ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….  
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ..  
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..    
1.2. Значение и особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни………………………………….  
ГЛАВА 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………….    
2.1. Общая характеристика понятия пальчиковая гимнастика………..  
2.2. Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни…………………….  
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ…………………………………………  
3.1. Выявление уровней развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни…………………………………………………...  
3.2. Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе использования пальчиковой гимнастики……………………………….  
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня развития мелкой моторики………………………………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..  

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важным условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики и координации движения пальцев является важным психомоторным навыком, успешное и своевременное формирование которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней движений. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание ребенка. А развитие тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: физиологическом, педагогическом, психологическом.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [10], Д.Б. Эльконина [32], психолога, врача-невропатолога, одного из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия [17]. Об анатомическом развитии уровней построения движений и связи развития руки и мозга писали физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев [5], И.М. Сеченов, М.М.; исследователь детской речи физиолог – М.М. Кольцова [10]; педагоги – М. Монтессори [8], В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова. Разработкой пальчиковых игр и дидактических игр с предметами для развития мелкой моторики у дошкольников занимались такие педагоги как М. Воронцова, И. Н. Светлова, Л. Павлова, В.В. Цвынтарный, А.Е. Белая и др.

Проблематикой влияния движений пальцев рук на развитие речи детей занимались сотрудники Московского института физиологии детей и подростков М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина.

Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности развития мелкой моторики ребенка сохранят не только физическое и психическое здоровье, но и будет способствовать своевременному развитию речи ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Цель выпускной квалификационной работы – изучить эффективность влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

3. Раскрыть понятие пальчиковой гимнастики и рассмотреть методику ее использования в развитии мелкой моторики дошкольников.

4. Теоретически осветить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.

5. На основе полученных результатов экспериментальной деятельности сформулировать выводы и рекомендации к педагогической работе по использованию пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.

Предмет исследования: пальчиковая гимнастика как средства развития мелкой моторики рук у дошкольников четвертого года жизни.

Гипотеза исследования: использование пальчиковой гимнастики в воспитательно-образовательном процессе будет эффективно влиять на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ планов педагогической работы воспитателей, анализ условий групп.

-Экспериментальные методы: педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, беседа с педагогами, педагогический эксперимент.

- Метод математической обработки данных.

Теоретическое значение выпускной квалификационной работы:

В процессе написания курсовой работы был обобщен и систематизирован теоретический материал по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование пальчиковой гимнастики. Рассмотрены особенности развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни. Определено понятие «пальчиковая гимнастика» и методика ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Материал курсовой работы может быть использован педагогами дошкольных учреждений в своей работе с детьми на занятиях и вне образовательной деятельности. Педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, будет полезен данный материал при проведении коррекционно-развивающей работы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы:

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольного учреждения при проведении работы по развитию мелкой моторики дошкольников младших групп и использовании, при работе в данном направлении, пальчиковой гимнастики.

База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа — Детский Сад № 37» города Симферополя Республики Крым.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной частей, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: