СЛЕДОВАТЕЛЬ ЛЕВ РОГАТКИН




 

Следователь межрайонной прокуратуры Лев Рогаткин сидел в кабинете и смотрел в окно. В Москве шел затяжной дождь… Мокрые разводы на стекле и стонущие под ветром деревья ещё больше подчёркивали тепло и уют небольшого кабинета в старом здании прокуратуры. Рогаткин зевнул и потянулся к папке, на которой красным фломастером было написано всего одно слово, зато какое: «МАНЬЯК».

Рогаткин открыл папку и прочел список из шести фамилий. Все граждане были отравлены около года назад в московских ресторанах. Кому понадобилось травить уважаемых людей предпенсионного возраста весьма редким ядом растительного происхождения в том году выяснить так и не удалось.

К сожалению, прошлогодняя «эпопея» возобновилась восемь дней назад — два человека скоропостижно скончались, как и те шестеро, откушав того же самого яду вместе с деликатесами в ресторанах Центрального округа… Что было, согласитесь, несколько грустно…

 

НЕЦО

 

В это же время в отеле «Балчуг Кемпински» сидел человек и мурлыкал под нос популярный мотивчик… Возможно, бабушка в детстве напевала эту немудрёную песенку про белых медведей и она врезалась ему в подкорку?.. Человек мурчал, как какой-нибудь среднестатистический кот, глядя на дождь, оставивший отпечатки на окне, и нюхал свои испачканные в чём-то липком пальцы… На столе перед ним лежал пузырёк с вытяжкой из редкого растения нецо. Нецо — абсолютно безобидное растение, но в сочетании с алкоголем грамм нецо убивает в течение двух-трёх дней абсолютно любого человека, ведь противоядия нецо не существует.

Турист, его звали Юра, приехал в Москву около двух недель назад. Точнее сказать, уже семнадцать дней он находился в Москве. Нецо он собирал собственноручно позапрошлым летом в Альпах.

— Привет, это Юра, — набрав номер из пухлой записной книжки с отваливающимися страничками, бодро представился он.

— А какой именно Юра?.. — ответил сонный голос.

— Я с вами работал, Олег Фердинандович! — пророкотал Юра. — Моя фамилия Трунов. Припоминаете?..

— Кто это? — после молчания, снова спросил голос.

— Юрка Трунов, ваш подчиненный, Олег Фердинандович!.. Я у вас инженером в НИИ пушнины вкалывал, — не сдался Юра. — Помните, я ещё хромал?

— Ты же уехал, Юрка? — уже спокойнее спросил голос.

— Вот приехал в Москву погостить! Из Швеции, — энергично ответил Трунов и добавил: — Я разбогател, Олег Фердинандович!

— Да-а-а?.. Правда, что ли? — отрывисто спросил голос. — Как же тебе удалось?

— Успел вовремя свалить отсюда! — Трунов фыркнул. — Вы меня ещё не отпускали, помните?.. Говорили, что я знаю страшный секрет выделки шкур выдр.

— Повезло, тебе, выходит? — нарочито весело спросил голос.

— Может, сходим в ресторан, Олег Фердинандович?.. В «Прагу» или в «Славянский базар»? Вспомним, как шкуры выделывали, — быстро спросил Трунов. — Я уезжаю послезавтра…

— Н-н-не знаю, — не сразу ответил собеседник. — Я тут приболел.

— Пойдемте! — Трунов засмеялся. — Я угощаю.

— Ну-у-у… Сегодня? — по прерывистому дыханию из трубки было слышно, что собеседник взволнован.

— В восемь у «Праги», Олег Фердинандович? — хохотнул Трунов. — Жду вас.

— Приду! — выдохнул собеседник.

Трунов положил трубку и хихикнул. Всё шло по плану. Он снова понюхал пальцы и успокоился. На земле осталось ещё четыре человека, всего четыре человека, которых он ненавидел так, что даже волосы шевелились на голове, когда он вспоминал об их существовании. Эти люди были его врагами из прошлой жизни.

 

ДОЗОР

 

В центре улицы Пичугина на высокой, поросшей мхом, шиферной крыше обычного деревенского дома сидела самая натуральная бабка в бумазейной кофте и ситцевой юбке и наблюдала… Бабка пряталась от солнца под большим кружевным зонтом и оглядывала в бинокль маленький микрорайон, в который занесла её нелегкая судьба…

Матрёна Гуряева, родная бабка миллионера Попугайчика, была привезена в Москву внуком с Чукотки вместе с родительским домом, иначе она отказывалась ехать наотрез. Её сынка Вани дома обычно не бывало месяцами, а внука Иосифа годами, поэтому бабка большую часть времени куковала одна.

— Ой, непутевые, — вытянув шею в сторону соседей, тихо причитала бабка Матрёна. — Ой, непутевые-то! Куда она детей-то повезла?..

На бабкиных глазах бывшая тёща соседа Хазарова спешно усаживала в машину трёх своих внучек.

— Ах, ты!.. Ох, ты! — быстро перекрестилась Матрёна Ильинична. За свои неполные девяносто лет она успела полжизни проработать звеньевой в теплице «Колывань» на Чукотском полуострове, вырастить троих детей, один из которых стал миллиардером и, несмотря на возраст, сохранить весь свой ум, а не его остатки.

— А это кто ещё?.. — пробормотала бабка Гуряева, приставив руку козырьком к глазам. — Стой! Ну-ка, стой-ка!.. — скатываясь с крыши вместе с кружевным зонтом снохи, басом завопила неугомонная бабка.

 

КРЕСТ

 

Безработный москвич Евстифей Койотов в то злополучное утро промышлял сбором бутылок около злачных мест и наткнулся на мешок, обычный чёрный полиэтиленовый куль для мусора. Похоже, кто-то чистил один из подвалов или в гневе свалил в мусор обрыдшие насмерть вещи, решил Койотов, сунув нос в куль. Жадно разглядывая добычу, Койотов упустил из виду главного нечаянного свидетеля своей находки, поэтому и был застигнут врасплох. Бабка Матрёна, скатившись с крыши, погналась за безработным москвичом, в три прыжка настигла его, отняла мешок и притащила его к себе дом, вывалив добычу прямо на некрашеный пол терраски.

— Что за дела?.. Это чьё? — причитала бабка, перебирая не бог весть какие находки — в мешке лежали какие-то линялые тряпки, поношенная непарная обувь, кой-какая приличная одежда и две шкатулки… В одной из них Матрена Ильинична обнаружила жёлтую плоскую кость в форме буквы Т. То, что это кость, Матрена не сомневалась — в костях ее научила разбираться жизнь.

— Кость какая-то, чо ль?.. — бабка повертела кость в руках и кинула обратно в шкатулку. Потом примерила пару кофт из мешка и, не снимая их, вытряхнула остатки добычи на пол. Остатки в виде перчаток, трости и ветхой тряпицы не впечатлили Матрёну Ильиничну, и она загребла их обратно в мешок, но на полу осталось ещё кое-что.

— Паспорт, чо ль?..

В руках у бабки оказался заграничный паспорт на имя Калюновски Лили Юльевны. Похоже, кто-то решил крупно насолить бывшей тёще Хазарова, подумала Матрена Ильинична и, пыхтя, спрятала мешок с рухлядью под кровать.

Дом Хазаровых со стеклянной крышей и разноцветными фонариками по периметру находился впритык с забором бабки. Старший сын Матрёны Ильиничны был в самых что ни на есть дружных отношениях с Хазаровым, сама же бабка телемагната на дух не переносила.

— Мама, Ким — уникально воспитанный человек! — не соглашался с Матреной Ильиничной сын.

— Ага-ага, — не верила бабка. — А чего тогда Евка померла?..

Ева Калюновски, первая жена телевизионного магната, действительно полтора года назад скоропостижно скончалась от неизлечимой хвори. Ей не исполнилось и тридцати лет к тому дню.

 

БАБУСИ БОЛЬШЕ НЕТ

 

В ту ночь над Москвой пронесся ураган с дождём и шквальным ветром. Много чего случилось за ту ночь — больше десятка аварий с летальными исходами, три затопленные станции метро, поваленные деревья и сотни покорёженных машин в разных концах города.

Вдобавок, наутро выяснилось, что стеклянная крыша особняка телемагната на улице Пичугина частично обрушилась и погребла под собой бывшую тёщу Кима Магомедовича Хазарова — Лилю Юльевну Хюбшман-Калюновски.

Следователь межрайонной прокуратуры Лев Рогаткин, в числе прочих прокурорских чинов наблюдал, как осторожно извлекли обезображенное тело пожилой женщины из большой, в виде тюльпана, расколотой джакузи и на носилках отнесли в машину «скорой помощи». Врач «скорой» даже не прикоснулся к покойной, ограничившись лишь визуальным осмотром, — то, что Лиля Юльевна мертва, было видно и так.

— Живой человеческий организм выглядит несколько иначе, — пробурчал эксперт-криминалист, снимая перчатки после осмотра тела.

— В особняке, кроме Лили должны находиться прислуга, три внучки покойной, их няня и охранник, — судачили соседи по микрорайону, но после тщательного поиска оных под обломками не обнаружили.

Дом Хазарова являл собой огромное многоярусное помещение с двухэтажным подвалом и гаражом. Все, что удалось найти живого к обеду следующего дня — это клетку с двумя попугаями, охрипшими от крика и жажды.

Криминалисты составили подробное описание разрушений, рапорт приобщили к делу, а расколотую джакузи в тот же день строители вытащили на улицу, и она сиротливо стояла у дома, накрытая двумя кусками гипсокартона.

В квартире Лили Хюбшман-Калюновски на улице Тенистой в тот же вечер провели тщательный осмотр, но и там было пусто — дети, няня и охранник, как сквозь землю провалились.

 

Наутро подруги поперхнулись кофе, увидев в новостях репортаж об урагане в Москве. В конце репортажа на развалинах собственного дома показали Кима Хазарова, — в руках у него была клетка с попугаями.

— Я вернулся на руины, к несчастью — на свои! — буркнул Хазаров, и камера медленно сползла с его лица на куски арматуры.

Снова показали развалины дома, в центре их сидела собака из отряда спасателей — в жилете с кармашками и специальной каске для особо даровитых собак. Потом на экране ещё раз мелькнули оранжевые джинсы и черный пиджак Хазарова, стоявшего у огромной разбитой джакузи в виде раскрывшегося тюльпана.

— Как вовремя не стало его тёщи, — вздохнула, подперев щёку, Байкалова.

— То есть? — не поняла Ирина, глядя в телевизор.

— Тёща была тягостным напоминанием о его покойной жене Еве, — допивая кофе, проворчала писательница. — Уж я-то знаю…

— А что вы ещё знаете в таком случае? — Ирина с тревогой ждала продолжения.

— Мне кажется, ураган был лишь удачным предлогом, — Байкалова отставила пустую чашку и выключила телевизор. — Смерть тёщи Хазарова, найденной в этой уродской ванне, похожа на безумную инсценировку какого-то сумасшедшего Шляпника, разве не так?..

Ирина благоразумно промолчала, подумав, что предполагать можно что угодно… Шторы ручной вязки на окнах едва-едва шевелись от сквозняка, и пахли старой рисовой пудрой, от которой чрезвычайно хорошо чихалось. Ирина чихнула, разглядывая портрет хозяев мансарды на улице Муфтар, в которой они остановились, — лопоухого мужчину в очках и женщину с грациозным носом и глазами навыкате.

— Мои друзья, историки по образованию, — Байкалова подошла к зеркалу и примерила большую соломенную шляпу. — Международный салон изящных искусств, вроде бы, ждёт нас, Ир? — подмигнула она. — Пошли.

И весь день они гуляли по Елисейским полям, а вечером вернулись в Латинский квартал и ели блины на улице, запивая их бордо, а потом, пьяные и счастливые, поднялись в мансарду. И только принимая душ, Ирина снова вспомнила про ураган в Москве…

 

«ЖИЛИ КОЗЛИК И КОЗА…»

 

— Спи, мой зайчик, спи, мой чиж,—

Мать уехала в Париж.

Чей ты? Мой или его?

Спи, мой мальчик, ничего!

Не смотри в мои глаза…

Жили козлик и коза…

Кот козу увез в Париж…

Спи, мой котик, спи, мой чиж!

Через… год… вернется… мать…

Сына нового рожать…

 

Ирина проснулась от звона в ушах и увидела Байкалову, пьющую кофе в соседней комнате и громко декламирующую стихи Саши Чёрного. Вдобавок, с улицы доносился чей-то неприлично-дразнящий смех, а ноги после вчерашней прогулки объявили забастовку и притворились мёртвыми.

— Неужели у всех французов такие бесстыдные голоса?! — дождавшись секунды тишины, возмущённо спросила Ирина.

Байкалова, повязав на шляпу залихватский бант из шнурка, повернулась к зеркалу и пробормотала:

— А у них не только голоса бесстыдные! — и когда через полчаса они вышли из душного подъезда, сияло такое яркое солнце, что обе зажмурились и схватились за руки.

— Земля — большой космический корабль, и все мы куда-то летим… Только вместо километров — секунды! — писательница хмуро взглянула на сломанные часы на соседнем доме. — По-моему, прошло слишком много секунд какой-то блёклой жизни не там, где надо?..

— Зато сейчас мы в отсеке «Париж»?! — догадалась Ирина.

— Да, мы попали в ресторанный отсек «Париж», — Байкалова, прищурясь, кивнула на открытую дверь ресторана через дорогу. — Выпьем?

— С утра?!

— А что такого, все французы подшофе прямо с утра… Ой, подожди, кажется, название ресторана переводится как «Старый маньяк»! — придерживая шляпу, попятилась писательница. — Может, не пойдём туда?..

Уличный музыкант у столба, притопнул ногой и громче задул в свирель, уныло висящие усы на его лице мгновенно дёрнулись и приподнялись кверху, как ноги у танцовщицы канкана!.. Оценив шутку несколькими монетками евро, подруги остановились у двери ресторана.

— Написано, что для незамужних дам скидка, — Ирина прочла приписку мелом в меню. — Может быть, в соседнем, вообще бесплатно?..

Они засмеялись и вошли.

— Ира, хочешь, я познакомлю тебя с человеком высокого искусства? — раскрасневшись от вина предложила писательница.

