Характеристика понятия компетентности как условия успешности в обучении творческих специальностей




 

Обучение в высшей школе год от года подвергается все новому пересмотру в вопросах методологии подготовки выпускников, этому обзору так же не малое внимание уделено и в отношении специальности «Дизайн». На актуальном этапе развития рынка труда, требований работодателей и запросов клиентов возникает вопрос о необходимости не только научить ремеслу дизайна, но и сформировать, развить творческие умения на уровне компетенций у будущего специалиста.

В виду популярности профессии возникает вопрос о претензии на оригинальность среди большого количества заинтересованных в данной трудовой деятельности. В специфике работы лежит творческий процесс и мастерство, в основе которого опыт, приобретаемый в большей степени в высшей школе. Творческий компонент является важным для ряда профессий, когда основан на профессионализме и ответственном отношении личности к своей деятельности. Но как можно определить сущность творчества в рассмотрении его необходимости как ежедневного труда? Может ли человек, будучи уже специалистом, избежать заурядности, копирования и профессионального выгорания. Рассматривая вопрос подготовки студентов направления дизайн в данном ключе, следует выделить ряд основании для определения выхода из потенциальных проблем уже выпускников. Рассмотрение портрета будущего специалиста в совокупности сформированных компетенций - именно как интегрированных характеристик в его профессиональном становлении и развитии. Ключевое понятие компетенции и компетентности раскрываются в определении А.В. Хуторского: «компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность – это способность к деятельности в определенной личностно-значимой ситуации»[4]. Передовых представителей педагогической науки в рассмотрении проблемы развития значимых компетенций объединяли идеи, которые направлены на изучение личности студента как сложной системы и рассмотрению её потенциала к развитию во взаимодействии с социальной средой. Компетентность по своему содержанию представляет собой способность к интеграции не только умений, навыков и знаний, но и их способов использования в жестких условиях изменяющихся требований окружающей среды. В современных психолого-педагогических исследованиях различают следующие виды компетентностей:

1) социальную компетентность, которая включает в себя социальные достижения, представления и способности;

2) социально-психологическую компетентность, преимущественно связанную со способностью к эмпатии, общению, социальной перцепции, а также непосредственно руководству людьми;

3) концептуальную компетентность как способность к построению программ, моделей, концептуальных схем из уже существующих и самостоятельно приобретенных знаний;

4) профессиональную компетентность, связанную с достижением успеха высшего уровня в качестве профессионализма для разных видов деятельности.

Процесс обучения в ВУЗе, направленный на инновации, и организованный на принципах компетентностного подхода характеризуется тем, что основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций. Ключевыми компетенциями здесь представлены способности личности справляться с задачами в различных областях. Далее рассмотрим группы ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции

2. Общекультурные компетенции

3. Учебно-познавательные компетенции

4. Информационные компетенции

5. Коммуникативные компетенции

6. Социально-трудовые компетенции

7. Компетенции личностного самосовершенствования [5].

Исходя и данной практики, применительно к специфике выбранной специальности становится возможным актуализировать создание курса дисциплин, преподаваемых в вузах, и направленных на развитие способностей студентов к образованию через творческую реализацию. Актуальность данного направления в исследовании заключается в необходимости более подробного рассмотрения влияния организационных условий процесса обучения в вузе на требования профессии и, в частности на способности к саморегуляции студентов, а также планирования, постановки и решения ими образовательных задач. В качестве наиболее благоприятного периода для введения данного курса определен первый семестр третьего курса, так как на данном этапе обучения в вузе у студентов уже в достаточной мере развиты базовые профессиональные компетентности и также приобретен опыт деятельности на примере прохождения практики. С точки зрения возрастной периодизации этот период знаменует собой снижение влияния познавательных мотивов в обучении на развитие личности студента, однако изменение стратегии обучения на данном этапе способно стимулировать активность в направлении дальнейшего развития навыков, общеличностного саморазвития и как следствия на установку достижения успеха[6].

