Значение и особенности развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни




Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Познавательные способностив связи с развитием движений рук, наиболее активно развиваются в младенческом и раннем возрасте. Это обусловлено тем, что движения руки, которая обследует различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин) [32].

С развитием мелкой моторики неразрывно с развитием речи ребенка. Это связано с тем, что около трети всей площади двигательной проекции в головном мозге занимает проекция кисти руки, расположенная близко от зоны речи. Тренировка мелкой моторики оказывает существенное влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования и наблюдения проведенные М.М. Кольцовой [13] подтвердили, что уровень развития движений пальцев рук ребенка совпадает с уровнем развития у него активной речи.

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий возможно рассмотреть только при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе.

Согласно теории Н.А. Бернштейна: развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.

«Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» - писал Н.А. Бернштейн [4]. Например, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Так ребенок, учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов.

В своих работах Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет особые, специфичные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений [4].

Уровень А – этот уровень работает уже с первых недель жизни ребенка – обеспечивает, например, удержание тела в равновесии. Принятие и удержание определенной позы, ритмично-вибрационные движения, дрожь и т.п. – все это движения, где данный уровень выступает в роли ведущего. При этом большая часть подобных движений выполняется непроизвольно и неосознанно.

Уровень В – начинает функционировать на втором году жизни ребенка и обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов и обеспечивает согласованность работы больших групп мышц.

Уровни А и В хоть и не ведут непосредственно движения, но обеспечивают согласование работающего органа со всем телом.

Уровень С – уровень пространственного поля. Он отвечает за точное построение движений, приспособленных к пространственным особенностям объектов - к их форме, массе и т.д. Среди этих движений и находится тонкая моторика рук. В функционировании этого уровня вместе с подкорковыми структурами принимает участие кора головного мозга, поэтому его созревание, начинаясь очень рано (на первом году жизни) и продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

Уровень D – это уровень действий. Он функционирует при обязательном участии коры головного мозга и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Отличительная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. И это уже не просто движения, но в большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц и т.д.).

Уровень Е – наивысший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме [6].

Естественный онтогенез складывается из двух разновременных фаз.

Первая фаза – анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций. Запускается к моменту рождения и завершает свое созревание к 2-2,5 годам [4].

Вторая – фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. Затягивается, в некоторых случаях, далеко за возраст полового созревания.

Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Бернштейн подчеркивал, что решающим для эффективного развития мелкой моторики оказываются условия целенаправленного обучения и воспитания, способствующие развитию движения рук ребенка.

Практические тренировки ребенка в решении двигательных задач, которые перед ним ставит взрослый, – необходимое условие развития соответствующих уровней построения движений. Например, различные двигательные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук ребенка.

Внимание развитию мелкой моторики уделяется с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов обращал особое внимание на то, что навыки движения руки человека наследственно не предопредены, а возникают в процессе тренировок, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

А.М. Фонарева отдает ведущую роль в развитии движения руки зрительному анализатору. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры показали, что развитие органов чувств малыша, в частности осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Такая функция зрения как отражение объектов делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения. И, как показал И.С. Сеченов, через восприятие движения происходит отражение пространственно-временных характеристик реального мира.

У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами первого года жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету.

Именно с ощупывания начинается интенсивное развитие движений руки ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету и его ощупывание.

К 6 месяцам ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом. В 7 месяцев происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.

На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения - сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем-либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку, возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.

В это же время, в процессе формирования у ребенка повторных и цепных движений, складываются представления о свойствах предметов и возможном действии с этими предметами. В дальнейшем ребенок учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.

К концу первого года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые. Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.

В младшем дошкольном возрасте моторные навыки, по сравнению с двумя-тремя годами, становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Развитие мелкой моторики у детей четырех лет характеризуется следующими особенностями:

- К 3 годам, движения пальцев детей становятся уже очень похожи на движения взрослого человека;

- Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, развиваются и совершенствуются.

- Дошкольники учатся класть предметы в определённое место.

- До 3 лет малыш захватывал и держал предметы преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.

- Дошкольники 4 лет уже активно пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Эти сложные навыки уже становятся им по силам.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Дошкольник начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Вывод к первой главе

 

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего возраста. Возраст четырех лет благоприятен в этом плане в связи с тем, что дошкольник становится более активен, самостоятелен, проявляет интерес к занятиям со взрослым, формируется и развивается много новых умений недоступных ребенку ранее. Развитие моторики пальцев рук положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: