Анализ особенностей профессиональных компетенций студентов дизайнеров




 

Подготовка специалистов направления «Дизайн» в высших учебных заведениях ориентирована на соответствие требованиям специализации согласно Государственному стандарту образования.

1. Архитектурный дизайн: озеленение и благоустройство, визуальные инсталляции, экспозиционные пространства, оборудование и предметы декора в городской среде, внутренние пространства общественных и жилых зданий и т.д.

2. Графический дизайн: графическая символика, товарные знаки, фирменные стили, иллюстрации, системы визуальных коммуникаций, оформление печатных изданий, реклама, социальная реклама, реклама интерактивных и аналоговых средств массовой информации, наружная реклама, транзитная реклама.

3. Промышленный дизайн: предметы, изделия и их комплексы, предназначенные для массового производства, мелкосерийные товары и изделия, оборудование, мебель, транспортные средства, моделирование обычной и специальной одежды, комплекты швейных изделий, аксессуары, театральный костюм[49].

Также государственный стандарт предусматривает требование к образованности и ключевым и прочим компетенциям будущих дизайнеров. В соответствии с требованиями к ключевым компетенциям выпускник должен:

1) иметь представление: о роли в обществе и рамках дизайн-деятельности, которая непрерывно меняется в результате внедрения в производственную и общественную сферу новых информационных технологий, технических достижений в области телекоммуникаций, усиления воздействия средств массовой информации на индивидуальное и массовое сознание;

2) знать: способы сбора и оформления предпроектного материала, понимание существующего положения; последовательность и характер действий в процессе проектирования (поиск – анализ – решение); требования к оформлению проектного материала;

3) уметь: работать со справочными материалами, составлять необходимые схемы, определять последовательность процесса проектирования, изготавливать эскизные материалы, воплощать готовую проектную идею в демонстрационных материалах, в соответствии с требованиями оформлять проектный материал и грамотно представлять свою работу на защите, презентациях;

4) иметь навыки: внешнего и внутреннего обследования объекта и анализа ситуации; самостоятельного составления задания на проектирование и хода работ; формирования творческой концепции и ее представления в предварительных эскизах; композиционного решения общей модели проекта; цвето-графического решения и изготовления макетов и моделей;

5) быть компетентным: в современных тенденциях в области искусства,дизайна и архитектуры, истории и культуры народов, их традиций, обычаев.

6) Ориентироваться в процессе непрерывно изменяющихся потребностей общества[50].

В стандарте специальности описаны требования профессиональной компетенции дизайнера: дизайнер должен уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации по средством вычислительной техники. Но данное описание полностью не рассматривает профессиональную компетенцию дизайнера. Сущность понятия компетентность не должна сводиться к наличию только определенных умений. Компетентность должна рассматриваться в более широком аспекте как сочетание знаний, навыков, личностных качеств и опыта.

Определяя понятие, его содержание и структурные компоненты стоит опереться на определение профессиональной компетенции предложенный Б.Т. Кенжебековым[51]. Он рассматривал его как совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высоки уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию.

Исходя из анализа портрета современного специалиста дизайнера, общими для всех направлений работы выпускников нами выделены следующие компоненты:

1. Профессиональная состоятельность на уровне навыков

2. Информационная компетентность

3. Мотив профессиональных амбиций

4. Творческий ресурс – дизайнерское мышление

5. Мотивация самореализации

6. Социальная активность личности.

Понимание работы дизайнера включает в себя широкое представление о поиске и создании необходимого в соответствии с заказом продукта[52]. Всем тонкостям работы с заказчиками, поиска оригинальной идеи, достижении новизны в исполнении в период обучения в ВУЗе становится достаточно проблематично и с точки зрения народной мудрости: «всему научить невозможно». Однако современная дидактика ставит перед нами вполне четкие и реалистичные задачи – научить учиться, самостоятельно добывать знания в и «воспитать» умения саморегуляции и самомотивации к учению.

Для реализации данной задачи особое значение следует уделить раскрытию психолого-педагогических условий в организации высшего образования. Анализ значения организационных условий обучения в данном контексте построен на основе специфики их построения и реализации в высшей школе, где на первое место выдвигается организация обучения посредством инновационных организационных условий с опорой на способности к самообучению у студенческой молодежи.