Определение содержания образовательной программы и принципы организации педагогического процесса исходят из ведущей идеи компетентностного подхода, заключающейся в том, что уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, которые не являются главными, а внимание акцентируется на способности их использовать[7]. Исходя из этого, ведущей формой для эффективной организации в учебном процессе для высшей школы становится организация самостоятельной работы, усиливающей такие процессы как структурирование, закрепление и приобретение навыков, знаний и умений. Которые в свою очередь приобретают базовый характер для формирования компетентности «Ресурсов к творчеству», который в современной педагогической науке тесно связан с понятием творческого мышления будущего специалиста. Более полное рассмотрение взаимосвязи данных понятий возможно на основе следующей идеи, заключающейся на основе того, что современный дизайн – это очень мощное орудие, как в довольно жесткой конкурентной борьбе компаний производителей так и в ситуации быстро изменяющего рынка, в связи с тем, что потребителей на сегодняшний день необходимо привлекать не только стандартным функционалом набора и видов изделий, но зачастую, как показывает практика лишь действительно оригинально наполненным эргономичным дизайном. В настоящее время дизайн проникает абсолютно во все сферы человеческой жизни и деятельности, а специалист - дизайнер по сути должен выполнять функцию двигателя прогресса. Из чего возникает весьма конкретный и животрепещущий вопрос: Так в чем же кроется секрет настоящих специалистов, профессионалов этой сферы? К настоящему времени уже большое количество именитых авторов пытаются дать ответ на данный вопрос. В процессе изучения данной темы, мною были изучены и рассмотрены как методические, так и теоретические основы дизайнерской деятельности, которым были посвящены труды таких авторов как: М. С. Каган, В. Т. Шимко,Г,Е. Щедрина Н. Н. Нечаева, В. Р. Аронова, Дж. К. Джонса,Ю. Б. Соловьева, Л. А. Соловьева, И. А. Розенсона, С. О. Хан-Магомедова В. Ф. Сидоренко,,. И. Петушковой, Р. А. Степучева, В. Л. Глазычева, О. И. Генисаретского и ряда других не менее авторитетных авторов. В процессе изучения данной тематики точка зрения автора основывается на уже имеющихся исследованиях в этой сфере, а также на основании собственных наблюдений, умозаключений и изысканий[8].

С уверенностью можно сказать, что дизайнер это эксперт в области художественного проектирования предметов, изделий, с последующей целью создания их функциональных и эстетических качеств для дальнейших преобразований, будь-то серийное производство или эксклюзивное исполнение. Слово дизайн (из английского «design» – чертеж, рисунок, проект, замысел) – другими словами термин, который содержит в себе обозначение различных видов деятельности касаемых проектировки[9]. В узком смысле термин дизайн – можно трактовать следующим образом: это создание эстетической формы для изделий промышленного характера, художественное его конструирование.

Целью деятельности дизайнера по моему мнению является – создание и проецирование предметного окружения человека (интерьера, одежды, и т. д.), которая бы отвечала всем требованиям клиентоориентированной среде и была конкурентоспособна в у условиях динамично развивающегося рынка и должна включать в себя такие факторы как: эстетические, технологические и не в последнюю очередь. Рассматривая предметную часть труда дизайнера можно выделить следующее его обозначение, что это – процесс создания, производства предметов и деталей, согласно его форме организации, методологии и средств формирования, закономерности, технологии изготовления, принципов и содержательной базы. Инструменты труда дизайнера являются разнообразные специализированных для работы в дизайнерской сфере деятельности изобразительные средства: ножницы, кисти, лекала, карандаши, краски, бумага, линейки, и в настоящее время особенно актуально использование автоматизированных средств (дигитайзер, персональный компьютер, принтер, плоттер, специальное программное обеспечение), материалы текстильного производства, швейное и другое техническое оборудование. Вышеперечисленные средства и предметы труда употребляются для формирования чертежей, эскизов и макетов (концептов).

Далее выделяя объект дизайна может понять, что он настолько обширен и разносторонен, ведь объектами могут выступать все - от мегаполиса до интерьера, от реактивного самолета до обычной иглы. Все это есть часть окружающей человеческой предметной среды, которая постоянно требует реконструкций, видоизменений функционально практичных элементов. Задачи, которые встают перед дизайнером и которые ему приходится решать в процессе своей специализированной деятельности, заключают в себя эстетическую и проектную характеристики[10].

