Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения современному дизайну
Содержание | ||
Нормативные ссылки | ||
Определения | ||
Введение | ||
Теоретические основы развития профессиональных компетенций студентов специальности «Дизайн» | ||
1.1 | Характеристика понятия компетентности как условия успешности в обучении творческих специальностей | |
1.2 | Анализ особенностей профессиональных компетенций студентов дизайнеров | |
1.3 | Педагогические условия развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров | |
Экспериментальное исследование развития компонентов профессиональной компетенции у студентов как фактора успешности в обучении современному дизайну | ||
2.1 | Организация экспериментальной работы по диагностике успешности в обучении и уровня сформированности критериев компетенции | |
2.2 | Реализация программы занятий по развитию профессиональных компетенции | |
2.3 | Анализ результатов экспериментального исследования | |
Заключение | ||
Список использованных источников | ||
Приложение А.Первичные данные диагностических методик | ||
Приложение Б. | ||
Приложение В.Диагностические методики диссертационного исследования |
Нормативные ссылки
В настоящей магистерской диссертации использованы ссылки на следующие нормативные документы:
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы;
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» от 20 апреля 2011 года № 152;
|
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
Определения
Компетентность самообразования – это интегрированная характеристика качеств личности, проявляющихся в потребности, общей готовности и способности к самостоятельной образовательной деятельности, направленной на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей. Компетентность самообразования связывает в одно целое личностный и социальный смысл самообразования. Компетентность самообразования студентов определяется степенью освоения компетенции самообразования.
Компетенция самообразования - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для осознанного осуществления и непрерывного совершенствования самостоятельной образовательной деятельности.
Компетентностный подход в обучении – это подход, направленный на формирование социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности обучающегося, которые позволят наиболее полно реализовать себя в современных социально-экономических условиях.
Профессиональная компетентность - сформированные на базе общего образования профессионально значимые для личности и общества качества, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования.
|
Дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргоно-мичности (психофизических удобств), четкой социальной ориентации.
Дизайн-образование - это процесс подготовки педагогов в области дизайна, в результате которого происходит формирование личности специалиста, способного к эффективной самореализации с системе общего и профессионального образования.
Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно - мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.
Проектная культура - это опыт материальной культуры, массив знаний и ценностей, отражающих современные ориентиры культуры, воплощенный в искусстве проектирования, формообразования и исполнения.
Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразования - средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.
Саморазвитие – это собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе профессионального, физиологического, психического и социального развития.
|
Введение
Актуальность исследования.
Подготовка специалистов сферы дизайна сейчас подвержена пересмотру степени своей эффективности в рамках требований к актуальным образовательным программам в целом, так и к обучению творческим профессиям.
Обучение современному дизайну опирается на ряд принципов, которые направлены на стимулирование творчества студентов, к использованию современных технологий, поиску актуальной информации и привлечение студентов к проектной работе. Выполнение проектных работ имеет центральное значение в формировании образа будущей профессиональной деятельности дизайнера. Так как их выполнение позволяет сформировать индивидуальный стиль деятельности в рамках профессии, выявляет слабые места в подготовке, уровне сформированности необходимых в дизайне навыков, коммуникативных умений и степени самостоятельности, ответственности будущего специалиста.
Этим обусловлены специфические цели обучения дизайну, а конкретно на задаче дизайнера в создании нового, отличающегося креативностью, неповторимостью, как качества творчества. Таким образом, ведущей характеристикой профессиональной компетентности дизайнера как профессионала является творческий подход к решению поставленных задач - дизайнер должен обладать творческим стилем деятельности [1].
Поиск решения проблемы формирования творческого стиля деятельности будущих дизайнеров позволил прийти к выводу о том, что основой задачей реализации психолого-педагогических условий в организации обучения современному дизайну является создание оптимальных условий для саморазвития личности. Способность к саморазвитию представляет собой основу для развития компонентов профессиональной компетенции в рамках подготовки, выполнения работы дизайнера, а также формирует мотивацию к поиску творческого решения задач в работе дизайнера. Сочетание профессионально-методической подготовленности и эмоционально-волевых характеристик личности будущего дизайнера определяют степень выраженности индивидуального стиля деятельности и стремление к творческому росту.
В ходе данного диссертационного исследования были выделены психолого-педагогические условия, которые способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки, на основе направленного саморазвития студента, предполагающего развитие творческого стиля деятельности как основного компонента профессиональной компетенции дизайнера.
Особое внимание этому вопросу уделено в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы, целью которой является кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества и выход на европейский уровень[2]. Исходя и того факта, что ведущей тенденцией развития современного образовательного пространства является переход к Болонскому процессу, согласно которому, в системе образования вместо традиционной организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, призванная обеспечить выборность индивидуальной образовательной траектории и стимулирует активность обучающихся в сфере самообразования.
Определение проектной деятельности студента-дизайнера при организации педагогических условий как основной в данном исследовании мы выделили исходя из особой роли самостоятельной работы обучающихся при кредитной технологии обучения, которая имеет две составляющие: 1) самостоятельная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя; 2) работа, выполняемая студентами полностью самостоятельно. Это также является отличительной чертой данной технологии. В казахстанских источниках отмечается, что «каждый академический час лекционных и практических (семинарских) занятий обязательно сопровождается двумя часами самостоятельной работы студента в бакалавриате». То есть профессиональная подготовка специалистов, осуществляемая в условиях кредитной технологии обучения, основана на принципе организации учебного процесса, где самостоятельная работа занимает 2/3 от общей трудоемкости изучаемого курса[3].
Таким образом, эффективность обучения в вузе и достижение успешности каждого студента становится возможным при условии формирования у будущих специалистов профессиональной компетентности в сочетании с готовностью к самообразованию на уровне качества личности, которое обеспечило наиболее эффективное обучение студентов в высшей школе. Это определяет требование организация самостоятельной работы студентов на компетентностной основе посредством сочетания условий обучения в подготовке проектных работ. Подробная характеристика понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках образования, а также компетентностного подхода были изучены учеными как: Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеером, И.А. Зимней, У.И. Колесниченко, А.К. Кусаиновым, Дж. Равеном, А.В. Хуторским и другими.
Актуальность такого подхода обусловлена запросом в современном обществе. На сегодняшний день ведущее значение в подготовке специалиста приобретает развитие личности студента, обладающего такими значимыми качествами личности, как компетентность, умение свободно ориентироваться в различных областях профессиональной деятельности, готового к постоянному саморазвитию. Эти требования закреплены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования от 23 августа 2012 года № 1080[3, с.7].
Анализ особенностей подготовки студентов специальности дизайн в рамках современной системы высшего образования и запросов общества к качеству работ специалистов данной сферы указывает на то, что эффективность развития профессиональной компетенции в процессе подготовки студентов зависит от разрешения противоречия между: необходимостью системной организации процесса развития компетенции и недостаточным методическим сопровождением, направленным на развитие компонентов профессиональной компетенции в условиях кредитной технологии обучения высшей школы.
Проблема исследования определена потребностью более полного развития компонентов профессиональной компетенции на основе реализации ряда психолого-педагогических условий подготовки студентов-дизайнеров в ВУЗе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования профессиональной компетенции в процессе обучения современному дизайну.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятия «профессиональная компетенция»;
2) выявить особенности профессиональной компетенции студентов дизайнеров;
3) анализ педагогических условий развития компонентов профессиональной компетенции будущих дизайнеров;
4) определить критерии развития компетенции;
5) проверить эффективность выявленных педагогических условий опытно-эксперементальным путем;
6) осуществить экспериментальное исследование особенностей развития профессиональной компетенции.
Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетенций студентов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональных компетенций в процессе обучения современному дизайну.
Для решения поставленных задач в нашей работе использовались следующие методы:
1) теоретические: системный анализ научных трудов по теме исследования, нормативных документов;
2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент, анализ результатов деятельности, методы математической статистики.
Научная новизна исследования: состоит в конкретизации понятия профессиональной компетенции для специальности «Дизайн»; обоснованы психолого-педагогические условия развития компетенции в рамках обучения в высшей школе.
Основные положения выносимые на защиту:
1) Компетенции - это интегративная характеристика целостности ЗУН, обеспечивающих профессиональную деятельность, иными словами это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Исходя из того, что реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, важно отметить, что в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков в непосредственной деятельности, входят также компонент мотивации и особенности эмоционально-волевой сферы студентов. В рамках рассмотрения компетенций творческих специальностей важным компонентом выступает опыт, как результат интеграции полученных алгоритмов выполнения отдельных действий, а также способов и приемов решения различных задач. На основе данных выводов была разработана модель профессиональной компетентности специальности «Дизайн», которая включает следующие компоненты: творческо-поисковая деятельность, художественное мастерство, мотивация самообразования, организационно-коммуникативная деятельность, методо-технологическая подготовленность.
2) Совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетенции представляет собой ряд взаимосвязанных элементов, которые необходимы для взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на формирование и развитие у них специальных умений и качеств личности. Данные характеристики обеспечивают осознанное осуществление и совершенствование образовательной и профессиональной деятельности, а также достижение успешности в обучении. Таким образом, дидактический процесс мотивирует обучающихся на самообразовательную деятельность, реализует становление субъектной позиции в процессе формирования профессиональной компетенции, позволяет с помощью выбора адекватных методов обучения управлять процессом формирования данной компетенции.
3) Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения современному дизайну эффективно при выполнении комплекса психолого-педагогических условий:
1. Ориентирование процесса обучения в ВУЗе на выдвижение студента как субъекта этого процесса, осознающего личностный смысл и социальное значение профессиональной компетенции. Создание установки у студента на развитие и непрерывное самосовершенствование в рамках выбранного направления профессиональной деятельности.
2. Разработка и использование системы заданий, которые способствуют эффективному развитию всех компонентов профессиональной компетенции и побуждающих обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности.
3. Укрепление взаимовлияния урочной и внеурочной форм организации работы студентов в ходе получения высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в выделении ряда психолого-педагогических условий развития профессиональных компетенций.
Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетенций студентов будет эффективным, если будет реализован ряд педагогических условий.
Базой исследования является Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной работы и нашли свое отражение в следующих публикациях научно-практических конференций:
1. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование: проблемы, идеи, инновации» - г. Уфа, 2015г.
2. Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, образования и производства – основа реализации Плана нации» - г. Караганда, 2015г.
Результаты исследования могут быть применены при подготовке студентов дизайнерского направления, теоретические положения и выводы исследования могут использоваться в процессе обучения студентов всех специальностей высшей школы.