— Может, не надо? — вытащив соломинку из бокала, задумчиво обронила Ирина. На душе, при воспоминании о Москве, скребли кошки.

— Отвлечешься.

— От чего отвлекусь? От Парижа?!

— Тогда развлечешься, Ир! Улыбнись, а то у тебя лицо разведёнки, — Байкалова, вздохнув, подозвала официанта. — Ни завтра, ни послезавтра я не смогу уделить тебе даже минутки. Переговоры насчет фильма — дело долгое.

— И что это за человек высокого искусства, я могу узнать? Кто он такой?

— Некто Круглик, — и Байкалова, улыбнувшись, добавила: — Эмигрант первой волны. Профессор древностей.

— И сколько же ему лет?

— Восемьдесят девять. Ну, я звоню? — Байкалова выжидательно глядела на Ирину.

Ирина допила вино и, подумав, кивнула.

— Звоните… Подходящий возраст, как раз для меня!

 

ЗАМОК ГРАФА КАЛЮ

 

Через полчаса на древней пыльной «ямахе» к ресторану подкатил мотоциклист, одетый в серебристую куртку и джинсы. Он снял шлем, и Ирина увидела ярко-рыжий мальчишеский загривок. Мотоциклист обернулся и взглянул на неё.

— Мсье Круглик? — Ирина сморгнула, не веря глазам.

Пожилой «мальчик» с золотым хаером кивнул и показал глазами на сиденье сзади.

Ирина подняла глаза и увидела, как пыльные часы на соседнем доме дёрнули стрелками и… пошли! А ведь ещё час назад они выглядели сломанной бутафорией.

— Держитесь крепче, Ира! — Круглик схватил руку Ирины и прижал к своему тощему животу. — Я люблю скорость, а вы?.. — обернулся он на светофоре.

Езда на мотоцикле не подразумевает вербального общения, но похоже, мсье Круглик об этом не догадывался — он трепал языком, не переставая, рассказывая о домах, улицах, знакомых собаках, кошках и себе любимом всю дорогу, пока они ехали.

— Ира! Представьте, я — молодой любовник старой актрисы! Мне было двадцать, ей — шестьдесят. Когда я поехал в Лилль увидеть её через пятнадцать лет, она была слепая бабушка!..

— А кто была ваша вторая любовь? — помолчав, крикнула Ира. — Она-то была молода и красива?

— Второй не было долго, больше трёх лет… Зато потом меня полюбила одна слониха! — фыркнул Круглик. — В три раза больше, чем вы!!!

— Кто-кто?!

— «Я хочу от вас ребенка!» — кричала она, едва увидев меня… Я её пугался и убегал, — захохотал старичок. — Я тогда хорошо бегал, Ира!

— Тем она вам и запомнилась? — рассмеялась Ирина.

— Ну да, это страшно, согласитесь, когда дама в три обхвата чего-то хочет от хрупкого зайца вроде меня! — Мсье Круглик подмигнул. — Я колыхался от её вздохов — она дышала, как корова-холмогорка… Ира, вот скажите как на духу, что вам мешает быть счастливой?..

Ирина не ответила. «Если бы всё было так просто! — подумала она. — Все мы знаем, чего нам не хватает, чтобы быть счастливыми. У каждого из нас чего-то нет, и не будет никогда, независимо от желания обладать этим. Но, видимо, так и должно быть?.. Ведь больше всего мы обычно хотим любви человека, которому мы безразличны».

— А кто ваша «корова» была по национальности, мсье Круглик? — поинтересовалась Ирина.

— Француженка, — обернулся Круглик.

— Разве бывают большие и толстые француженки? Они же все изящные?

— Ага, как же, — Круглик притормозил. — Бывают такие коровы, что вам даже трудно представить, Ирина!.. Француженки бывают всякие, даже размером с дом!

Они ехали уже больше часа… Париж с его зелёным пригородом остался далеко позади. Травяные поля с расфранченными маленькими деревеньками проносились мимо со скоростью мотоциклетной езды… Ирина ахала, когда Круглик, набирая скорость, съезжал с холмов вниз, а старик продолжал рассказывать о своих сердечных привязанностях — второй, третьей и самой-самой последней, которая случилась пять лет назад — к его кошке Мадлен… Ира ловила обрывки долетающих сквозь ветер, треск мотора и собственные мысли слов, которыми её спутник щедро с ней делился.

— Ира, вам не скучно со мной? — оглянувшись на Ирину, прокричал Круглик.

— Нет, мне интересно! — крикнула в ответ Ирина.

— Я рад… Скажите, Ира, а чем бы вы никогда не смогли заниматься, если бы костлявая рука нужды взяла вас за горло?.. — снова обернулся старик.

— Проституцией! — не задумываясь, ответила Ирина.

— Вы так быстро ответили, — хмыкнул Круглик. — А чем вам так не нравится самое древнее ремесло на Земле, позвольте узнать?..

— Противно всё это, мсье Круглик! — крикнула Ирина, поперхнувшись воздухом. — Могу я всё-таки узнать, куда вы меня везете?..

— А разве я вам не сказал? — обернулся старик. — Я везу вас в замок Тьерри Калю… Его закрыли для посещений пару лет назад, но я знаю, Ирочка, где лежит ключ от замка!

— А это не противозаконно? — на всякий случай уточнила Ирина.

— Да будет вам известно, что я специалист по древностям, — неожиданно весело огрызнулся старичок. — Нет, не так… Я очень дорогой эксперт, просто бесценный, Ирочка… Я, да простит меня Вседержитель, уникум и ходячий мозг! Вот такой я хвастун, — дождавшись от Ирины восхищённого взгляда, Круглик захохотал и добавил: — А дальше мы с вами пойдем пешком…

Пруд с лилиями и деревянные мостки, у которых они спрятали в кустах мотоцикл, были началом огромного леса. Они долго продирались по заросшей кустами тропе и у Ирины промокли ноги, когда она несколько раз зачерпнула туфлей зелёной воды из прогалины.

— Осторожней, — Круглик подал Ирине руку, когда они взбирались в гору. — Мы почти пришли, поэтому, Ира, я попрошу вас закрыть глаза.

— Но зачем?

— Закройте, я вам говорю, — зашипел старик. — Почему молодые дамы так любят спорить, хотел бы я знать?..

— Ну, ладно-ладно, — Ирина поморщилась, поражаясь выносливости старика, который проделал весь долгий путь без признаков одышки. — Закрою, вредный вы старикашка.

— Я не старикашка! — сердито оборвал её Круглик. — Я — гедонист, получатель удовольствия от жизни, — наставительно проговорил Круглик, беря её под руку. — А вы пружинка!

— Кто?!

— Напружиненная пружинка, — вздохнул Круглик и повторил, протягивая ей чёрную шёлковую ленту: — Закройте глаза вот этой повязкой.

Завязав ленту на затылке, Ирина почувствовала, что её ведут сперва по влажному песку, потом по камням, она несколько раз оступилась, споткнувшись, но рука Круглика крепко держала её.

— Посмотрите вверх, — едва слышно шепнул профессор, сдёрнув ленту с её головы.

Ирина открыла правый глаз и застонала от восхищения, потому что перед ней возвышался самый настоящий сказочный замок, каким его представляют маленькие девочки, никогда не видевшие замков «вживую». Розы из мрамора над парадным входом выглядели, как живой венок на челе ангела, да простит меня Господь за это сравнение. «Похоже, здесь водятся призраки», — внутренне похолодела Ирина, потому что в чёрных камнях стены, заросшей ядовитым плющом, вдруг разглядела чьи-то глаза. Безусловно, это был оптический обман, тем не менее, страха это не убавляло…

— Ну, как? — заглянул ей в глаза Круглик, потом, кряхтя, опустился на колени и начал шарить под корнями ближайшего дерева. — Я всё-таки нашёл его! — воскликнул он через несколько минут, выкопав большой ржавый ключ, испачканный землёй.

— Но почему такая красота заброшена?.. — Ирина вытащила телефон и сделала несколько снимков.

Хлопая крыльями, с дерева поднялся одинокий ворон и закружил в небе, наблюдая за ними, а профессор попробовал открыть найденным ключом дверь…

— А если вот так, дьявольское отродье?.. — Круглик изо всех сил стукнул по большому куску мха на двери сморщенным кулачком в веснушках и отскочил, потому что тяжёлая дверь больно ударила его по плечу и со скрипом открылась. — Как ты меня! — профессор погрозил кому-то пальцем и оглянулся на Ирину. — Ирочка, идите за мной и ничего не спрашивайте, хорошо?.. Просто смотрите и слушайте, а на все вопросы я вам отвечу на обратном пути.

И вопрос «Почему?» застыл на губах Ирины с первых же секунд входа в заброшенный замок. Забыв про время, она жадно рассматривала зал за залом и вдыхала затхлую атмосферу очень старого помещения. Старинные распятья на стенах, тусклые корешки фолиантов на полках библиотеки, фрагменты золотых икон в середине центральной залы и серый пух сухой плесени везде, где только хватало глаз — абсолютно всё завораживало её.

— Каждая вещь здесь имеет свою историю, — изредка бурчал профессор Круглик, тыкая руками в какую-то зряшную по мнению Ирины рухлядь среди нагромождения бесценных артефактов.

Из вежливости Ирина кивала, но бронзовые ручки дверей с декоративными эмалевыми цветочками и прогнившие насквозь окна с разбитыми стёклами, конечно же, привлечь её внимания не могли.

На огромной гулкой кухне, до которой они добрели, пройдя весь замок, профессор Круглик, усевшись на плиту, потёр руки и довольно изрёк:

— Всё на месте, ничего не пропало… В принципе, я удовлетворён увиденным.