На основе данных выводов была разработана модель профессиональных значимых компетенций, которая включает следующие компоненты: общая профессиональная готовность; информационная культура; мотивационная зрелость; поисково-творческая активность; социально-культурная просвещенность[53]. Далее в Таблице 1 эти компоненты систематизированы по принципу формирования и развития значимых в профессии дизайнера компетенций.

 

Таблица 1. Профессиональные компетентности специальность «Дизайн»

 

Профессионально значимые компетентности
  Творческо-поисковая деятельность
  Описание компетентности Включает в себя компоненты профессиональной подготовки дизайнера начиная от уровня умений, так как является динамической характеристикой. Данная компетентность отражает в себе мотив специалиста постоянно развиваться. Деятельность в рамках компетентности должна дополняться через различные виды художественной работы и требует большей гибкости в условиях проектной деятельности. Компоненты: · «Дизайнерское мышление» · Опыт поиска и реализации креативных решений. · Умение создания сбалансированных образов для проектов. · Умение работать с различными источниками информации. · Развитие навыков анализа, целеполагания. · Самоактуализация как основа мотивации для становления индивидуальности личности, реализации творческих потребностей и интересов.
  Художественное мастерство
  Описание компетентности Предполагает развитие компонентов компетентности на уровне навыков. · Владение инструментами художественного выражения и знание профессиональных художественных средств исполнения графических работ. · Исполнение графических элементов и образов посредством специализированного программного обеспечения(CoralDraw, AdobePhotoshop, Javascript, AdobeIllustrator, CyberVision, MacromediaDreamweaverActionScript, и др.)
  Мотивация самообразования
  Описание компетентности: · Понимание самообразовательной деятельности как части профессиональной самореализации и основы для достижения далеких целей профессионального и личностного роста. · Социально-культурная просвещенность – общекультурное развитие личности связанное с общим духовным ростом, который обеспечивается способностью самостоятельно решать проблемы социального плана, развитыми умениями в области профессионального самоопределения и адаптации к современным условиям труда. · Профессиональная готовность – владение определенным опытом трудовой деятельности в рамках профессии, умение работать в коллективе. · Информационная культура - способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и предавать необходимую информацию.
  Организационно-коммуникативная деятельность
  Описание компетентности: · Умение выстраивать приоритетность задач, определения средств их выполнения. · Умение организовать работу в команде. · Навыки делового общения. · Способность поддерживать положительный психологический климат в рабочей группе.
  Методо-технологическая подготовленность
  Описание компетентности: · Знание всех этапов выполнения проекта. · Компетенция в воплощении проекта в материале, в разработке макетов, презентаций и прочих элементов.
   

 

Первым компонентом мы выделили дизайнерское мышление, как наиболее специфическое и сложное в педагогико-методологическом сопровождении. При раскрытии данного понятия следует определить, в чем заключена особенность запросов к профессии дизайнера на современном этапе развития нашей культуры. Следуя из того, что под дизайном подразумевается создание принципиально новых изделий, составление фирменного стиля, изменение в облике продукции без ухудшения технических характеристик, решение экспозиций и т. д. В ряде источников дизайн рассматривается как «деятельность по формированию предметной среды»[54]. Но дизайн в современном понимании не ограничивается предметной средой, охватывая все новые области проектной практики, включая не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами. Все чаше употребляются такие понятия, как «нон-дизайн», «арт-дизайн», «генный дизайн» и др.

Величественные рекламные кампании, создание имиджа кандидата на выборах, модели образа жизни идеального политика – все это сегодня называют дизайном. Сейчас фактически невозможно найти область общественной практики, которой бы не прикоснулась дизайнерская деятельность[55].
Исходя из выше написанного, на сегодняшний день видится крайне важным сформировать дизайнерское мышление, обслуживающее проектную деятельность и создающее потенциал комфортного существования человека в современном мире.

Анализ психолого-педагогической литературs показывает, что мышление представляет активную целенаправленную деятельность, в процессе которой происходит переработка имеющейся и новой информации, отсечение случайных, внешних, второстепенных ее элементов от внутренних, основных, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление характеризуется как обобщенное опосредованное познание действительности, в ходе которого мысль индивидуума проникает в суть окружающей действительности, открывая ее новые закономерности[56]. С точки зрения психологии различают два основных типа мышления, предопределенные функциями левого и правого полушарий мозга: логико-вербальное и пространственно-образное. Логико-вербальное мышление, называемое также абстрактно-логическим, основывается на способности к воспроизведению речи и обслуживает осуществление анализа предметов и явлений. «Левополушарное» мышление характеризуется умением к последовательной обработке поступаемой информации, когда познание происходит последовательно, благодаря чему оно носит аналитический характер[57]. Учитывая ограниченность такого мышления, ученые отмечают необходимость параллельного развития пространственно-образного мышления, отличительной особенностью которого является способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления с одновременной, даже мгновенной обработкой многих, параметров. В специальной литературе приводятся информация многочисленных наблюдений и результаты психофизиологических исследований, доказывающие, что для людей, способных к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, однообразная работа. И наоборот, те, кто не способен мыслить творчески, зачастую выбирают монотонную, механическую работу, при этом она не кажется им надоедливой. Подчеркивая важность для творчества пространственно-образного мышления, ученые заявляют о важности гармоничного развития обоих типов мышления в таком сочетании, когда аналитическое мышление должно стать условием наиболее эффективного функционирования пространственно-образного мышления, обслуживая в итоге сам творческий процесс[58]. Это обстоятельство является весомым аргументом в пользу развития дизайнерского мышления как мышления наиболее цельного. В зависимости от особенностей обобщения и опосредования мышление разделяют на сферы:

1) профессиональное применение (художественное, инженерное, дизайнерское, педагогическое, экономическое и т. д.);

2) по родовым формам знания (гуманитарное, техническое, математическое, и др.);

3) по видам предметно-практической деятельности или в связи со знаковой системой (двигательное, наглядно-действенное, словесно-понятийное, образное или визуальное и т. д.);

4) по психологической структуре (конвергентное, дивергентное);

5) по индивидуально-личностным характеристикам;

6) по временным критериям (стили мышления различных эпох);

7) по уровням (практическое, теоретическое, эмпирическое) и т. д[59].

По степени новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний оно может быть репродуктивным, продуктивным и творческим. Между репродуктивным и остальными типами мышления существует принципиальное различие. Причем между творческим и продуктивным мышлением наблюдаются относительные различия. Поскольку творческое мышление стоит рассматривать как «крайнюю точку», высшую ступень проявления продуктивного мышления, отличающегося объективной новизной и оригинальностью своего продукта. Продуктивность мышления позволяет обеспечивать самостоятельное решение новых задач, высокий уровень усвоения знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия[60]. Репродуктивное мышление, характеризующееся меньшей продуктивностью, играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. Никакая творческая деятельность не представляется возможной без участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой задачи, открытие любой проблемы, новых знаний невозможно без опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих операторных механизмов. На базе этого типа мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры, гарантируется понимание нового материала при его изложении, применении знаний на практике. Так, например, в мыслительной деятельности дизайнера репродуктивная сторона может быть представлена эрудицией, осведомленностью в широком спектре вопросов относительно дизайна и т. д.

Помимо этого, репродуктивное мышление играет значимую роль в нахождении решений для новых субъекта проблем. В этом случае оно задействуется на предварительном этапе, когда человек пытается решить новую задачу знакомыми ему методами и убеждается в том, что известные способы не обеспечивают ему успеха[61]. Понимание этого приводит к возникновению «проблемной ситуации», т. е. активизируется продуктивное мышление, делающее возможным открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы выявил, что специфика дизайнерского мышления обусловлена особенным характером деятельности, включающей способность прогнозирования, мысленного предвосхищения желаемого результата, а также понимание целесообразности создаваемых объектов, владение методикой проектирования, гармоничное сочетание образного и логического мышления[62]. Соответственно, дизайнерское мышление характеризуется систематичностью, оригинальностью, гибкостью, чувствительностью к решаемым проблемам.

В психологии существует понятие «дивергентность мышления», понимаемое как характеристика умение мыслить в разных плоскостях, анализировать предметы и явления с разных углов. Обладатели такого мышления склонны к нахождению новых комбинаций из элементов, которые большинство людей использует только определенным образом, или формированию связей между двумя элементами, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего. Систематичность и последовательность мышления – качества, обусловленные владением определенными логическими операциями, позволяющими преобразовывать фантазии в реально осуществимые предложения и, следовательно, обосновывать выбор с учетом условий решения конкретной проблемы[63]. Чувствительность можно определить как способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д. Под оригинальностью понимается нестандартность, не шаблонность, непривычность, не банальность, новизна мыслительного процесса.

Приведенные выше доводы позволяют описать дизайнерское мышление, понимаемое как комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач художественно-проектной деятельности. Особенности тем дизайнерских задач во многом определяют характер мышления. Происходит преимущественное развитие отдельных сторон мышления, определенное структурирование его компонентов. Это вовсе не означает, что дизайнерское мышление характеризуется своей исключительностью, что оно не имеет ничего схожего с другими видами интеллектуальной деятельности. В своей основе дизайнерское мышление является тем же обобщенным и опосредованным отражением действительности, как и любой другой вид мыслительной деятельности человека, органично соединяя в себе два типа мышления - художественное и техническое[64].

Подводя итоги, стоит отметить, что важным условием развития дизайнерского мышления является непосредственное участие учащихся в деятельности по созданию гармоничной предметно-пространственной среды. Именно поэтому необходимо выделить методы и формы обучения, позволяющие привлечь обучающихся к художественному проектированию предметной среды и элементов социальной практики, способствующие укреплению дизайнерского мышления.

Анализ литературы позволяет к таковым методам отнести следующие:

1) метод проблемного обучения, заключающийся в осознании, принятии и разрешении проблемных ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и преподавателя при максимальной самостоятельности первых;

2) метод проектов, позволяющий реализовать деятельный подход в практическом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин;

3) игровые методы обучения, способствующие творческому раскрепощению, созданию благоприятной эмоциональной обстановки;

4) эвристические методы («брейнсторм», синектика и др.)[65].

Таким образом, с целью формирования дизайнерского мышления в процессе обучения необходимо использовать творческий характер выполняемых работ, а также создать условия для применения учащимися знаний, умений и навыков на стыке различных направлений общественной жизни и производства в практической деятельности, что обеспечивает интегративный характер дизайна.

Следующий элемент профессиональной компетентности будущего дизайнера представлен компонентом - художественное мастерство, которое включает в себя ряд профессиональных умений проектно-информационной деятельности. В условиях научно-технического прогресса современный дизайн невозможно представить без использования компьютерных технологий. Сегодня дизайн проникает во все сферы человеческой деятельности и становится областью, где взаимодействуют искусство и наука. «Дизайн в единый узел связывает научно-техническую, индустриально-технологическую и художественную культуры, обеспечивая, таким образом, целостность цивилизации»[66]. Информационные технологии активно интегрируются в проектную дизайнерскую деятельность, существенно обогащая проектный инструментарий и ускоряя решение художественных и технических проектных задач в дизайнерской деятельности, а так же повышая качество конечного продукта. Анализ справочных материалов показывает, что необходимость освоения вычислительной техники для осуществления проектной деятельности в области дизайна костюма ставится достаточно остро. Реализоваться в современном дизайне без специальной компьютерной подготовки становится практически невозможным, поскольку «современные технологии проектирования требуют глубоких знаний в области цифровых технологий» [67]. Ряд исследователей отмечают, что активное попадание в сферу дизайна новых информационных технологий, связанных с широким охватом различных областей знаний, требуют пересмотра, переоценки, уточнения и обновления состояния дизайн-образования (Прудовская О.Ю., Гребенников К.А., Еремина Е.М., Нургалеев Л.Н, Яцюк О.Г. и др.).

Обновление состояния образования в области дизайна возможно за счет совершенствования методики обучения на основе изучения информатики и компьютерных технологий, что подразумевает использование в образовательном процессе новых информационных технологий, таких как графический редакторы (для решения художественно-проектных задач), систему автоматизированного проектирования (для решения задач технического проектирования), мультимедиа, телекоммуникативные системы высокой производительности и др. [68] Такой подход решит обострившуюся проблему неадекватности подготовки специалистов требованиям логики общественного развития, ее несоответствие новым социальным и производственным технологиям. Компьютеризация дизайн-деятельности связана с широким охватом различных областей знаний, что закономерно приводит к необходимости расширения методологических программ, курсов, переподготовки педагогических кадров. Однако исследование методо-технологической подготовленности студентов выпускников, составляющей профессиональные компетентности, осложнено отсутствием исследований, посвященных данному примеру в педагогике высшей школы. Термин «художественное мастерство» не применяется ни в сфере дизайн-образования, ни в других областях науки[69]. Вместе с тем, проектная и информационная деятельность в его содержании, как два разных понятия изучены достаточно широко. После анализа научных трудов, посвященных перечисленным компетентностям, учитывая требования работодателей к будущим преподавателям профессионального обучения (дизайн), можно прийти к выводу, что по отдельности проектная и информационная компетентности уже не могут удовлетворять современным требованиям общества к высококвалифицированным педагогам профессионального обучения дизайну.

В структуре профессиональной компетентности будущих дизайнеров выделяются следующие основные составляющие:

Методо-технологическая подготовленность, которая включает в себя умение проектировать новые образцы изделий с заданными свойствами. Это подразумевает:

1) владение общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

2) иметь крепкие знания во всех сферах проектной деятельности;

3) понимать структуру процессов производства, технологическую и конструкторскую документации;

4) уметь производить экономические расчеты и маркетинговые исследования;

5) понимать законы композиции, действующие в дизайне, их влияние на организацию любой плоскостной или объемной композиции;

6) уметь исследовать форму элементов при создании новой формы при проектировании объектов дизайна;

7) уметь производить расчеты и построение чертежей изделий; знать специфические особенности обработки изделий;

8) уметь грамотно подбирать материалы; уметь изготавливать образцы изделий; обладать навыками организации деятельности исполнителей и навыками принятия управленческих решений в условиях противоречивых требований[70].

Мотивация самообразования предполагает развитие следующих качеств и свойств личности будущего специалиста:

1) осознание профессиональной ответственности и общественной значимости дизайнерской деятельности. Для чего необходимы: креативные, художественные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-чувственные и т.д. качества;

2) профессионально развитые внимание и память; владение научно-техническим, пространственно-конструктивным, художественно-образным, творческим мышлением;

3) абстрактно-логическое мышление; объемно-пространственное мышление и воображение[71];

4) эмоциональная устойчивость, самоорганизация, самоконтроль, наблюдательность, ответственность;

5) понимание перспектив своей будущей деятельности, умение ориентироваться на прогнозы развития наук в сфере дизайна, психологии, педагогики;

6) склонность и желание к постоянному и непрерывному обучению.

Профессиональная компетентность будущих дизайнеров включает в себя множество элементов, на основе этого актуализируется потребность в определении комплекса критериев, с помощью которых будет возможно оценить уровень развития данной компетентности. В ходе анализа компонентов были выделены следующие критерии оценки:

Когнитивный критерий представлен как наличие общетеоретических, общекультурных основ знаний, и включает в себя:

1. Общая профессиональная готовность – владение определенным уровнем знаний в рамках профессии и базовым уровнем общих фундаментальных концепций и наук, умение работать в коллективе, навыки проектно-исследовательской деятельности, практические навыки.

2. Информационная культура - способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и предавать необходимую информацию[72].

Креативный критерий включает наличие творческого подхода к осмыслению и представлению информации, способность к синтезированию нового, осуществление оценки успешности собственной деятельности, владение эвристическими методами решения поставленных задач[73].

Мотивационный критерий - в основе своей содержит смыслообразующий аспект подготовки будущего специалиста, под которым понимается ценностная установка студента на развитие самообразовательной деятельности, осознание учащимися необходимости дополнительных знаний и придание им личностного смысла, ориентация на саморазвитие и профессиональное совершенствование. Рефлексия своей познавательной деятельности и выстраивание собственной линий дополнительного образования на основе развития профессиональных компетенций.

Сфера дизайна включает в себя множество направлений и специализаций, для каждой из которых будет обоснован свой набор компонентов профессиональной компетентности. Компетентности, включающие более углубленные знания определенных смежных наук и направлений производства, требующие различного уровня владения методологией изготовления специфических проектов, заказов и т.д. В результате анализа научной литературы по теме исследования нами были выделены общие компоненты компетентности актуальные для подготовки специалистов всех направлений дизайна. Выделив общие задачи и предполагаемый результат формирования профессиональной компетентности, возникает вопрос выбора и обоснования эффективности психолого-педагогических условий этого процесса в условиях обучения дизайну в высшей школе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: