В программе дошкольной организации развитию мелкой моторики детей всех возрастных групп уделяется большое внимание. На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, конструированию предусмотрено отдельное место специальным упражнениям по развитию мелкой моторики дошкольников. Однако такие игры и упражнения можно проводить и в перерыве между непосредственной образовательной деятельностью, во время игр в помещении или на прогулке. Начать целесообразно с самомассажа.
Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2–3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс:
1. Упражнение "Пунктиры". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. Упражнение "Пила". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же повторяется для другой руки.
3. Упражнение "Утюжок". Исходное положение как в предыдущем упражнении. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую руку. То же повторяется для другой руки.
4. Упражнение "Каток". Исходное положение то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же повторяется для другой руки.
|
5. Упражнение "Буравчик". Исходное положение то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же повторяется для другой руки.
6. Упражнение "Согреем ладошки". Сильно потираем руки.
7. Упражнение "Спиральки". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же повторяется для другой руки.
Для развития мелкой моторики разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных организациях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для результативного использования пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни, необходимо выполнять следующие условия:
- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением;
- Последовательность – от простого к сложному. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений. Перед тем, как перейти к освоению более сложного навыка ребенок должен овладеть более простым. Важно помнить, что ребенку-правше выполнение упражнения правой рукой будут даваться легче и наоборот. Поэтому необходимо добиться одинаково качественного выполнения упражнений обеими руками. Несвоевременный переход к усложнению упражнений может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
|
- Все игры и упражнения должны проводиться на положительном эмоциональном фоне ребенка. Для младшего дошкольника крайне значим результат его действий. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Во всем должна быть мера. Важно помнить, что мышцы пальцев рук, особенно у младшего дошкольника, утомляются очень быстро и могут возникать даже болевые ощущения.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Используемые в младшем дошкольном возрасте игры можно условно разделить на несколько групп – игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Все это многообразие представлено в методической литературе, различных пособиях, предназначенных для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Вот некоторые из этих игр и упражнений [3]:
Упражнения за столом:
1. «Червячки шевелятся». Исходное положение – руки лежат на столе ладонями вниз. Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы.
|
2. Имитация игры на фортепьяно.
3. Разводить пальцы и сводить их вместе, при этом руки лежат на столе ладонями вниз.
4. «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро «бежать» по столу.
5. «Дождик идёт». Руки лежат на столе ладонями вниз. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.
6. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.
7. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их, сгибать пальцы навстречу друг другу.
Пальчиковые игры, сопровождаемые стихами:
1. «Липкие пальчики». Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвёртый – в мармеладе. Каждый палец по очереди прикасается к большому.
2. «Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.
3. «Капуста». «Мы капусту рубим – рубим. Мы капусту солим – солим. Мы капусту жмём – жмём». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев имитируя посол блюда. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.
4. «Замок». «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули – открыли». Ладони рук сцеплены между собой в замок. Выполняются движения, соответствующие тексту.
Кроме пальчиковой гимнастики, начиная с младшей группы, в работе с детьми широко используется различные виды продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение и т.д. Целесообразно организовать специальную полочку по изодеятельности. Она должна быть оборудована таким образом, чтобы ребенок в любое время самостоятельно мог взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.).
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики у детей четвертого года жизни способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Вывод по второй главе
В завершении второй главы можно сделать следующие выводы: для развития мелкой моторики ребенка разработано множество интересных методов и приемов. Один из таких методов – использование пальчиковой гимнастики, эффективен при работе с детьми дошкольного возраста в данном направлении. Современные авторы условно делят пальчиковые упражнения на три группы: упражнения для кистей рук, упражнения для пальцев рук условно статические, упражнения для пальцев рук динамические. Формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.