Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста




 

Развитие руки в истории человечества невозможно переоценить. Именно развитие руки, особенно движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой физиологи понимают «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков» [16].

«Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук» [8]. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений – манипулирование мелкими предметами, застегивание пуговиц, письмо, рисование и т. д.

Физиолог, доктор медицинских наук М.М. Кольцова отмечает, что мелкая моторика - это «двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза» [13].

Проекция кисти руки, с анатомо-физиологической точки зрения, «занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Она расположенная очень близко от речевой зоны» [17]. Именно поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием его мелкой моторики. Выдающийся психолог и врач-невропатолог А.Р. Лурия в своих трудах отмечал, что «кисть руки – это своеобразный орган речи, который может быть приравнен к артикуляционному аппарату. Следовательно, с этой точки зрения, мелкая моторика рук – это ещё одна речевая зона мозга» [17].

Логопед, педагог, автор книг и пособий по логопедии О.И. Крупенчук, когда рассматривает физиологию взаимосвязи мелкой моторики и речи, высказывает следующее мнение: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти» [16].

Отечественный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными процессы, которые происходят при развитии рук и мышления. Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» [18].

Физиолог Л.В. Антакова-Фомина в своем докладе «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук», подготовленном к 24-му Всесоюзному совещанию по проблемам ВНД (высшей нервной деятельности) высказала следующее мнение: «систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [2]. Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук, т.е. мелкой моторикой.

Развитие мелкой моторики - процесс накапливания и освоения различными движениями, которые совершаются пальцами рук, их постепенное качественное усовершенствование - от элементарных к более сложным. Еще в 1970-е годы физиологи Н.М. Щелованов и М.Ю. Кистяковская указали, что в результате такого развития происходит «овладение относительно тонкими действиями рук» [31]. Ими же доказано, что развитие мелкой моторики происходит в тесной связи с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. «Вид предмета служит определенным стимулом для движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган» [31].

Наблюдая за детьми дошкольного возраста, М. М. Кольцова установила, что «если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, тo и рaзвитиe рeчи и навыков письма тoжe находятся в прeдeлaх нoрмы, eсли жe рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма» [13]. В следствии этого наблюдения ею же был сделан следующий вывод: «правильная oргaнизация рaзличных видов детской деятельности и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хoрoших рeзультaтoв в рaзвитии пaльцeвoй мoтoрики рук» [13].

Автор множества пособий по развитию мелкой моторики у дошкольников А.Е. Белая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений» [3].

Как отмечено во множестве трудов физиологов, психологов, педагогов - развитие мелкой моторики связано с речевым и познавательным развитием ребенка, начиная с раннего возраста. И это нашло свое отражение в примерных образовательных программах дошкольного образования.

Авторы примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» придают большое значение развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Начиная с 5-ти и до 12-месячного возраста рекомендуется «развивать мелкую моторику рук и движения пальцев, предлагая детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.» [19]. В работе с детьми 3-4 лет ставятся задачи «совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности» [19]. Согласно данной программе, развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие» на протяжении всего пребывания в дошкольной организации.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» развитие мелкой моторики дошкольников предлагается осуществлять при овладении содержанием образовательной области «Художественное творчество». При этом акцентируется внимание, что «общеразвивающая направленность содержания этой области - развитие высших психических функций, мелкой моторики, воображения - является первичной по отношению к формированию специальных художественных способностей детей» [28]. Авторы этой программы указывают, что благодаря специальным играм и упражнениям, к 3-4 годам ребенок «способен активно и осознанно усваивать ручные движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными» [28].

Авторы комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» считают, что для развития мелкой моторики воспитанников целесообразно использовать интеграцию всех пяти образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Такая интеграция обеспечивает «использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу детей» [9].

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» подчеркнуто значение предметно-орудийной деятельности детей, начиная с раннего возраста, для развития у них мелкой моторики. По мнению авторов этой программы, «начальная предметно-орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждый предмет или орудие, которое попадает в руки малышу, требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в этом поле, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату - развитию мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей» [20].

Таким образом, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая проблема, которая является актуальной и в настоящее время. Ее решение предполагает планомерную и глубокую работу педагога с детьми по развитию у них дифференцированных и сложноскоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика взаимосвязана с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Доказано, что мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Анализ образовательных программ показал, что в каждой из них придается большое значение развитию мелкой моторики детей на протяжении всего дошкольного детства. Основные средства этого развития - игровая деятельность и интеграция содержания образовательных областей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: