моторики воспитанников экспериментальной и контрольной групп наглядно продемонстрированы на рисунке 3.3.6.

Рис 3.3.6. Качественные изменения уровней развития мелкой моторики воспитанников экспериментальной и контрольной группы

 

Вывод по контрольному этапу эксперимента

В ходе контрольного этапа эксперимента было выявлено, что произошли изменения в количественном соотношении уровня развития мелкой моторики воспитанников как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Так 12 воспитанников экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень развития мелкой моторики, 13 воспитанников – средний и низкий уровень развития не продемонстрировал никто из детей. В контрольной группе высокий уровень развития мелкой моторики имеют 5 детей, 15 воспитанников – средний уровень и 5 воспитанников – низкий уровень развития моторики рук.

В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе 22 воспитанника (88%) повысили уровень развития мелкой моторики и у 3 воспитанников (12%) уровень развития моторики рук остался неизменным. В контрольной группе уровень развития мелкой моторики повысили 9 воспитанников (36%), и остался неизменным у 16 воспитанников (64%). Такие выводы можно сделать, сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Вывод к третьей главе

 

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что разработанная и реализованная в экспериментальной группе воспитанников система мероприятий по развитию мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни через пальчиковую гимнастику дала значительные видимые результаты. Комплекс мероприятий формирующего этапа предполагал работу с воспитанниками, родителями воспитанников, педагогами дошкольного учреждения и создание предметно-развивающей среды группы детского сада. В ходе сравнительного анализа уровней развития мелкой моторики детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента выяснено, что повысили уровень развития мелкой моторики в экспериментальной группе 88% воспитанников, а в контрольной группе – 36% соответственно, что свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики у воспитанников экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. Эти показатели наглядно демонстрируют эффективность разработанного комплекса мероприятий по использованию пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выпускной квалификационной работы было изучить эффективность влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

В процессе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

3. Раскрыть понятие пальчиковой гимнастики и рассмотреть методику ее использования в развитии мелкой моторики дошкольников.

4. Теоретически осветить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

5. На основе полученных результатов экспериментальной деятельности сформулировать выводы и рекомендации к педагогической работе по использованию пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность исследования обуславливается тем, что развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей полноценного психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах - в связи с развитием познавательных способностей, в связи с развитием речи, развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Возраст четырех лет благоприятен в этом плане в связи с тем, что дошкольник становится более активен, самостоятелен, проявляет интерес к занятиям со взрослым, формируется и развивается много новых умений недоступных ребенку ранее.

Пальчиковая гимнастика (игры направленные на развитие мелкой моторики у ребенка) – эффективный метод, который способствует правильному и полноценному развитию крепких мышц кисти и рук ребенка. Современные авторы условно делят пальчиковые упражнения на три группы: упражнения для кистей рук, упражнения для пальцев рук условно статические, упражнения для пальцев рук динамические. Формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [10], Д.Б. Эльконина [32], психолог, врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия [17]. Об анатомическом развитии уровней построения движений и связи развития руки и мозга писали физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев [5], И.М. Сеченов, М.М.; исследователь детской речи физиолог – М.М. Кольцова [14]; педагоги – М. Монтессори [8], В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова. Разработкой пальчиковых игр и дидактических игр с предметами для развития мелкой моторики у дошкольников занимались такие педагоги М.С. Воронцова, И. Н. Светлова, Л. Павлова, В.В. Цвынтарный, А.Е. Белая и др.

Целью проведенного эксперимента является проверка эффективности использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

В ходе эксперимента была разработана и реализована система мероприятий с детьми младшей группы, родителями воспитанников, педагогами ДОУ направленная на развитие мелкой моторики воспитанников с использованием различных видов пальчиковой гимнастики. Для достижения поставленной цели эксперимента так же было предусмотрено оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.

После реализации системы мероприятий было проведено исследование, направленное на анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Полученные количественные и качественные результаты подтверждают эффективность реализации разработанной системы мероприятий и позволяют сделать вывод что использование пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики дошкольников.

Выдвинутая гипотеза подтверждена результатами констатирующего этапа эксперимента – пальчиковая гимнастика является эффективным методом развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: