Теоретические предпосылки




Бросок в прыжке – эффективный прием завершения атаки как с дальних

позиций (с 9–10 м), когда нападающий благодаря мощному отталкиванию и прыжку вверх преодолевает блокирующие действия защитника, так с близкого расстояния от ворот, когда, отталкиваясь перед 6-ти метровой линией вперед или вперед в сторону, игрок сокращает расстояние до ворот и увеличивает угол их обстрела. Как и все броски в гандболе, бросок в прыжке выполняется сильнейшей рукой. Броскам с дальних позиций, как правило, предшествует разбег. С ближних позиций чаще всего атакуют после отталкивания с места или после быстрого вышагивания толчковой.

В исходном положении нападающий находится в стойке игрока, владеющего мячом, совершает перемещение без мяча или с ведением мяча.

Подготовительная фаза начинается разбегом с места или с момента овладения мячом после передачи партнера либо завершения ведения. Используются те же виды трехшажного разбега, что и при опорных бросках: обычными шагами, со скрестным шагом, с приставным шагом, с подскоком. Возможно также применение укороченного двухшажного или одношажного разбега. Основная цель разбега – быстрый уход от защитника и подготовка условий для максимально продолжительного прыжка.

Высота или длина прыжка обеспечивается мощным отталкиванием толчковой ногой и одновременным махом вверх в сторону другой. В момент взлета игрок совершает замах: поднимает мяч почти прямой рукой вверх и несколько в сторону с синхронным поворотом туловища в направлении замаха и прогибом его назад, свободная рука согнутой или прямой выносится вперед.

Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников, позиция самого нападающего относительно ворот и расстояние до них. При атаке прямо перед воротами прыжок совершают вертикально вверх (с дальних позиций) или вверх-вперед (с линии площади вратаря). Для броска в прыжке с крайних ближних позиций отталкиваются вперед в сторону, открывая для поражения как можно большую площадь створа ворот. С этой же целью используют наклон туловища вправо (при атаке правой рукой с левого края) или влево (при атаке правой с правого края). В первом случае рабочую руку отводят на замах в сторону, во втором замах производится вверх за голову. Бросок сильнейшей левой рукой предполагает зеркальное изменение движений всех звеньев тела на обратное.

Как толчковую гандболист преимущественно использует разноименную с бросковой рукой ногу. Если же произведен толчок с одноименной ноги, нападающий сгибает ее в безопорном положении и выносит вперед. Здесь в полете до завершения подготовительной фазы обе ноги сохраняют согнутое положение: разноименная нога направлена коленом вперед, а бедро одноименной отведено в сторону.

Основная фаза – это само бросковое движение. Оно может начинаться в высшей точке прыжка или на нисходящей ветви его траектории. Разгон мяча производится любым способом, соответствующим условиям выполнения броска в прыжке: хлестом или толчком. Ему предшествует резкое выпрямление вниз-назад маховой ноги (отмах) и уравновешивающее это движение вынесение вперед выпрямленной толчковой ноги. После отталкивания одноименной ногой отмах назад производят толчковой, а маховую (разноименную) ногу выпрямляют вперед. Тем самым благодаря совершаемым в противоположных направлениях движениям обеих ног создаются встречные силы, уравновешивающие друг друга и удерживающие тело гандболиста в удобном для атаки и стабильном положении.

Для эффективности броска важно, чтобы основной разгон мяча приходился на период завершения движения ногами, а рабочее движение бросковой руки вперед сопровождалось активным обратным поворотом туловища и синхронным отведением свободной руки вниз назад.

Завершают разгон мяча кистью, придавая ему нужное вращение. Особенно значимо оно при бросках в прыжке с крайних позиций. Здесь применяют обводящие вратаря броски с вращением мяча в направлении дальнего угла ворот.

В завершающей фазе после выпуска мяча и его сопровождения рабочей рукой происходит приземление игрока на согнутую толчковую или обе ноги и восстановление равновесия и атакующей позиции для участия в следующей игровой ситуации.

В современном гандболе с успехом применяют еще одну разновидность броска в прыжке. Это так называемый бросок-"парашют", когда мяч набрасывается партнером над площадью вратаря, а атакующий игрок после отталкивания из-за 6-ти метровой линии ловит его в полете и совершает бросковое движение до приземления на площадку. При этом важно не только вовремя соединится с мячом, но иметь запас высоты, чтобы успеть выполнить замах, необходимые для сохранения равновесия движения ногами (мах-отмах) и разгон мяча избранным способом.

