Методические рекомендации
По организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Немецкий язык»
Курс
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Немецкий язык»
Председатель ПЦК______________/_____________
Протокол №________________от_______________
Составители: Ковалева Е.Г. преподаватель
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Жаровцева В.Г. преподаватель
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Ситдикова Е.Ш. преподаватель
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Рецензент: Горбунова А.Л, методист
БОУ СПО УР «Сарапульский техникум пищевой промышленности»
Аннотация
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Немецкий язык». Данные методические указания разработаны для обучающихся 1 курса по специальностям:
100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
260107 Технология бродильных производств и виноделие
260201 Технология молока и молочных продуктов
260807 Технология продукции общественного питания
Методические рекомендации содержат выдержку из программы учебной дисциплины «Немецкий язык», а также задания, лингвистический и грамматический материал, к которым, в целях качественного выполнения самостоятельных работ, приводятся шаблоны выполнения и разъяснения.Данные рекомендации являются не только компонентом учебно-методического комплекса, но и оказывают методическую помощь педагогам в организации самостоятельной работы обучающихся.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………….……51. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Немецкий язык» ………………………………………………………………….….6
2. Требования к знаниям, умениям и навыкампри изучении учебной дисциплины «Немецкий язык» ……………………….…..10 3. Требования к организации самостоятельной работы обучающихся ………….….11 4. Задания для самостоятельной работы обучающихся ………………………….…..12 5. Критерии оценивания заданий самостоятельной работы обучающихся …………43 Список рекомендуемой литературы ………………………………………….………..44Рецензия
Приложение
Пояснительная записка
Процесс модернизации современного образования воплощает тенденцию к самообразованию молодого поколения. Созданные федеральные стандарты по разным дисциплинам позволили педагогам организовать процесс самостоятельного поиска и освоения предметных курсов студентами, тем самым, повышая качество получения знаний.
Современный специалист должен обладать базой знаний в области немецкого языка. Профессионал в своём деле должен не только правильно, соблюдая правила грамматики, писать, но и соблюдать нормы речевого этикета при общении.
Курс учебной дисциплины «Немецкий язык» рассчитан на 117 академических часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов и самостоятельной работы обучающегося – 39 часов. Самостоятельная работа занимает практически четвёртую часть учебной деятельности обучающихся.
|
Данные методические рекомендации отражают цель – оказание методической помощи студентам и преподавателям немецкого языка в организации самостоятельной деятельности в рамках курса «Немецкий язык». Для реализации цели были поставлены задачи:
– включить в методическую работу задания, позволяющие организовать процесс самостоятельной работы обучающихся;
– дать поэтапный инструктаж выполнения заданий.
1.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Немецкий язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Раздел 1. Мир вокруг меня | |
Тема 1.1. Иностранный язык и его роль в современном мире | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Чтение текста по теме: «Роль иностранного языка в современном мире» (Своеобразие английского языка. Его роль в современном мире как языка международного и межкультурного общения. Цели и задачи изучения немецкого языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования), выполнение лексических упражнений. Грамматика по теме: «Порядок слов в немецком предложении. Глаголы sein, haben, werden в настоящем времени». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить фонетическое чтение текста «Иностранный язык и формы его существования». | |
Тема1. 2. Описание людей | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, монолог \ диалог по теме: «Внешность и характер человека». Грамматика по теме: «Степени сравнения прилагательных». | |
Лексика, чтение текста, диалог по теме: «Личностные качества. Профессии». Грамматика по теме: «Личные местоимения. Притяжательные местоимения». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить описание любого члена своей семьи. 2.Образовать степени сравнения прилагательных. | |
Тема1. 3. Межличностные отношения | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, монолог по теме: «Я и моя семья». Грамматика по теме: «Спряжение глаголов в настоящем времени. Отрицание «nicht» и «kein». | |
Лексика, диалог по теме: «Мои друзья и их увлечения». Грамматика по теме: «Артикли. Указательные местоимения». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить и оформить кроссворд по теме «Моя семья» 2.Выполнить грамматическое упражнение по теме «Артикли» | |
Тема1.4. Человек, здоровье, спорт | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, выполнение лексико-грамматических упражнений по теме: «Спорт в нашей жизни. Виды спорта». Грамматика по теме: «Инфинитивные обороты. Инфинитивные группы». | |
Чтение и перевод текста: «Олимпийские игры. История. Призёры Олимпийских игр». Грамматика по теме: «Прошедшее время Imperfekt». | |
Чтение, перевод текста, диалог \ монолог по теме: «Здоровый образ жизни». Грамматика по теме: «Модальные глаголы». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнить лексическое упражнение по теме «Виды спорта». 2.Составить предложения с инфинитивными группами. 3.Подготовить сообщение по теме: «Спорт- здоровье!». | |
Тема1.5. Город, деревня, инфраструктура | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, монолог по теме: «Моя малая Родина». Грамматика по теме: «Основные формы глаголов. Сложное прошедшее время Perfekt, Plusquamperfekt». | |
Диалог по теме: «Экскурсия по городу». Грамматика по теме: «Повелительное наклонение». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить презентацию по теме: «Мой родной город\деревня\село» 2.Разработать путеводитель интересных мест города Сарапула. | |
Тема1. 6. Природа и человек (климат, погода, экология) | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, чтение текста, монолог \ диалог по теме: «Времена года». Грамматика по теме: «Глаголы с отделяемыми приставками. Будущее время Futurum». | |
Лексика, аудирование, диалог по теме: «Погодные явления». Грамматика по теме: «Безличное местоимение es». | |
Лексика, чтение, перевод текста по теме: «Экологические проблемы». Грамматика по теме: «Настоящее время страдательного залога Passiv». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнить грамматическое упражнение по теме «Глаголы с отделяемыми приставками». 2.Подберите название времени года к его описанию. Переведите текст. 3.Подготовить контрольное чтение текста по теме: «Загрязнение земли». | |
Тема1. 7. Научно-технический прогресс | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, чтение, перевод текста по теме: «Новинки в области науки и техники». Грамматика по теме: «Страдательный залог Passiv. (Imperfekt). Infinitiv Passiv». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение по теме «Лауреат Нобелевской премии». | |
Тема1. 8. Повседневная жизнь, условия жизни | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, аудирование, монолог по теме: «Мой рабочий день». Грамматика по теме: «Настоящее время возвратных глаголов». | |
Лексика, чтение текста, выполнение лексических упражнений по теме: «Моя квартира. Виды жилых зданий. Виды комнат». Грамматика по теме: «Предлоги двойного управления. Местоименные наречия: вопросительные и указательные. Сложные существительные». Монолог по теме: «Моя квартира. Обстановка. Мебель». | |
Лексика. Монолог/диалог по теме «Дом моей мечты» | |
Контрольная работа по темам 1.1- 1.8 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить монолог по теме: «Распорядок дня». 2.Выполнить мини-проект по теме: «Моя квартира\Дом моей мечты». 3.Выполнить презентацию по теме: «Необычные дома мира». | |
Тема1. 9. Досуг | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, чтение, перевод текста, монолог \ диалог по теме: «Моё хобби. Развлечения». Грамматика по теме: «Сложносочиненные предложения» | |
Лексика, монолог \ диалог по теме: «Культура и искусство изучаемой страны». Грамматика по теме: «Сложноподчиненные предложения. Придаточные образа действия». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение о хобби известных людей. 2.Выучить наизусть стихотворение на тему «Досуг». | |
Тема1. 10. Новости, средства массовой информации | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, аудирование, чтение, перевод текста по теме: «Телевидение. Радио. Газеты и журналы». Грамматика по теме: «Придаточные дополнительные». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сводку новостей о жизни техникума (группы). | |
Тема1.11. Навыки общественной жизни (повседневное поведение, профессиональные навыки и умения) | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, монолог по теме: «Моя специальность». Грамматика по теме: «Придаточные времени». | |
Лексика, чтение, перевод текста по теме: «Культура поведения. Жесты и мимика. Этикет». Грамматика по теме: «Придаточные предложения причины». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить сообщение об избранной профессии. 2.Составить придаточные предложения времени. | |
Тема1.12. Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, чтение, перевод текста, монолог по теме: «Россия. Города России. Удмуртия». Грамматика по теме: «Придаточные условные. Сложное прошедшее время Plusquamperfekt (повторение)». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений, чтение, перевод текста по теме: «Обычаи и традиции России». Грамматика по теме: «Придаточные определительные. Местоимение man (повторение)». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений, диалог \ монолог по теме: «Страны и города Европы». Грамматика по теме: «Предлоги, управляющие дательным падежом. Придаточные определительные». | |
Лексика, аудирование, выполнение лексических упражнений, диалог \ монолог по теме: «Обычаи и традиции изучаемой страны». Грамматика по теме: «Предлоги, управляющие винительным падежом. Придаточные определительные с союзами «dessen» и «deren». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выучить монолог по теме: «Моя Россия\Удмуртия». 2.Подготовить презентацию на тему «Мой любимый праздник». 3.Подготовить защиту собственной презентации по теме: «Мой любимый праздник». 4.Выполнить грамматическое упражнение по теме: «Предлоги, управляющие винительным падежом». | |
Тема1.13. Государственное устройство, правовые институты | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, выполнение лексических упражнений по теме: «Политика и право». Грамматика по теме: «Страдательный залог Passiv(повторение).Модальные конструкции: sein+zu+Infinitiv, haben+zu+Infinitiv, lassen+zu+Infinitiv». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить схему политического устройства Германии с опорой на текст. | |
Раздел 2. Профессионально направленный модуль. | |
Тема 2.1. Цифры, числа, математические действия | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, выполнение лексических упражнений по теме: «Числительные. Сложение, вычитание, умножение, деление. Дроби». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений по теме: «Даты, время». Грамматика по теме: «Придаточные предложения цели». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить цифровой диктант. 2.Выполнить грамматическое упражнение по теме: «Придаточные предложения цели». | |
Тема 2.2. Основные геометрические понятия и физические явления | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, выполнение лексических упражнений по теме: «Геометрические фигуры». Грамматика по теме: «Придаточные сравнительные предложения». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений по теме: «Меры веса, длины». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Изобразить 8-10 геометрических фигур и дать им название на немецком языке. 2.Выполнить грамматическое упражнение по теме: «Придаточные сравнительные предложения». | |
Тема 2.3. Промышленность, транспорт; детали, механизмы | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, выполнение лексических упражнений, чтение, перевод текста по теме: «Индустрия России». Грамматика по теме: «Предлоги, управляющие родительным падежом». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений, диалог по теме: «Виды транспорта». | |
Лексика, чтение, перевод текста по теме: «В мастерской». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнить грамматическое упражнение по теме: «Предлоги, управляющие родительным падежом». 2.Составить кроссворд по теме «Транспорт». 3.Выполнить грамматическое упражнение по теме: «Предлоги». | |
Тема 2.4. Оборудование, работа | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, аудирование, чтение, перевод текста по теме: «Лаборатории учебного заведения». Грамматика по теме: «Страдательный залог (перфект, плюсквамперфект)». | |
Лексика, выполнение лексических упражнений, диалог \ монолог по теме: «Оборудование лабораторий» | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовить презентацию по теме «Виды пищевых предприятий» 2.Подготовить контроль чтения текста по теме: «В лаборатории\На предприятии». | |
Тема 2.5. Инструкции, руководства | Содержание учебного материала |
Практические занятия | |
Лексика, аудирование, выполнение лексических упражнений по теме: «Анкета. Автобиография». | |
Лексика, аудирование, выполнение лексических упражнений по теме: «Реклама товаров». | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнить бланк анкеты при поступлении на работу. 2.Написать рекламу любого товара. | |
Дифференцированный зачет | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Заполнить бланк рефлексии по теме: «Мои впечатления об изучении дисциплины «Немецкий язык». | |
Всего: |
Требования к знаниям, умениям и навыка при изучении учебной дисциплины «Немецкий язык»
|
Внеаудиторная работа обучающихся ориентирована на реализацию определенных требований примерной программы учебной дисциплины «Немецкий язык». В результате выполнения самостоятельной работы обучающимся даётся возможность получить следующие знания, умения и навыки:
· умение
говорение
– рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
– создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
чтение
– читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
– описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
– заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка.
· знание
– значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
– языковой материал:идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, перечисленные в разделе «Языковой материал» и обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;
– новые значения изученных глагольных форм (видовременных, неличных), средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
– лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
– тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.