Дизайнер – это в первую очередь человек - изобретатель, в видении которого должны присутствовать новые зрительно воспринимаемые формы, а значит, он фактически должен выполнять роль настоящего художника, в процессе своей работы придавая изделию, предмету эстетически привлекательную оболочку, форму и двигаясь в ходе своих разработок не только от самой функции к исходной оболочек (формы), но и от формы к исходной функции, генерируя импульсы для своего творческого процесса из областей формальных качеств объектов и предметов[11]. Но как мы с Вами знаем - художники люди, которые находятся в свободном плавании при выборе тематики и объектов для воплощения, а дизайнеры находятся в ограниченных рамках определенной решаемой задачи и надлежащих требований (функциональных, технологических, материальных, рыночных, модных тенденций, социального спроса и т. д.) клиента. С другой точки зрения, дизайнер – это в первую очередь инженер, то каким образом он в процессе своей деятельности, а именно проектирования стремится к воссозданию материалистической структуры – работающего механизма, которая бы обеспечивала надлежащим образом реализацию той или иной функциональной составляющей.

Деятельность специалистов в области дизайна характеризуется особой специфичностью, так как реализует свое видение в оконечном продукте его труда. Человеку профессии дизайнер необходимо уметь решать специализированные вопросы, связанные с созданием проекта, ему требуется наличие своего собственного мнения и умения отстаивать его в случае надлежащей необходимости, а также необходимо иметь смелость идти против стереотипов и мнений большинства, предлагая тем самым смелые решения.

Имея понимание об уровне современной науки, прогрессивных тенденциях развития технического и технологического плана, склонностей ее новомодных веяний и направлений, специалист-дизайнер должен предугадать в своих разработках развитие как технологических форм производства, так и предвидеть возможные потребности общества[12]. В этом и заключается одна из парадигм профессии дизайнера - сложившаяся футурологическая роль, требующая необходимости владения методами исследования потребностей, научного анализа, проектного прогнозирования, выявления перспективных тенденций.

В процессе анализа профессиональной и технической деятельности дизайнеров мною было выявлено следующие:

а) дизайнер как профессионал должен быть связан с процессом постоянного создания до селе не существовавшего в природе чего-то нового;

б) деятельность дизайнера как профессионала является неким синтезом вбирающим в себя интегрирование всевозможных форм подготовки;

в) дизайнер непосредственно в профессиональной сфере работы должен соответствовать следующим личностным качествам как: образное мышление, оригинальность мысли и действий, смелость и упорство в принятии порой сложных решений, нестандартный подход к постановке и решению различных проблем;

г) в наше время от дизайнера как профессионала требуется гибкость мышления, адаптивности которые он интерпретирует в процесс интуиции (предвидения) и необходимость прогнозирования[13]. Автор В. И. Байденко на толкования определения профессиональной компетенции дизайнеров предлагает свое определение этой концепции, суть которой заключается в том, что компетенция для специалистов в этой области являет собой готовность и возможность выполнять как художественное проектирование деталей и изделий в совокупности с их функциональными нормативами и правилами эстетики, так и готовность к методической организованной и самостоятельной работе подразумевающей под собой решение задач и проблем в этой области, а также критически самооценивать результативность своей работы[14].

Учитывая существующие мнения о составе профессиональной компетенции, характерные черты специалиста по дизайну в сфере профессиональной деятельности, а также опираясь на данные исследования, складывается следующий вывод: Основа профессиональной компетенции специалиста в области дизайна состоит из элементов, определяющихся на таких видах деятельности как:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- художественно-графическая;

- проектная.

Однако также и с другой стороны, выявляются так называемые «сквозные элементы» имеющие свой отклик во всех спектрах деятельности специалистов данного направления, будь то творческий, мотивационно-волевой, деятельностный или рефлексивный аспекты[15].

В свою очередь из этого списка элементов профессиональной деятельности выделяется творческий элемент, который по сути своей несет в себе само содержание и касается в первую очередь креативной деятельности, другими словами этот компонент не несет в себе определенной профессиональной, специализированной наклонности, тем самым определяет его универсальный характер. Именно беря во внимание эти факторы - творческий компонент выделяется как сквозной элемент, присущий абсолютно всем аспектам для деятельности специалистов дизайнеров в их профессиональной сфере.

Как было отмечено ранее, на сегодняшний день развитие промышленности большими темпами порождает условия, принимая которые в массе своей лишь только действительно оригинальное оформление дизайнерского решение способно выделить товар на фоне многочисленных подобий. Специалист - дизайнер в настоящий момент приобретает характер личности, которая не желает играть по чужим правилам и законам, а воссоздает свои[16]. Понимая и принимая подобный факт роль творческого процесса приобретает ключевой характер для реального выполнения специалистом - дизайнером непосредственно своей деятельности как профессионала.

В ходе проведения анализа многочисленного подбора исследований в данном направлении выяснилось то, что на данный момент времени не наблюдается и к сожалению не выявлено четкого определения и описания самой структуры творческого процесса, компонента для компетенции в профессиональной деятельности дизайнера, а само существо профессии дизайнера в обязательном порядке предполагает как таковое его наличие.

В связи с эти встает необходимость выделения мотивационной составляющей в творческой понимании компетенции как неотъемлемой части профессиональной деятельности дизайнера. В. А. Моляко определяет мотивационную сферу как центр структуры личности, особенно творческой [17].

Раскрытие понимания мотивов в обучении высшей школы актуализирует проблему успешности человеческой деятельности. Философское обоснование понятия «успешность» основывается на проблеме самоидентификации личности, индивидуальных особенностей самооценки и связано с такими категориями, как деятельность, активность личности, сила воли. Следует отметить, что экспериментальные исследования психологов и философов сущности и механизмов успешности нашли широкое применение в практической психологии, в теории управления. В настоящее время в процессе обучения на первый план выдвигается уникальная целостная личность обучающегося, которая стремится наиболее полно реализовать себя, свои способности, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Понятие «учебная успешность» введено в педагогику Б.Г. Ананьевым для характеристики темпов, напряжённости, индивидуального стиля работы, нормы усилий, прилагаемые обучающимися в процессе своей познавательной(учебной) деятельности. Исходя из академизма и фундаментальность учебных дисциплин высшей школы, при определении эффективности учебной деятельности студентов мы сочли возможным использование понятия «успешность»[18]. Обзорный анализ понятия «успешность» в его связях с такими категориями педагогики, как результативность процесса обучения, познавательная активность, успеваемость учебная, креативность, способности к рефлексии и другие, позволили сформулирвать вывод, что успешность является качественной характеристикой результативности и эффективности обучения в высшей школе, характеризующие особенности способов достижения целей обучения и также включает в себя личную удовлетворенность обучающегося своей учебной деятельностью, то есть осознанное включение в процесс достижения успешности[19].

Проблемное рассмотрение вопроса успешности обучения присуще многим исследованиям, посвященным проблемам формирования личности. В этой связи следует отметить работы ученых по философии и психологии личности, в которых непосредственно рассмотрены вопросы успешности: В.Л. Бакштанского, О. И. Жданова, С. В. Ковалева, М. Е. Литвака, В. Н. Панкратова и других. Также к числу зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», относятся: Р. Ассаджиоли, М. Аткинсон, Р. Бэндлер, Дж. Грехем, У. Джеймс, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерс[19].

В нашем исследовании предусмтренно решение задачи поиска путей и средств повышения успешности учебной деятельности обучающихся во взаимосвязи с развитием профессиональной компетенции. Учитывая академизм и фундаментальность учебных дисциплин, изучаемых студентами, при оценке эффективности и результативности их учебной деятельности мы считаем возможным применение термина «успешность». Несмотря на то, что многие работы таких авторов как В. А. Аверин, Н. И. Мешков, А. А. Реан, С. Д. Смирнов, В. А. Якунин и другие посвящены раскрытию вопросов успешности обучения студентов, остается без достаточного внимания гносеологический анализ самого понятия «успешность» в его связях с другими педагогическими категориями[20].

Далее рассмотрим понятия «успешность» и «успеваемость», первое, по свей сути, повышает стремление обучающихся к достижению и реализации цели обучения, успеваемость же поддерживает мотивы соревнования и конкуренции, при этом не подкрепляя достигнутые результаты их личностным значением для саморазвития индивида. Наверное, это в конкретной степени, несет в себе опасность с точки зрения внутреннего стремления человека испытывать удовлетворение собственной работой, так как первые общественно важные дела личность совершает в период обучения профессии.

Потребность в более подробном изучении проблемы успешности студентов также обусловлена следующими факторами:

1. Потребностью современного общества в высшем профессиональном образовании, главной чертой которого является подготовка успешных в будущей профессиональной деятельности специалистов, и успешных студентов в процессе обучения в высшей школе.

2. Определение своевременности рассмотрения обучающегося в качестве деятельностного субъекта образовательного процесса, ответственного за эффективность и результаты своей деятельности, который способен к самоорганизации с целью управления развитием личностных качеств, которые определяют успешность его учебной познавательной деятельности.

На основе вышеуказанных факторов можно сделать вывод о том, что успешность обучения студентов, как интегральное образование, проявляется на следующих уровнях:

1) деятельностно-практическом уровне, который описывает стремление обучающегося к достижению значимых целей обучения;

2) психологическом уровне, учитывающем личную удовлетворённость обучающегося процессом и результатами учебной деятельности;

3) этическим, характеризующим соотношение результатов учебной работы с нравственными категориями в достижении успеха[21].

С практической точки зрения успешность, является качественной характеристикой, отражающей результативность и эффективность учебной деятельности обучающихся, которая находит отражение в таких наиболее объективных показателях как: успеваемость, уровень познавательной(когнитивной) активности личности, познавательной самостоятельности и самоорганизованности, креативности в решении задач и рефлексии в процессе выполнения.

Предпосылками успешности студентов профессиональных учебных заведений, обусловленными индивидуальными свойствами личности, являются: уровень интеллекта, достаточный для эффективной учебной деятельности; рационально обусловленный индивидуальный стиль учебной деятельности; характеристики мотивационной направленности личности, к которым относятся специфическая мотивация учения и неспецифическая для сферы обучения мотивация достижения успеха; адекватная (и высокая) самооценка; развитие волевых качеств личности студента на высоком уровне, которые обеспечивают эффективность обучения студентов вуза[22].

Особенности организации педагогических условий повышения успешности студентов в условиях вуза обусловлены спецификой юношеского возраста, главной чертой которой является продолжающееся становление идентичности личности обучающегося, и направленное на:

1) создание благоприятной, комфортной эмоциональной среды, которая обеспечит достижение высокого уровня когнитивной активности, самостоятельности, познавательной креативности и рефлексии обучающегося;

2) формирование и поддержание адекватной самооценки и мотивации на достижение успеха в обучении;

3) развитие волевых качеств личности через включение обучающегося в образовательный процесс как ответственного своё личностное и профессиональное становление субъекта;

4) воспитание нравственного, ответственного отношения к выбору способов достижения успеха посредством формирования направленности деятельности обучающегося на учебный процесс, развития интеллектуальных и личностных качеств студента вуза[23].

Далее мы рассмотрим характеристику условий, определяющих успешность в период обучения в вузе. К основным условиям успешности в обучении относятся свойства познающего субъекта образования, выделим следующие из них качества будущего специалиста:

а) хорошая обучаемость – личностные особенности, определяющие интеллектуальный потенциал обучаемого;

б) уровень актуального интеллектуального развития студента; в) наличие специальных способностей[24].

Ключевым моментом при организации педагогического процесса, направленного на достижение успешности в обучении будет реализация личностно-ориентированного и деятельностного подхода, которые определятнаправленность личности студента. Данная направленность в свою очередь должна включать потребности, способствующие успешному освоению учебной деятельности и профессии.