Обучение броскам в прыжке на уроках по гандболу в школе следует начинать в средних классах. Основанием служит достаточный уровень развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащихся. Вначале осваивают технику базового варианта броска с отталкиванием разноименной ногой и вертикальным взлетом после прямого разбега. Обучение проводят расчлененным методом (по разделениям) с уточнением деталей техники в каждой фазе броска. Для увеличения высоты отталкивания применяют гимнастические мостики и другие пружинящие поверхности. Более сложные варианты броска в прыжке, включая бросок-"парашют", изучают на этапе спортивного совершенствования в гандбольных секциях и спортивных школах. Их освоение требует достаточного уровня развития скоростно-силовых качеств.

Средства обучения броскам в прыжке:

1) объяснение, показ;

2) имитация подготовительной фазы без мяча: из основной стойки нападающего – шаг разноименной ногой с последующим отталкиванием и запрыгиванием на гимнастическую скамейку в положение замаха (с приземлением на толчковую ногу);

3) имитация основной и заключительной фазы без мяча: из положения замаха, стоя на гимнастической скамейке – отталкивание от скамейки с имитацией броска в высшей точке прыжка – приземление на толчковую или на обе ноги;

4) то же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании;

5) имитация броска в прыжке с отталкиванием от подкидного мостика после одношажного разбега с места;

6) то же, что в упр. 5, но после трехшажного разбега избранным способом;

7) многократная повторная имитация броска в прыжке без мяча после трехшажного разбега с места с продвижением вдоль площадки;

8) выполнение броска в прыжке в целом по не защищенным воротам после прямого разбега и отталкивания от гимнастического мостика; приземление на гимнастические маты;

9) то же, что в упр. 8, но с разных позиций по отношению к воротам и с разных дистанций;

10) то же, что в упр. 8 и 9, но с отталкиванием от пола;

11) броски по пустым воротам с дальних дистанций через препятствия различной высоты: натянутую веревку, шнуры, волейбольную сетку, переносные стенки, макеты защитников и т.п.;

12) броски с различных дистанций и позиций по воротам, защищаемым вратарем;

13) выполнение изучаемого варианта броска в прыжке с разбега, преодолевая пассивное, а затем активное сопротивление защитника;

14) то же, что в упр. 10–13, но после передачи партнера и после ведения;

15) повторное выполнение броска в прыжке с варьированием способов трехшажного разбега: обычными шагами, с подскоком, со скрестным или с приставным шагом;

16) выполнение разновидностей броска в прыжке с близких дистанций: с отталкиванием одноименной ногой, с наклоном туловища после отталкивания с крайних позиций, с вращением мяча при атаке с краев;

17) вариативное выполнение разновидностей бросков в прыжке в личном или командном соревновании на результат;

18) воспроизведение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими приемами нападения, включая финты, в игровых упражнениях (по мере освоения техники игры);

19) то же, что в упр. 18, но в условиях игрового противоборства в ходе двусторонних учебных игр с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- к изучению бросков в прыжке приступать при должном уровне развития физических кондиций;

- обучение проводить расчлененным методом с имитацией движений пофазно; добиваться рационального взаимного расположения звеньев тела в "граничных позах" и точного воспроизведения движений в каждой фазе броска;

- для увеличения высоты выпрыгивания занимающимися использовать отталкивание от гимнастической скамейки, подкидного мостика или других пружинящих поверхностей;

- во избежание травм на начальном этапе обучения использовать приземление на гимнастические мостики или маты;

- высоту выпрыгивания задавать ориентирами: натянутыми на необходимой высоте шнурами или амортизаторами, передвижными манекенами защитников и т.п.;

- технику броска в прыжке в подводящих и основных упражнениях осваивать вначале после одношажного разбега с места;

- при бросках с разбега отдавать предпочтение двум способам: обычными шагами и с подскоком; разновидности трехшажного разбега изучать с помощью разметки на полу;

- после усвоения броска в прыжке с разбега с места переходить к формированию навыка данного приема после передачи мяча партнером и после ведения; варьировать траекторию (прямую, навесную, с отскоком от пола) и направление передач (навстречу, сбоку, сзади-сбоку), разновидности ведения мяча;

- после освоения основной структуры приема варьировать исходные позиции, скорость и направление движения на ворота, способы разбега и направление отталкивания, дальность бросков и т.д.;

- после освоения "школы" техники броска в прыжке вводить в упражнения противодействие вратаря и защитников с различной степенью сопротивления: от пассивного обозначения стоек и ограниченной активности до активного противодействия на уровне игрового;

- в соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу забитых мячей после выполнения серии бросков, по наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по разнице забитых и пропущенных мячей в командных соревнованиях;

- при выполнении приема:

а) использовать разбег с оптимальной длиной шагов и скоростью перемещения; выходить на удобную для атаки позицию;

б) стопу толчковой ноги ставить прямо по направлению отталкивания; толчок вверх выполнять разноименной ногой перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; бедро отводить в сторону замаха, полностью выпрямлять толчковую ногу;

в) при отталкивании одноименной ногой в полете совершать ее сгибание и вынос бедра вперед в сторону замаха с последующим отмахом; синхронно с отмахом разгибать вперед разноименную ногу – уравновешивать усилия, создаваемые движением нижних конечностей (сохранять равновесие);

г) при дальних бросках толкаться вертикально вверх, с близких дистанций направление прыжка варьировать в зависимости от позиции по отношению к воротам: вперед-вверх прямо перед воротами, вперед в сторону от ворот с крайних позиций;

д) вынос мяча на замах начинать одновременно с отталкиванием; взмахом бросковой руки помогать взлету; завершать замах в момент достижения игроком "мертвой" точки прыжка; положение мяча варьировать в зависимости от варианта броска: выше головы и чуть сбоку при прямом броске, на уровне головы с отведением руки в сторону при броске правой с левого края, вверху за головой при броске правой с правого края;

е) изменять положение туловища в безопорной фазе адекватно выполняемой разновидности броска: прогибаться назад для увеличения мощности метания при прямых бросках сверху, совершать наклон в сторону для увеличения угла обстрела при бросках с крайних позиций;

ж) своевременно и синхронно совершать "разножку" – отмах маховой ноги вниз и вынос толчковой вперед;

з) разгон мяча избранным способом начинать в момент завершения движений ногами; при метаниях активно использовать поворот туловища; завершать разгон мяча кистью, придавая ему необходимое вращение; выпускать мяч до приземления;

и) сопровождать мяч выпрямленной и расслабленной рабочей рукой; приземляться на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;

к) после приземления в игровой зоне мгновенно восстанавливать устойчивое положение, быть готовым к подбору отраженного вратарем или защитниками мяча и к его последующему добиванию, а после приземления в площадь вратаря быстро возвращаться в игру.

Основные ошибки при выполнении бросков в прыжке:

1) снижение скорости перемещения или нарушение ритма разбега; остановка перед ловлей мяча от партнера; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу после ведения;

2) рассогласование работы нижних и верхних конечностей: начало разбега не с той ноги (например, при разбеге обычными шагами первый шаг выполняется одноименной ногой или разбег с подскоком начинается с шага разноименной ноги);

3) неэффективное отталкивание: постановка толчковой ноги с поворотом стопы в сторону от направления прыжка; слабый ("вялый") толчок с прямой ноги, неполный мах (бедро не доходит до горизонтального положения – "висит"), отталкивание раньше полного маха; нет синхронного с толчком взмаха рабочей руки – низкий прыжок;

4) неправильный мах: опасное движение коленом маховой ноги вперед, отсутствие отведения бедра в сторону замаха при бросках с дальних позиций или чрезмерное отведение бедра, нарушающее равновесие игрока в воздухе и создающее дополнительные трудности при разгоне мяча;

5) нерациональное направление отталкивания: толчок вперед (на защитника) при дальних бросках, толчок вверх без продвижения к воротам при

ближних бросках, толчок вперед, а не вперед в сторону от ворот при бросках с крайних позиций;

6) запоздалый или нерациональный замах: начало замаха после отталкивания; сильно согнутое положение бросковой руки в момент завершения замаха (локоть опущен, мяч находится ниже плечевого пояса); несоответствие положения мяча и звеньев бросковой руки планируемому способу разгона мяча (например, мяч заведен за голову при прямом броске сверху и т.п.);

7) неадекватное планируемому варианту броска положение туловища после завершения замаха: отсутствие прогиба туловища назад при прямом броске сверху, отсутствие наклона туловища в сторону от ворот при бросках с крайних позиций;

8) нарушение синхронности движений ногами в противоположном направлении в "мертвой" точке прыжка или отсутствие "разножки": нет отмаха вниз-назад маховой ногой или отмах совершается напряженной конечностью, нет встречного движения толчковой ногой вперед или оно выполняется с опозданием – нарушение устойчивости тела игрока в безопорной фазе броска;

9) погрешности при разгоне мяча: несвоевременность разгона – разгон мяча раньше отмаха; нарушение последовательности включения звеньев тела, участвующих в разгоне мяча – при броске хлестом метание мяча начинает рука, а не туловище (происходит "скручивание" туловища в сторону бросающей руки, ведущее к потере равновесия);

10) несвоевременный или неэффективный выпуск мяча: выпуск мяча согнутой рукой или без завершающего и направляющего движения кистью – слабый или неточный бросок;

11) потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги – невозможность быстро включиться в игру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: