Цель: разработать систему работы педагога по развитию мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни через пальчиковую гимнастику.
Исходя из результатов констатирующего этапа в обучающем были поставлены следующие задачи:
- разработать и реализовать систему мероприятий по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;
- создать развивающую среду группы, способствующую развитию мелкой моторики дошкольников вне непосредственной образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
- взаимодействовать с семьями воспитанников через привлечение их к совместной деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников через различные виды деятельности, в том числе пальчиковую гимнастику;
- поддержать профессиональное развитие педагогов через вовлечение их в систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников с использованием пальчиковой гимнастики.
Для достижения поставленных цели и задач была спланирована следующая система работы:
1. Серия занятий с детьми младшей группы по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики (приложение 7-9).
№ занятия | Тематика занятия | Перечень игр и упражнений |
Занятие 1 | «Семья» | - Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»; - Поиск овощей и фруктов в сухом бассейне «Что купила мама?»; - Упражнение «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»; - Упражнение «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке». |
Занятие 2 | «Игрушки» | - Самомассаж пальчиков; - Дидактическая игра «Прищепки»; - Пальчиковая гимнастика «Аты-Баты»; - Дидактическая игра «Волшебный мешочек» - определи на ощупь (какая игрушка спряталась); - Пластилинография «Котенок с клубочком»; |
Занятие 3 | Сказка «Курочка ряба» | - Пальчиковая гимнастика «Семья»; - Чтение сказки «Курочка ряба»; - Инсценировка сказки с использованием перчаточного театра. |
Занятие 4 | «Обувь» | - Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»; - Упражнение «Шнуровки» (обучение вкладыванию шнурка в дырочку); - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением обуви «Что это?». |
Занятие 5 | «Продукты питания» | - Пальчиковая гимнастика «Апельсин»; - Конструирование из счетных палочек конфет; - Сортировка белой фасоли и темной; - Лепка из пластилина (баранки, колобки, колбаски) «Готовим угощение». |
Занятие 6 | «Посуда» | - Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»; - «Догадайся, что спрятано в комочке» (разглаживание смятых комочков бумаги с контурным изображением посуды); - Упражнение «Склеим чашку» (складывание картинки чашки из 4-х частей); - Пласилинография «Красивая чашка в горох» (украсить чашку горошинами пластилина). |
Занятие 7 | «Домашние животные» | - Пальчиковая гимнастика «Два барана»; - Упражнение «Кто где живет?» (называние и выкладывание из счетных палочек домиков животных (конура, сарай); - Лепка из пластилина «Угощение для животных» (морковка, яблоко, косточка). |
Занятие 8 | «Дикие животные» | - Пластилинография «Подарок для лисички»; - Упражнение «У ежика иголки» (втыкание зубочисток пластилиновый комочек); - Пальчиковая гимнастика «Мышка»; - Игра «Запасы для белочки». |
Занятие 9 | «Транспорт» | - Пальчиковая гимнастика «Мы в автобусе сидим»; - Разглаживание скомканных комочков бумаги с контурным изображением транспорта «Что у кого?»; - Игра «Грузим камушки на грузовик» (собираем камушки рассыпанные по ковру); - Рисование на песке «Проехала машина». |
Занятие 10 | «Овощи и фрукты» | - Пальчиковая гимнастика «Капуста»; - Упражнение «Чудесный мешочек» (определение овощей и фруктов на ощупь и дифференциация их); - Упражнение «Волшебный песок» (рисование фруктов и овоще на песке пальцами); - Выкладывание фруктов и овощей из цветной мозаики «Картинки из цветной мозаики». |
|
|
2. Серия пальчиковых игр и упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики дошкольников, используемых вне непосредственной образовательной деятельности (приложение 9).
- Пальчиковый театр «Репка», «Теремок».
Театрализация хорошо знакомых детям сказок, с использованием пальчикового театра, на первом этапе проводится при ведущей роли воспитателя, который демонстрирует движения пальцев с персонажами, их действий в соответствии со словами сказки. Далее в инсценировку включаются несколько детей, каждый из которых играет роль отдельного персонажа. В последствии воспитанники могут самостоятельно инсценировать сказку при помощи педагога-чтеца или выбрать для чтения сказки одного из детей.
- Моделирование из счетных палочек, спичек, коктейльных трубочек.
- Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.
|
- Работа с сыпучими материалами (рисование на песке, гречке, манке и др. материалах). Благодаря данной работе дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.
- Игры с бусинками: «Разноцветные бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с еще более меньшим отверстием и леска.
- Игры с прищепками – «Солнышко», «Елочка», «Морковка», «Цветочки», «Ежик» - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
3. Организация развивающей среды группы способствующей развитию мелкой моторики воспитанников с учетом их возрастных особенностей (приложение 10).
Понятие «развивающая среда»означает создание необходимых условий в группе для развития ребенка. Каждый предмет может стать развивающим. В ходе формирующего эксперимента мы постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда учитывающая возрастные особенности детей четвертого года жизни, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, часть из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Сенсорный дидактический стол стал частью центра развивающих игр. Стол оборудован пирамидками, горкой для прокатывания шариков, разноцветными счетами, рамками-вкладышами. Работа за дидактическим столом осуществлялась с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями педагог, при необходимости, оказывает помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность в достижении поставленной цели представляет приобретение планшета для песочной анимации. Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.
Закуплены конструкторы из деталей различной конфигурации и различного материала.
Так же было пополнено количество игрушек развивающего характера, дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши различного типа.
4. Работа с родителями.
- Консультация для родителей воспитанников младшей группы «Пальчики помогают говорить» (приложение 11).
Цель: познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики, а также объяснить ее значимость.
- Конкурс творческих семейных работ из нетрадиционных материалов (приложение 12).
Цель: поддержка совместного детско-родительского семейного творчества.
Изначально конкурс семейных творческих работ задумывался как конкурс среди семей младшей группы «Светлячок». Но в период проведения им заинтересовались, увлеклись и приняли участие все группы детского сада. В итоге провели большую выставку работ в музыкальном зале – ее посетили воспитанники ДОУ с воспитателями и родители. Победителей определить не удалось, поэтому все участники получили грамоты от детского сада.
- Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» (приложение 13).
Памятка для родителей была размещена в родительском уголке группы и была доступна для ознакомления родителей в течении месяца.
5. Работа с педагогами.
- Участие в семинаре-практикуме для педагогов ДОУ на тему «Развитие дошкольников посредством использования различных видов конструирования в ДОУ» с выступлением «Конструирование из различных видов конструктора как метод развития мелкой моторики дошкольников» (приложение 14).
Цель выступления: расширение знаний педагогов по вопросу использования различных видов конструктора как метода развития мелкой моторики дошкольников.
Вывод по формирующему этапу экспериментальной работы.
Формирующий этап эксперимента состоял в реализации серии занятий с детьми младшей группы по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики, оснащении предметно-пространственной среды, просветительской работы с родителями и педагогами детского сада. Весь этот комплекс мероприятий способствовал достижению цели и выполнению поставленных задач.