Хотите со мной на крышу? Или вы устали, Ира?..

Ирина замешкалась с ответом, приглядевшись к изъеденной временем и жучком лестнице, ведущей на крышу.

— Ну, погуляйте тогда ещё полчасика по замку, хорошо?.. — Круглик погладил её по запястью и через несколько мгновений скрылся в винтовом серпантине, только пыль и паутина посыпались сверху.

Ноги гудели, идти никуда не хотелось, Ирина присела на подоконник и закрыла глаза. Шуршание мышей и завывание ветра под чёрными сводами потолка, пожалуй, лишь они напоминали о былой жизни в этом заброшенном и безлюдном обиталище. Ирина вдруг сообразила, что прошло уже довольно много времени.

— Профессор Круглик! — крикнула она, набрав в лёгкие воздуха.

— Ирочка, я сейчас, — откуда-то с крыши долетел слабый голос профессора. — Немножко поскучайте без меня ещё…

— А вы скоро? — крикнула Ирина, подобрав ноги. — Долго мне вас ещё ждать?.. Тут мыши бегают!

В ответ не прозвучало ни слова… Тарелочки на полках едва слышно звякнули, когда, набравшись смелости, она кинулась по трясущейся лестнице вверх! Запыхавшись, всего за полминуты Ирина добежала до входа на чердак, лишь у самой двери запутавшись ногами в какой-то пыльной, бархатной тряпке.

Брезгливо высвободив ноги, Ирина с удивлением обнаружила, что держит в руках мятый старинный палантин лилового цвета, от которого пахнет ядрёным лошадиным потом. Не долго думая, Ирина повесила его на гвоздь, торчащий из стены, и отрыла чердачную дверь.

— Мсье Круглик, где вы?! — снова позвала она и вышла на крышу, оказавшись… по колено в цветах!

На покрытой толстым слоем дёрна крыше замка густо и яростно цвели незабудки, дикие тигровые лилии, колокольчики, ромашки и сочная трава необычайно зелёного цвета. Непрерывно гудели шмели, похожие на полосатые бочонки, порхали бабочки и чирикали мелкие птички… Профессора Круглика на крыше не было, и Ирина чуть не свернула шею, разглядывая бесконечный лес по обе стороны от замка.

— Мсье?! — снова позвала она, в надежде увидеть своего дотошного провожатого, и сразу же услышала гул голосов где-то внизу. Осторожно ступая, она подошла к самому краю крыши и глянула вниз, но там никого не было, кроме непонятно откуда взявшейся пегой кобылы.

— Эй! — позвала Ирина, кобыла подняла голову, блеснули ласковые глаза с поволокой, и тут в ногу Ирины воткнулось нечто острое. Нечто торчало под прямым углом из земли, наподобие пики, и порвало туфлю. Похоже, это какая-то древняя зубочистка, разглядывая необычную форму своей находки — кость в форме буквы Т, морщась от боли, подумала Ирина.

— Мсье?! — обернулась Ирина, услышав покашливание за спиной, и потеряла дар речи — на неё грозно смотрел непонятно откуда взявшийся уморительный карлик в лиловом палантине на высоком горбу. Том самом палантине, в котором она запуталась у входа на чердак.

— Мсье, вы кто?.. — повторила Ирина, отступив к чердачному окну.

Горбун молчал, и Ирина неуверенно улыбнулась ему. «Какой же у него землистый цвет лица, — подумала она. — Наверное, это сторож… Услышал, что мы тут бродим и тоже забрался на крышу!»

Внезапно горбун грозно залопотал по-французски, повторяя что-то про «дьявола», и начал тыкать в Ирину пальцем, похожим костяной сучок. Ирина в ужасе отшатнулась, потому что от «сучка» исходило необъяснимое голубовато-красное свечение, словно горбун окунул палец в фосфор перед тем, как начать им грозить.

— Дьябло!.. Дьябло!..

«Чёрт, я не понимаю, о чём лопочет этот дедуля?» — Ирина отпрыгнула от края крыши, куда её загнал горбун, и громко закричала:

— Отстаньте, мсье, а то схлопочете! Я ищу мсье Круглика, и уберите от моего носа свой палец, а то я его сломаю, ей-богу! — Ирина повысила голос, надеясь, что профессор услышит её и придёт на помощь.

Горбун покосился на кость в её руке, вдовий цвет его мантильи переливался, а дымчатый топаз на крючковатом пальце необъяснимым образом отражал вечернее солнце и слепил глаза.

— Вы сторож, мсье?.. Понимаете, я тут не просто так, а ищу мсье Круглика! — Ирина изобразила жестами своего провожатого и, не раздумывая больше ни секунды, припустила к чердачному люку. Юркнув в него, она неожиданно налетела в темноте на Круглика.

— Где вы были, мсье? — Ирина оглянулась на чердачное окно. — Меня чуть с крыши не скинули по вашей милости! Пойдите, разберитесь со сторожем…

— Тут нет никаких сторожей, сюда и так никого не заманишь даже калачом! Зачем вы полезли на крышу? Я спустился, а вас нет, — недоверчиво улыбнулся Круглик.

— Он — там, — Ирина кивнула на чердачную дверь. — Можете убедиться, только не пропадайте больше, хорошо, мсье Круглик?

— Там никого нет, кроме воробьёв и бабочек, — через полминуты вернулся к ней её визави. — Ирочка, я вас уверяю, мы с вами в замке Тьерри Калю одни, как два перста!

— А пегая лошадь внизу? — возмутилась Ирина. — К вашему сведению, она меня видела.

— Что-о-о?! — даже сквозь стёкла очков было заметно, как округлились глаза эксперта по древностям. — Какая лошадь? Она точно была пегая?!

— Я её видела с крыши, мсье, — уверенно кивнула Ирина. — И горбун в лиловом палантине приставал ко мне со своими дурацким «дьябло»! Я еле от него отбилась!

— Горбун в палантине? — едва слышно выдохнул Круглик. — Горбун и лошадь… — повторил он. — Погодите-погодите, а что он вам говорил?..

— По-моему, он меня гнал с крыши куда-нибудь подальше и никак не реагировал на вашу фамилию, — Ирина вгляделась в побледневшее лицо профессора. — Разве вы не знакомы?

— Не знаю я никакого горбуна, и он вряд ли знает меня, — пробормотал Круглик. — Но я много слышал о нём, — пожевав губами, добавил он. — Уходим отсюда, Ира, похоже, вы встретили горбуна замка Калю и это плохое предзнаменование, — было видно, что расположение духа профессора окончательно испортилось.

— Куда вы так бежите? — крикнула Ирина, потеряв из виду спину профессора. — Я за вами не успеваю, мсье!

— Кажется, здесь всё намного хуже, чем я думал, — Круглик стоял, тяжело дыша, и дожидался Ирину. — Скажите, а вы уверены, что говорили со сторожем-горбуном?

— Как с вами сейчас!

— А вы не свистели, Ира? — неожиданно спросил профессор.

— Зачем мне свистеть? — рассердилась Ирина.

— Значит, не свистели, — утвердительно сказал Круглик. — А что это у вас в руке?

— В какой именно? — Ирина вытащила руки из карманов.

— Я забыл вам сказать, что отсюда нельзя ничего выносить — это же музей, пусть заброшенный, но музей, имейте в виду, — Круглик подозрительно прищурился. — Все ищут этот крест… Так вы точно ничего не брали, Ира?

— Мсье Круглик, тут на каждой стене висит по кресту! Какой крест вы имеете в виду? — рассердилась Ирина.

— Долгая история, Ира, — хлопнув себя по тощим ляжкам, проворчал старик. — Вообще-то, крест Калю — один из крестов, которые необходимо предъявить, чтобы получить наследство в Триедином банке.

«Что ещё за наследство?» — подумала Ирина, сжимая свою находку в кармане широкой юбки, и вдруг вспомнила…

— Пожалуй, я тихонько свистнула, — призналась она, глядя на своего пыльного экскурсовода.

— Зачем, Ира?.. — брезгливо сморщившись, застонал Круглик. — Нашли время и место свистеть!

— Я увидела лошадь и присвистнула от удивления, что тут такого? — попыталась оправдаться Ирина.

— Теперь всё ясно, вы своим свистом разбудили горбатого графа Тьерри Калю! — громко зашипел Круглик и неожиданно припустил к выходу из замка. — Догоняйте! Ну, что вы застыли, как варёная вермишель? — оглянулся он.

— Кого-кого я разбудила? — засмеялась Ирина, не трогаясь с места.

— Уходим, хохотушка! — профессор топнул ногой, вернулся и, схватив её за руку, бегом направился к выходу. — Умоляю, не оборачивайтесь! И ни слова больше, а то граф порвёт нас, как Тузик шляпку!..

Заперев тяжёлую входную дверь, профессор зарыл ключ в землю под деревом и тяжело поднялся с колен. Выглядел старик при этом довольно бодро, хотя выражение тоски в глазах никуда не исчезло, но она обычна для стариков… Ирина в последний раз обвела глазами громадную каменную глыбу замка Калю. На гвозде у самых дверей, где всего лишь полчаса назад стояла и глядела вверх на неё лупоглазая кобыла самой обычной пегой масти, висел пышный лошадиный хвост. Профессор Круглик снял очки и, что-то сказав на французском, хлопнул в ладоши. Ирина не поверила глазам — хвост лошади за пару секунд растворился в воздухе, оставив после себя лишь странное голубовато-красное свечение…

— Что это было? — вскрикнула она.

— Призрак, — будничным тоном объявил профессор. — А нам с вами предстоит долгий обратный путь, Ира.

«Ну да, конечно, кругом одни призраки, — устало думала Ирина, продираясь по лесу следом за профессором. — Похоже, мне от них никуда не деться… В Томске живёт привидение моего бывшего мужа, в Москве — фантом моей любви, а в Париже — злющий горбун Калю!»

— Кто всё-таки эти существа, мсье Круглик? — спросила Ирина, когда за деревьями уже не стало видно замка.

— Привидения, — профессор взглянул удивлённо. — Я же сказал, Ира.

— Вы шутите?!

— Ну, какие могут быть шутки? — Круглик прислушался. — В замке Калю нет ни души, насколько я знаю. В этом замке в семнадцатом веке умерло от чумы около двухсот человек, и французы сюда не стремятся.

Обратная дорога на мотоцикле заняла почти вдвое больше времени, чем днём, и в Париж они приехали ночью. Высадив Ирину у дома, профессор улыбнулся ей на прощание и укатил.

— Ты не веришь в привидения? — хмыкнула Байкалова, выслушав рассказ Ирины про замок. — В твоем возрасте я тоже во многое не верила…

— Ну, Круглик, положим, из ума выжил в его-то годы, но вы, Полина?! — Ирина с некоторым раздражением посмотрела на писательницу, сидящую в стареньком кресле хозяев в чёрной атласной пижаме.

Байкалова пожала плечами и загадочно улыбнулась.

Засыпая под шорох дождя за окном, Ирина вдруг вспомнила про костяную «зубочистку» в кармане висящей на стуле юбки. В темноте кость выглядела как большая буква Т. Ирина спрятала свою находку под подушку и закрыла глаза. Никакие привидения ей в ту ночь не снились.

 

ИСТОРИЯ ДВУХ ГОРБУНОВ

 

«Ира, сходи в магазин около Люксембургского сада, вещи в нём и вправду очаровательные. Гуляй одна, к сожалению, я до вечера буду занята!»

Под запиской лежала какая-то книжка с порванным переплётом, из тех, про которые библиотекари отпускают сакраментальную фразу: «зачитана до дыр». Ирина повертела книжку в руках, но разобрала её название, лишь открыв оглавление. «Завещание графа Калю. Два влиятельных горбуна Франции» — было выбито с «ятями» на последней странице. Первая глава называлась «Два зверских горбуна».

Шарканье шагов и негромкие голоса с улицы почти не отвлекали от ломких, пахнущих шафраном страниц, испещрённых странными пятнами и кляксами, похожими на кровь.

Ирина уже второй час сидела на кухне, не в силах оторваться от «Завещания графа Калю». Как журналист она понимала, что написать можно абсолютно всё, что угодно, ведь бумага и не такое стерпит. По книге выходило, что в конце шестнадцатого века во Франции жили два заклятых друга и соперника: знатный граф Калю и популярный в очень узких кругах алхимик и колдун Жиль.

Однажды Жиль и Калю едва не закололи друг друга насмерть из-за прекрасной блондинки, но оба каким-то потусторонним способом выжили. Их уже собирались хоронить, клинки торчали из левой части груди у обоих, но почти одновременно оба задышали и очнулись. Без колдовства тут явно не обошлось, ведь когда-то в начале их дружбы колдун Жиль смешал свою кровь с кровью графа Калю, и они стали братьями по крови.

Граф и колдун были прокляты многими людьми ещё при жизни, вдобавок, род графа официально прекратил свое существование во Франции в конце девятнадцатого века, но по преданиям, ветви его рода остались в Венгрии и России. Последующие же войны так перепутали людей, что найти наследников графа Калю долгое время не удавалось, хотя в 1915 году Швейцарский Триединый банк начал их поиск и оповестил о «бесхозном» наследстве все посольства и консульства Европы. По завещанию графа, наследники должны были получить всё, что принадлежало первому графу Калю и затем приумножилось его отпрысками до начала ХХ века. И, начиная с середины 1915 года претенденты на наследство графа Тьерри Калю стали приезжать в Триединый банк сотнями, но все они оказывались либо шарлатанами, либо полоумными, истово верящими, что они — самые что ни на есть прямые потомки горбатого и харизматичного французского графа.

Ирина протерла покрасневшие к концу чтения глаза — на полях книги была приписка карандашом: «Наследство графа Калю в сегодняшнем исчислении равно примерно 1 млрд. долларов».

Было три часа дня. Ирина закрыла книжку и пошла умываться. В холодильнике лежал огрызок зеленоватого сыра. Ирина понюхала его и отгрызла кусочек, сразу же выплюнув. Лучше уж позавтракать в кафе, решила она.

Сбежав по крутой лестнице, Ирина вышла на улицу и огляделась. В конце улицы были развёрнуты ярмарочные павильоны и она, не раздумывая, направилась к одному из них — в лентах, шариках, где звенели стеклянные бокалы и детский смех. Чей-то засохший букетик зацепился за каблук, Ирина отцепила его и подняла глаза…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: