Текущий контроль знаний производится путем устного опроса.




Практического занятия№ 17

на тему: Травмы матери в родах.

 

для курсантов и студентов 4, 5 курсов факультетов подготовки врачей

дисциплина: акушерство и гинекология

специальность: Лечебное дело

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 65

дата утверждения 5/20/2014

 

Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 20… … г.

протокол № ……

_____________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2014 г

 


Тема: Травмы матери в родах.

Контингент обучаемых: учебные группы курсантов, студентов 4-5 курсов факультета подготовки врачей.

Учебные и воспитательные цели.

1. Цель занятия:

Изучить с курсантами и студентами факторы риска, причины, патогенез, принципы диагностики и лечения, травм матери в родах.

Учебно-целевые задачи.

Частные цели занятия:

В ходе проведения занятия и самостоятельной подготовки по изучаемой теме обучаемые должны:

знать:

- Факторы риска и классификацию травм матери в родах;

- Механизмы развития травм родовых путей;

- Возможные осложнения данной патологии;

уметь:

- Провести диагностику травм родовых путей;

- Составить план лечения и родоразрешения при травмах родовых путей;

- Оценить эффективность лечебных мероприятий.

быть ознакомлены:

- С основными современными методами диагностики и лечения травм родовых путей у женщины

Воспитательные цели:

Формулируются задачи по выработке у обучаемых естественнонаучного мировоззрения, норм врачебной этики и деонтологии, самостоятельности и ответственности в профессиональной деятельности, на основе общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

Учебное время – 4 часа, 1 занятие

Учебно-материальное обеспечение:

- беременные, роженицы и родильницы, имеющие факторы риска развития травм или изучаемые заболевания;

- клиническая и лабораторная база: дородовое и родильное отделение клиники акушерства и гинекологии или родильного дома;

- тематические классы, стенды, витрины;

- наглядные пособия;

- диспансерные карты беременных, истории родов;

- ситуационные задачи по теме занятия;

- технические средства обучения.

 

- литература:

  А) основная:
1. Айламазян Э.К Акушерство.Учебник.С-Пб.-Спец. Литература,-2011г,-528с.
2. Тихонова Т.К. и соавт. Иллюстрированные конспекты лекций по акушерству. Учебное пособие для медицинских вузов. СПб. Фолиант. 2011г.
3. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии. Под ред. Ю.В. Цвелева, В.Г. Абашина.-С-Пб.,-2007г.-633с.
  Б) дополнительная:
4. Акушерство. Под ред. Г.М. Савельевой. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2011.
5. Акушерство: национальное руководство / под ред. Э.К. Айламазяна, В.И. Кулакова, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 1200 с. — (Серия «Национальные руководства»)
6. Неотложные состояния в акушерстве: руководство для врачей / В.Н. Серов, Г.Т. Сухих, И.И. Баранов, А.В. Пырегов, В.Л. Тютюнник, Р.Г. Шмаков. — М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2011. — 784 с: ил. (Библиотека врача-специалиста).
7. Радзинский В.Е. Акушерская агрессия, Status Praesens, 2011г. 688с

План проведения занятий и расчет учебного времени

№ п/п Виды и формы занятий и учебные вопросы Время (мин)
1. Самостоятельная работа (подготовка к занятию)  
Практическое занятие
  Введение ≈15
  Контроль исходного уровня знаний ≈30
  Курация беременных, рожениц, родильниц. ≈45
  Клинический разбор ≈45
  Решение ситуационных задач ≈40
  Подведение итогов ≈5

Частная методика преподавания:

1. Заслушивание реферативных сообщений на темы:

a. «Современные представления об этиологии и патогенезе материнского травматизма»

2. Фантомный курс: «Методика осмотра родовых путей».

3. Курация пациенток с травмами родовых путей или факторами риска развития последних

4. Разбор ситуационных задач по теме занятия.

5. Ролевая игра на тему «Выбор тактики лечения при разрывах промежности».


 

Содержание и методика проведения занятия.

Введение

Преподаватель обращает внимание курсантов на актуальность изучаемой темы в практическом акушерстве, подчеркивает важность профилактики акушерского травматизма.

2. Контроль исходного уровня знаний курсантов

Методика проведения: устный опрос.

Во время проведения опроса курсантов рекомендуется уделить внимание базисным знаниям:

- факторы риска акушерского травматизма,

- основные клинические признаки травматических повреждений матери,

- методы диагностики,

- методы лечения.

- симптоматика внутреннего кровотечения;

- экспресс-методики исследования крови для определения величины кровопотери.

3. Контроль усвоения курсантами основных этапов обследования больной

Цель: усвоение курсантами принятой на кафедре системы и порядка действий при обследовании больной, пользуясь которыми они могут самостоятельно выставить предполагаемый диагноз, составить перечень заболеваний для дифференциальной диагностики, определить необходимость оказания первой неотложной помощи и её объём, необходимость и возможность транспортировки больной.

Методом опроса рекомендуется разобрать схему исследования больной.

1.Анамнез:

общие сведения о больной,

- анамнез предшествовавшей жизни, включая акушерско-гинекологический анамнез,

- анамнез настоящей беременности,

- жалобы в настоящее время.

2. Объективное исследование больной:

- общее исследование,

- наружное акушерское исследование (при поздних сроках беременности),

- внутренне акушерское исследование (осмотр влагалища и шейки матки с помощью зеркал, влагалищное, бимануальное и ректовагинальное исследования),

- дополнительные и лабораторные методы исследования (по показаниям).

4. Самостоятельная работа курсантов

Место проведения: акушерские отделения клиники, родильный зал, послеродовое (послеоперационное) отделение.

Курсанты под руководством преподавателя курируют больных (беременных, рожениц, родильниц) по рекомендованной кафедрой схеме ориентировочной основы действий. При отсутствии больных курсантам предлагается решение ситуационных задач.

5. Клинический разбор и текущий контроль знаний курсантов

Клинический разбор больных производится преподавателем в палате, послеоперационном (послеродовом) отделении или учебном классе с целью выявления уровня и качества знаний курсантов по изучаемой теме. При заслушивании курсантов по больным, историям болезни или клиническим задачам преподавателем подробно излагается рекомендуемая кафедрой методика обследования больных и диагностики травм матери в родах.

Эту часть занятия целесообразно строить, разбирая два основных клинических проявления неотложных состояний в акушерстве - боль и кровотечение.

Анализируя перечень возможных заболеваний при одном из этих двух симптомов, и проводя дифференциальную диагностику между ними преподаватель получает возможность клинически охарактеризовать каждое из них.

Текущий контроль знаний производится путем устного опроса.

Вопросы

1. Какие бывают разрывы промежности и как они происходят?

2. Какими могут быть разрывы шейки матки?

3. Какова методика восстановления шейки матки при ее разрыве?

4. Где накладывают первый шов?

5. В каких случаях рубец на матке может считаться неполноценным?

6. Причины разрыва матки.

7. Механизм «Бандлевского» и «Вербовского» разрывов матки.

8. Классификация разрывов матки.

9. Клиническая картина разрыва матки.

10.Что следует делать при появлении симптомов угрожающего разрыва матки?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: