Введение
Одной из главных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В большинстве предприятий наиболее существенная часть оборотных средств сконцентрирована на складе, в виде запаса готовой продукции. Таким образом, контроль за запасами готовой продукции представляет собой важнейшую составляющую ритмичной работы социально-экономической и технической систем.
Накапливание продукции на складах приводит к дополнительным существенным затратам. В связи с этим большую актуальность приобретают методы и модели, разработанные и разрабатываемые в настоящее время отечественными и зарубежными специалистами, призванные оптимизировать параметры систем управления запасами. Однако, несмотря на многообразие моделей, схемы управления запасами не исчерпывают и малой доли задач, возникающих в практической деятельности предприятий.
Подробное рассмотрение основных аспектов управления запасами готовой продукции на предприятии является целью данной курсовой работы. В процессе написания необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотрение моделей и методов теории управления запасами;
· На практическом примере оценить эффективность действующей системы управления запасами
· Анализ и усовершенствование применяемых методов.
Предмет исследования данной работы - это факторы, влияющие на управление производственными запасами, их причинно-следственные связи и методы управления ими.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области логистики и экономики предприятия, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления запасами на современном этапе в России, Интернет-ресурсы, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению производственными запасами.
|
1.
Теоретические аспекты логистического подхода при управлении запасами на предприятии
Основные определения и понятия теории управления запасами
запас производственный управление
Запас - это обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Его главной задачей является ослабление зависимости между поставщиком, производителем и потребителем.
Материальные запасы представляю собой материально-техническую продукцию, находящуюся на разных стадиях производства и обращения. Существует множество причин для создания материальных запасов, основыми можно выделить следующие:
· Непрерывность процесса потребления;
· Длительное время транспортировки;
· Партионность производства
· Сезонность производства;
· Сезонность спроса;
· Неравномерность спроса.
Существует несколько признаков классификации материальных запасов: по месту нахождения, по исполняемым функциям, по времени учета и по объемам и потребности.
. По месту нахождения.. Производственные запасы. (Сырье, полуфабрикаты, незавершенное производство и готовая продукция, размещаемые на складах и производственных участках промышленных предприятий.). Товарные запасы. (Готовая продукция для бесперебойного обеспечения потребителей.). Запасы домашних хозяйств.. Запасы в пути.
|
. По исполняемым функциям.. Текущий запас. (Запас, находящийся на складе.). Гарантийный запас. (Страховой или резервный, предназначенный для реализации в случае непредвиденных ситуаций.). Подготовительный запас. (Необходим для случаев, когда товар должен пройти предварительную подготовку.). Спекулятивный запас. (Создаются с целью защиты от возможного повышения цен или для получения дополнительной прибыли от разницы цен.). Товарный запас. (Обеспечивают нормальную работу на время транспортировки товара до склада.)
. По времени учета.. Пороговый уровень запаса или точка заказа. (Используется для определения момента времени очередного заказа товаров.). Максимально желательный запас. (Это уровень запаса, экономически целесообразный на предприятии.). Гарантийный запас. Неликвидный запас. (Длительно неиспользуемые товарные запасы.)
. По объёмам и потребности:. Нормативные запасы. (Равны заранее установленному нормативу.). Сверхнормативные запасы. (Превышают установленный норматив.). Излишние запасы. (Потребность в них полностью отсутствует.)
Модели управления запасами
Система управления запасом подразумевает четкое представление об объемах и времени заказа материальных запасов, при этом организовывать контроль за его выполнением.
Постановка системы управления запасами на предприятии должна проходить в пять этапов.
. Определение объемных, временных параметров и сведений о местонахождении.
. Проведение ABC-анализа, выделение запасов категорий А, В и С.
. Выбор критериев для проведения реконструкции существующей системы управления и регистрация существующих методов и процедур.
|
. Сравнение существующих методов и процедур с найденным оптимальным решением.
. Определение необходимых мер для усовершенствования существующей системы или для перехода к новой.
Существуют две основные модели управления запасами, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами: система с фиксированным размером заказа и система с фиксированным интервалом времени между заказами. Сущность первой модели заключается в том, что заказ делается, когда количество продукции достигает порога заказа. В отличие от нее вторая система не зависит от количества продукции, заказы делаются через равные промежутки времени. Каждая система рассчитана на различные рыночные условия.
Первая модель оптимальна в следующих ситуациях:
· Высокая стоимость заказываемого товара;
· Высокая степень неопределенности спроса;
· Большие потери в результате отсутствия запаса;
· Высокие издержки по хранению запаса.
При этом на предприятии должен происходить ежедневный контроль за объемом запаса. Оптимальный размер партии поставляемых товаров и оптимальная частота заказа зависят от объема спроса, расходов по доставке товаров, расходов по хранению запаса.
Пороговый уровень запаса рассчитывается по следующей формуле
= B + SdL, (1)
где В-величина страхового (резервного, гарантированного) запаса; Sd - среднесуточный сбыт (потребление); L - время доставки заказа; SdL - объем запасов необходимый для покрытия времени транспортировки.
Система с фиксированным размером заказа позволяет работать в условиях сравнительно низкого запаса, защищая в то же время, предприятие от дефицита за счет наличия страхового запаса (если же спрос непредвиденно увеличится за время поставки или же будет нарушен срок поставки, то начинает работать страховой запас).
Вторая модель характерна если:
· Условия поставки позволяют получать заказы различными по величине партиями;
· Потери от возможного дефицита невелики;
· Расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики.
Существуют некоторые различия в описании функционирования данной системы. Например, отдельные авторы размер заказа определяют как разность между максимальным желательным уровнем М, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки Jф: g = M − Jф (если L < R) и g = M − Jф − g (если L > R). При этом максимальный желательный уровень запасов определяется по формуле:
M = B + Sd (L + R). (2)
Уровень М, до которого происходит пополнение запаса, является минимальным уровнем запасов, при котором обеспечивается определенная защита от дефицита и выполняется принятый план периодических проверок и заказов. Он достигается в том случае, когда в интервале от момента подачи до момента получения отсутствует сбыт. Размер заказа зависит от размера сбыта после последней проверки.
Другие авторы максимально желательный уровень запаса определяют, как
= B + Sd R, (3)
а размер заказа рассчитывают как
= M − Jф + SdL. (4)
Однако, в общем, несмотря на различия в описании системы, функционирует она одинаково.
К наиболее распространенным дополнительным системам управления запасами относятся система с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня и система «минимум-максимум».
В системе с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня, как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, входным параметром является период времени между заказами. В отличие от основной системы, она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня.
Отличительной особенностью системы является то, что заказы делятся на две категории - плановые и дополнительные. Плановые заказы производятся через заданные интервалы времени, а дополнительные заказы - при отклонении темпов потребления от запланированных.
Система «минимум-максимум» также содержит в себе элементы основных систем управления. Система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В этом случае размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным. [7, 102]
Не существует определенного критерия для решения задачи оптимизации уровня запасов, поэтому в каждом конкретном случае используется наиболее выгодная из ряда детерминированных моделей управления запасами. В современной литературе по управлению запасами встречаются такие подходы к анализу неопределенности различного характера, как имитационное моделирование, сценарное моделирование, методы интервального анализа, теория нечетких множеств и многие другие. В процессе управления запасами присутствует элемент неопределенности, который делает его случайным. Управление этой неопределенностью - ключ к сокращению уровня запасов и удовлетворению ожиданий клиента. [6, 12]
Основные и производные системы управления запасами дают необходимый результат в случае отсутствия отклонений от запланированных параметров. Можно выделить следующие возможные отклонения:
· Изменение интенсивности потребления;
· Поставка незапланированного объема заказа;
· Ошибки учета фактического запаса, ведущие к неправильному определению объема заказа.
В системах управления заказами предусмотрены некоторые сглаживания отклонений. Однако они применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий функционирования. Повышение эффективности логистической системы управления запасами приводит к необходимости разработки оригинальных систем управления запасами.