Выявление уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни




 

Цель: провести анализ педагогической работы, которая проводится в группах по развитию мелкой моторики детей; на основе обследования дошкольников определить уровни развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Для достижения поставленной цели были организованы следующие виды исследований:

- анализ плана педагогической работы в группе;

- беседа с воспитателями;

- анализ условий группы;

- обследование детей (с использованием теста Озерецкого и материалов методики Монтессори).

Для того чтобы выяснить, какая работа проводилась в группах по развитию мелкой моторики у детей, был проведен анализ плана педагогической работы воспитателей. Для анализа были взяты календарные планы за сентябрь-октябрь 2021 года.

Такой анализ показал, что в планировании за первые два месяца этого учебного года в рамках педагогической работы развитию мелкой моторики детей уделяется достаточное внимание. На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, конструированию предусмотрено отдельное место специальным упражнениям по развитию мелкой моторики дошкольников. Среди них упражнения «Пальчики здороваются», «У киски Царапки мягкие лапки», «Бегут человечки», «Липкие пальчики», «Капуста» и другие. На занятиях по художественной литературе используются различные виды театра - пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

В ДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики не только на занятия, но и в игровой деятельности, в режимные моменты. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп.

Из анализа плана можно сделать вывод о том, что в группах проводится работа по развитию мелкой моторики дошкольников, однако следует разнообразить подбор пальчиковых игр и упражнений согласно возрасту детей. Внедрять в работу нетрадиционные формы использования пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики дошкольников.

Для того чтобы выяснить, какое значение придают воспитатели развитию мелкой моторики детей, была проведена беседа спедагогами групп (приложение 2). В разговоре было выяснено, что все четыре воспитателя групп ориентируются в том, что такое мелкая моторика и считают воспитательную работу по развитию мелкой моторики у дошкольников очень важной. Имеют понятие о различных методах и приемах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Знают о различных формах использования пальчиковой гимнастики. Все эти знания применяют в своей педагогической деятельности. Вся вышеописанная работа, отраженная в календарном плане, была проведена в действительности в полном объеме. Однако не все педагоги достаточно осведомлены о возрастных особенностях развития мелкой моторики у детей.

Из беседы с воспитателями можно сделать вывод о том, что в группе уделяется внимание работе по развитию мелкой моторики у дошкольников, однако знания воспитателей о возрастных особенностях развития мелкой моторики у детей требуют пополнения и углубления.

Был проведен анализ условий группс целью выяснить, что в них есть для стимулирования развития мелкой моторики дошкольников.

Анализ показал, что у воспитателей в группах есть специальная методическая литература, в которой освещается теоретический аспект развития мелкой моторики дошкольников разных возрастов, а так же методические пособия по развитию мелкой моторики.

Достаточное количество методической литературы, оформленные папки с рекомендациями, передовым педагогическим опытом педагогов ДОУ по данной тематике, наглядные пособия находится в методическом кабинете и воспользоваться ими может, при необходимости каждый воспитатель детского сада. Эти книги, методические рекомендации, наглядные пособия помогают педагогу планировать и проводить с детьми соответствующую развивающую деятельность в группе.

В группах создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторки детей. Есть игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, ежики, шнуровки). Так же есть различных виды конструкторов - «Лего», пазлы, строительный материал. Весь материал аккуратно оформлен, в ярких коробках, что привлекает внимание детей.

В группе «Капитошки» организован специальный центр по изо-деятельности. Он оборудован таким образом, чтобы ребенок в любое время самостоятельно мог взять необходимые изо-материалы (карандаши, мелки, трафареты, бумага, раскраски) и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

Из анализа условий групп можно сделать вывод о том, что в них созданы необходимые условия для развития мелкой моторики дошкольников. В то же время требует пополнения предметно-развивающая среда материалами, играми и пособиями, которые бы способствовали развитию мелкой моторики воспитанников. Так же необходимо систематизировать игровой и дидактический материал по возрастам детей, так как не все пособия соответствуют возрастным особенностям детей четвертого года жизни.

С целью выяснения уровня развития мелкой моторики у дошкольников младших групп, было проведено их обследование(приложения 3-4).

При проведении диагностики были использованы две авторские методики: тест Н.И. Озерецкого и материалы методики Монтессори.

«Тесты оценки моторики» Озерецкого объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты представлены как ориентир для диагностического исследования психомоторного развития в соответствии с возрастными нормами. На основе данных проб разработаны карты сенсомоторного развития для детей различных возрастов, в частности карта сенсомоторного развития для детей четырех лет (приложение 3).

Важнейшим элементом методики раннего развития Монтессори является создание в группе развивающей среды с использованием рамок вкладышей, игровых стендов с замочками, шнурками, пуговицами, липучками, развивающих столов с пирамидками, втулками и т.п.

На основе вышеизложенных методик была разработана батарея заданий для диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни (приложение 4). Диагностика предполагает выявление трех уровней развития мелкой моторики: высокого, среднего и низкого.

В результате обследования был определен уровень развития мелкой моторики каждого ребенка (приложения 5,6) и построены диаграммы уровней развития мелкой моторики детей экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 3.1.3. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 3.1.4. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

 

Рис. 3.1.5. Уровни развития мелкой моторики дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, и в экспериментальной, и в контрольной группах отсутствуют дети с высоким уровнем развития мелкой моторики. Низкий уровень развития мелкой моторики показали 19 детей (38%), средний уровень развития мелкой моторики продемонстрировали 31 ребенок (62%).

Вывод по констатирующему этапу экспериментальной работы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей обладают средним и низким уровнем развития мелкой моторики развитие мелкой моторики. Это связано с несколькими факторами:

- во-первых, работа, направленная на развитие мелкой моторики, не организуется целенаправленно в семьях воспитанников;

- во-вторых, у педагогов недостаточно знаний о возрастных особенностях развития мелкой моторики дошкольников;

- в-третьих, педагогами групп недостаточно широко применяются нетрадиционные формы работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики воспитанников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: