Организация экспериментальной работы по диагностике успешности в обучении и уровня сформированности критериев компетентностей




 

Целью эмпирического исследования в рамках данной диссертационной работы являлось изучение динамики уровня сформированности профессиональной компетентности у студентов специальности «Дизайн». В исследовании принимали участие студенты Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева групп Дз-13 и Дз-14 в количестве 43 человек.

Параметр, который мы исследовали, это уровень сформированности профессиональной компетентности и влияние его на успешность обучения студентов. Студенты специальности «Дизайн» является (группа Дз-14) экспериментальной группой, а студенты специальности «Дизайн» (группа Дз-13) - контрольной. Экспериментальная группа включает 23 студентов, контрольная – 20.

Для решения поставленных в начале исследования задач нами определялся уровень сформированности профессиональной компетентности студентов обоих групп. С этой целью были конкретизированы критерии оценки уровня сформированности компонентов профессиональной компетенции у студентов-дизайнеров, которые представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2 - Критерии оценки уровня сформированности компонентов профессиональной компетенции

 

Критерии оценки уровня сформированности компонентов профессиональной компетенции дизайнеров Средства и методы диагностики уровня из развития
  Компонент творческо-поисковой деятельности Оценка: · Способности генерировать большое количество идей     · Способность воспринимать и развивать идеи, в том числе и выдвинутые другими   · Способность прогнозировать современные тенденции и использовать аналитические способности при проектировании работ   · Умение анализировать и выбирать оптимальные варианты решения проблем     · Способность выходить на уровень абстрагирования   Эвристические задания; метод проектов; наблюдение   Учебные задания; метод проектов; ролевые игры   Анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; метод проектов     Анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; метод проектов   Эвристические задания; учебные задания
  Художественное мастерство и Методо-технологическая подготовленность Оценка: · Умения и навыка выражения идей посредством различных приемов (рисунок, эскиз, набросок) с использованием законов композиции   · Способность представлять проектный образ и проектировать продукты дизайна с учетом промышленных требований и индивидуальных особенностей заказчиков   · Способность полностью разработать проект, начиная от эскиза и заканчивая опытным образцом   · Способность формулировать и уточнять неясно поставленные задачи     · Способность вырабатывать алгоритм решения проблемы     · Способность выявлять соответствие или не соответствие готовой продукции первоначальной идее и вносить необходимые корректировки (предложения по корректировке) в производственный процесс[104]   Анализ деятельности; наблюдение; учебные задания     Анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; метод проектов; ролевые игры   Эвристические задания; учебные задания; метод проектов Анализ деятельности; учебные задания; метод проектов Анализ деятельности; учебные задания; метод проектов   Анализ деятельности; учебные задания; метод проектов
  Мотивация самообразования Оценка: · Умения и готовности обучаться и получать дополнительные знания в профессиональной области     · Способность мобилизовать внутренние ресурсы для достижения цели   · Способность проявлять настойчивость, активность и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность     · Готовность искать и реализовывать возможности личного развития   Способности к рефлексии и самокритике · Способность и готовность анализировать свои действия с целью повышения уровня профессионализма   · Понимание уровня ответственности за результаты своей деятельности     · Способность прогнозировать результаты деятельности и отношений, предполагающая владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний     Тестирование; наблюдение; учебные задания; консультации; метод проектов   Использование психолого-педагогических технологий - тестирование; наблюдение   Тестирование; анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; консультации; метод проектов; ролевые игры   Анализ продуктов деятельности; наблюдение     Тестирование; анализ деятельности; наблюдение     Тестирование; анализ деятельности; наблюдение     Тестирование; анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; метод проектов[105]    
  Компонент организационно-коммуникативной деятельности Оценка: · Умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения   · Умение выбирать оптимальный стиль общения   · Владение различными приемами передачи информации   · Умение обмениваться профессиональным опытом и информацией с однокурсниками   Ролевые игры; тестирование Ролевые игры; метод проектов     Ролевые игры; наблюдение     Тестирование; анализ деятельности; наблюдение; учебные задания; ролевые игры; метод проектов   Анализ деятельности; наблюдение; ролевые игры; использование

 

На основе особенностей базы диссертационного исследования и с целью получения наиболее достоверных данных нами были выбраны следующие средства оценки сформированности профессиональной компетентности студентов: 1) оценка уровня профессиональной компетентности посредством экспертной оценки в рамках проектной конкурсной деятельности – в первом семестре, и по результатам курсового проектирования – во втором семестре. Также в ходе формирующего эксперимента был исследован уровень успешности в обучении в рамках бально-рейтинговой системы обучения, посредством расчета среднего коэффициента успеваемости по профильным дисциплинам. Установление корреляционной связи между уровнем успешности в обучении современному дизайну и степенью сформированности профессиональной компетентности позволит определить зависимость между практическим потенциалом развития компонентов профессиональной компетентности в условиях высшей школы, и укрепления мотивации достижения успеха для личности будущего профессионала.

Для этого нам необходимо рассмотреть понятие «учебная успешность», которое введено в педагогику Б.Г. Ананьевым для характеристики темпов, напряжённости, индивидуального стиля работы, нормы усилий, прилагаемые обучающимися в процессе своей познавательной (учебной) деятельности. Исходя из академизма и фундаментальность учебных дисциплин высшей школы, при определении эффективности учебной деятельности студентов мы сочли возможным использование понятия «успешность»[106]. Обзорный анализ понятия «успешность» в его связях с такими категориями педагогики, как результативность процесса обучения, познавательная активность, успеваемость учебная, креативность, способности к рефлексии и другие, позволили сформулировать вывод, что успешность является качественной характеристикой результативности и эффективности обучения в высшей школе, характеризующие особенности способов достижения целей обучения и также включает в себя личную удовлетворенность обучающегося своей учебной деятельностью, то есть осознанное включение в процесс достижения успешности[107].

Проблемное рассмотрение вопроса успешности обучения присуще многим исследованиям, посвященным проблемам формирования личности. В этой связи следует отметить работы ученых по философии и психологии личности, в которых непосредственно рассмотрены вопросы успешности: В.Л. Бакштанского, О. И. Жданова, С. В. Ковалева, М. Е. Литвака, В. Н. Панкратова и других. Также к числу зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», относятся: Р. Ассаджиоли, М. Аткинсон, Р. Бэндлер, Дж. Грехем, У. Джеймс, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерс.

В нашем исследовании предусмотрен поиск путей и средств повышения успешности учебной деятельности студентов во взаимосвязи с развитием профессиональной компетентности будущих дизайнеров. Учитывая академизм и фундаментальность учебных дисциплин, изучаемых студентами, при оценке эффективности и результативности их учебной деятельности мы считаем возможным применение термина «успешность». Несмотря на то, что многие работы таких авторов как В. А. Аверин, Н. И. Мешков, А. А. Реан, С. Д. Смирнов, В. А. Якунин и другие посвящены раскрытию вопросов успешности обучения студентов, остается без достаточного внимания гносеологический анализ самого понятия «успешность» в его связях с другими педагогическими категориями[108].

Понятие «успешность» несет в себе опасность с точки зрения внутреннего стремления человека испытывать удовлетворение собственной работой, так как первые общественно важные дела личность совершает в период обучения профессии. Наряду с этим успешность повышает стремление обучающихся к достижению и реализации цели обучения, а успеваемость поддерживает мотивы соревнования и конкуренции, при этом не подкрепляя достигнутые результаты их личностным значением для саморазвития индивида.

Рассмотрение проблемы успешности студентов а данном исследовании обусловлено следующими факторами:

1. Потребностью современного общества в высшем профессиональном образовании, главной чертой которого является подготовка успешных в будущей профессиональной деятельности специалистов, и успешных студентов в процессе обучения в высшей школе.

2. Определение своевременности рассмотрения обучающегося в качестве деятельностного субъекта образовательного процесса, ответственного за эффективность и результаты своей деятельности, который способен к самоорганизации с целью управления развитием личностных качеств, которые определяют успешность его учебной познавательной деятельности[109].

На основе вышеуказанных факторов можно сделать вывод о том, что успешность обучения студентов, как интегральное образование, проявляется на следующих уровнях:

1) деятельностно-практическом уровне, который описывает стремление обучающегося к достижению значимых целей обучения;

2) психологическом уровне, учитывающем личную удовлетворённость обучающегося процессом и результатами учебной деятельности;

3) этическим, характеризующим соотношение результатов учебной работы с нравственными категориями в достижении успеха.

С практической точки зрения успешность, является качественной характеристикой, отражающей результативность и эффективность учебной деятельности обучающихся, которая находит отражение в таких наиболее объективных показателях как: успеваемость, уровень познавательной(когнитивной) активности личности, познавательной самостоятельности и самоорганизованности, креативности в решении задач и рефлексии в процессе выполнения.

Исходя из выше представленных характеристик исследуемых критериев оценка сформированности профессиональной компетентности осуществлялась посредством экспертной оценки по следующим категориям:

1. Технико-художественный навык выполнения – соответствие требованиям подготовки и реализации материалов проектной работы.

2. Креативность - новизна идеи и исполнения проекта.

3. Презентация работы – степень освещенности сопутствующих материалов, общая уникальность и наглядность демонстрации.

В процессе оценивания каждой категории присваивались баллы в количестве от 0 до 40 - технико-художественный навык выполнения; от 0 до 30 – Креативность и презентация работы. Таким образом, общее количество баллов составляло 100. Об уровне сформированности профессиональной компетентности можно судить следующему распределению общего количества баллов:

1. Высокий уровень - от 90 до 100 баллов

2. Средний уровень – от 75 до 89 баллов

3. Низкий уровень - от 0 до 74 баллов.

Результаты обработки данных по сформированности профессиональной компетентности согласно данному оцениванию представлены в Таблице 1 [Приложение А].

На первом контрольном исследовании в группах испытуемых было выявлено наличие низкого и среднего уровня сформированности профессиональной компетентности, исходя из этого мы пришли к выводу о необходимости разработки системы заданий, направленных на развитие компетентности как условия успешности в обучении.

На рисунках 1 и 2 наглядно представлен уровень профессиональной компетентности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.

 

 

Рисунок 1 - Уровень профессиональной компетентности группы Дз-14

 

В группе Дз-14 2 студента (10%) имеет высокий уровень сформированности профессиональной компетентности, еще 50% (10 студентов) – средний уровень сформированности профессиональной компетентности, а 8 человек, что составляет 40%, имеют низкий уровень сформированности профессиональной компетентности.

 

 

 

Рисунок 2 - Уровень профессиональной компетентности группы Дз-13

 

Анализируя построенные диаграммы, можно сказать, что в группе Дз-13 13 человека, что составляет 56%, имеют средний уровень сформированности профессиональной компетентности, 3 студента (13,6%) – высокий уровень сформированности профессиональной компетентности и 7 студентов, т.е. 30,4% имеют низкий уровень развития данной компетенции.

Низкий уровень сформированности профессиональной компетентности в каждой группе свидетельствует, о том, что у 34,9% студентов наблюдается непонимание цели выполнения проектной работы, ее содержание расходится с целью.

Но, в каждой группе порядка 10-14% учащихся имеют высокий уровень сформированности профессиональной компетентности, что выражается в полном осознании и принятии цели, актуализации ее для субъекта обучения, переход цели самостоятельной работы над проектом из внешней среды во внутреннюю. Это ведет к высокой продуктивности знаний, полученных в ходе подобной формы подготовки.

Еще 50-56% студентов имеют средний уровень сформированности профессиональной компетентности. Это проявляется в частичном осознании цели выполняемой проектной работы, что предполагает более точное выполнение заданий преподавателя и получение более прочных знаний и умений в ходе подобной работы.

В ходе дальнейшей математической обработки данных при сравнении двух переменных, уровня сформированности профессиональной компетентности и бальной оценки успешности в обучении, мерой корреляционной связи служит коэффициент j К.Пирсона, – «коэффициент ассоциации».

На данном этапе выдвигаются следующие гипотезы: H1 – имеет место высокий уровень зависимости между следуемыми признаками.

Н0 – показатель уровня зависимости является незначительным.

Вычисления коэффициента jэмп выполняются по данной формуле:

Критические значения данного критерия для контрольной группы равны:

Критические значения данного критерия для экспериментальной группы равны:

Показатель j-критерия Пирсона для результатов оценки в группе Дз-13 составляет 0,89, который в ходит в поле значимости. Показатель ассоциации исследуемых признаков в контрольной группе Дз-14 составляет 0,56, который также входит в зону значимости для j-критерия Пирсона[110]. Таким образом, подтверждено наличие существенной корреляционной зависимости между сформированности профессиональной компетентности и успешности в обучении, то есть гипотеза Н0 отклоняется, и при­нимается гипотеза H1.

Так как одной из задач исследования стало изучение возможного влияния сформированности профессиональной компетентности на успешность обучения студентов в экспериментальной и контрольной выборке. Была проведена работа по сравнению и выявлению корреляционной зависимости между показателями успешности в обучении студентов современному дизайну и уровнем сформированности профессиональной компетентности.

Анализ уровня развития профессиональной компетентности состоит из общего количества баллов экспертной оценки трех параметров. Далее более подробно рассмотрим распределение на высокий, средний и низкий уровни для каждого критерия в контрольной и экспериментальной группах, которые представлены на Рисунках 1, 2 и 3 соответственно.

Количество студентов получившие высокие оценки уровня технико-художественного навыка составляет 8 человек в контрольной и 8 человек в экспериментальной группах. Средний уровень составляет 13 и 10 человек и низкий уровень развития уровня технико-художественного навыка 3 и 2 человека в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Сравнение показателей представлено в Рисунке 3. На основе этих данных можно сделать вывод, что подготовка многих студентов является недостаточной для выполнения заданий проектной направленности на высоком уровне, что в свою очередь указывает на необходимость пересмотра подхода к формированию и развитию данного компонента профессиональной компетентности дизайнера.

 

 

Рисунок 3 – Сравнение показателей уровня развития технико-художественных навыков на первом контрольном срезе

 

Высокие оценки критерия креативности получили 3 человека в контрольной и 4 человека в экспериментальной группах. Средний уровень составляет 7 и 8 человек и низкий уровень критерия креативности 10 и 11 человек в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Сравнение показателей представлено в Рисунке 4. Такие показатели указывают на потребность в актуализации мотивов творческого поиска и расширения кругозора студентов в условиях профессиональной подготовки.

 

 

Рисунок 4 – Сравнение показателей креативности на первом контрольном срезе

 

Количество студентов получивших высокие оценки презентации проектных работ составляет 4 человека в контрольной и 5 человека в экспериментальной группах. Средний балл получили 10 и 10 человек и низкие баллы за качество презентации 4 и 5 человек в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Сравнение показателей представлено в Рисунке 5. Эти результаты проявляют низкий уровень развития навыков организационно-коммуникативной деятельности, которая в процессе подготовки будущего дизайнера определяет успешность его профессиональной деятельности и после окончания ВУЗа. Исходя из этого, при организации педагогических условий особой внимание следует уделить качеству работы студентов группе и создания ситуаций успеха как основы для развития положительной мотивации студентов.

 

Рисунок 5 – Сравнение показателей качества презентации проектной работы на первом контрольном срезе

 

Сравнение уровней развития профессиональной компетентности в экспериментальной и контрольной группах представлено в диаграмме на Рисунке 6.

 

 

Рисунок 6 - Уровни развития профессиональной компетентности на первом контрольном этапе

 

Исходя из анализа результатов констатирующего этапа эксперимента, и определения уровней сформированности профессиональной компетентности в обеих группах, мы пришли к выводу о необходимости апробации ряда педагогических условий, направленных на развитие компонентов данной компетентности как условия успешности в обучении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: