СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. | |
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ.. | |
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….. | |
1.2. Значение и особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни…………………………………. | |
ГЛАВА 2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ…………………………………………. | |
2.1. Общая характеристика понятия пальчиковая гимнастика……….. | |
2.2. Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни……………………. | |
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………… | |
3.1. Выявление уровней развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни…………………………………………………... | |
3.2. Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе использования пальчиковой гимнастики………………………………. | |
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня развития мелкой моторики……………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важным условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
|
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики и координации движения пальцев является важным психомоторным навыком, успешное и своевременное формирование которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней движений. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание ребенка. А развитие тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: физиологическом, педагогическом, психологическом.
Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [10], Д.Б. Эльконина [32], психолога, врача-невропатолога, одного из основателей нейропсихологии А.Р. Лурия [17]. Об анатомическом развитии уровней построения движений и связи развития руки и мозга писали физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев [5], И.М. Сеченов, М.М.; исследователь детской речи физиолог – М.М. Кольцова [10]; педагоги – М. Монтессори [8], В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова. Разработкой пальчиковых игр и дидактических игр с предметами для развития мелкой моторики у дошкольников занимались такие педагоги как М. Воронцова, И. Н. Светлова, Л. Павлова, В.В. Цвынтарный, А.Е. Белая и др.
|
Проблематикой влияния движений пальцев рук на развитие речи детей занимались сотрудники Московского института физиологии детей и подростков М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности развития мелкой моторики ребенка сохранят не только физическое и психическое здоровье, но и будет способствовать своевременному развитию речи ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить эффективность влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
|
2. Изучить особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.
3. Раскрыть понятие пальчиковой гимнастики и рассмотреть методику ее использования в развитии мелкой моторики дошкольников.
4. Теоретически осветить и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.
5. На основе полученных результатов экспериментальной деятельности сформулировать выводы и рекомендации к педагогической работе по использованию пальчиковой гимнастики в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
Предмет исследования: пальчиковая гимнастика как средства развития мелкой моторики рук у дошкольников четвертого года жизни.
Гипотеза исследования: использование пальчиковой гимнастики в воспитательно-образовательном процессе будет эффективно влиять на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ планов педагогической работы воспитателей, анализ условий групп.
-Экспериментальные методы: педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, беседа с педагогами, педагогический эксперимент.
- Метод математической обработки данных.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы:
В процессе написания курсовой работы был обобщен и систематизирован теоретический материал по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование пальчиковой гимнастики. Рассмотрены особенности развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни. Определено понятие «пальчиковая гимнастика» и методика ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Материал курсовой работы может быть использован педагогами дошкольных учреждений в своей работе с детьми на занятиях и вне образовательной деятельности. Педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, будет полезен данный материал при проведении коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы:
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольного учреждения при проведении работы по развитию мелкой моторики дошкольников младших групп и использовании, при работе в данном направлении, пальчиковой гимнастики.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа — Детский Сад № 37» города Симферополя Республики Крым.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной частей, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