1) Стремление стать хорошим специалистом, эрудированным человеком, т.е. направленность на получение знаний. Это обусловлено тем, что в результате многочисленных исследований обнаружена прямая корреляционная связь между направленностью на получение знаний и уровнем успеваемости, но, что крайне важно, нет такой связи между направленностью на получение профессии и получением диплома. Студенты, которые направлены на получение знаний, прежде всего характеризуются целеустремленностью, умением направлять свои силы, чувством долга, высокой степенью регуляции своей деятельности.

2) Реализация потребности в общении посредством организации интерактивной деятельности между субъектами процесса обучения, что способствует развитию товарищества, поддержки, обмену информацией.

3) Реализация потребности в достижении и создания ситуации успеха. Студент должен видеть результаты своего труда и его возможные перспективы[25].

На начальном этапе работы по коррекции и развитию необходимых способностей и навыков студентов необходимо особое внимание уделить: развитию волевых черт характера студентов (нравственные и интеллектуальные черты); разработке индивидуальной совокупности приемов самоподготовки (прием углубленного изучения студентами наиболее важных дисциплин, начало самостоятельной работы с трудных или легких заданий); организации регулярности и последовательности учебной деятельности, так как отсутствие систематичности знаний – один из самых значительных факторов отставания студентов; эффективная организация образовательной среды - данный фактор в большей степени зависит от преподавателя и сотрудников ВУЗа.

Сущность успешности как качественной характеристики результативности и эффективности учебной деятельности студента, находит своё выражение в таких объективных показателях как успеваемость, уровень развития познавательной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии. Если рассматривать уровень результативности учебной деятельности обучающихся как степень владения студентами основными компонентами учебных программ высшей школы, а эффективность обучения как показатель трудоёмкости и целесообразности применяемых способов обучения, то в качестве основных субъективных предпосылок успешности обучающихся высших учебных заведений будут рассмотрены: уровень интеллекта, мотивационная направленность личности, индивидуальный стиль учебной деятельности, волевые качества личности студента и самооценка[26]. Интеллект здесь рассмотрен как способность к организации процесса познания и к эффективному поиску решения поставленных проблем, на примере выделения и овладения новыми жизненными задачами, следует подчеркнуть, что это является одной из основных предпосылок успешности студентов[27]. Индивидуальный стиль познавательной деятельности находит своё выражение в системе наиболее рациональных приёмов и способов организации самим обучающимся своей учебной деятельности.

К особенностям наиболее сложного мотивационного образования, определяющего направленность личности относятся: темп, концентрация, степень прилежания и усидчивости, которые прилагает обучающийся для достижения запланированных учебных результатов.

Адекватная, соответствующая оценка учебных достижений и учебного потенциала студента обеспечивает эффективную саморегуляцию в познавательной деятельности[28]. Помимо этого, высокая и адекватная самооценка обучающегося позволяет ему чувствовать себя уверенно в процессе достижения целей профессиональной подготовки, настраивает на положительный результат деятельности. Успех любой деятельности, в том числе и познавательной, напрямую зависит от волевых качеств личности. Наиболее важными волевыми качествами, определяющими успешность учебной деятельности обучающегося являются: ответственность, целеустремлённость, инициативность, способность к самодисциплине, организованность и настойчивость.

С целью обоснования организации педагогических условий, которые обеспечивают повышение уровня успешности студентов необходимо учитывать специфику юношеского возраста, благодаря чему можно организовать более эффективное общение и взаимодействие между всеми субъектами учебного процесса в высшей школе[29]. Так как юношеский возраст является периодом ярко выраженного кризиса самоидентичности, периода когда молодой человек стоит перед необходимостью выработать из личного жизненного опыта свои главные жизненные ориентиры и определить перспективы будущего[30], то становление «Образа-Я» становится одной из важнейших воспитательных задач.

Cистемообразующими предпосылками успешности обучающегося являются его мотивационная направленность, которая во многом определяет самооценку результативности обучения и познавательные притязания и возможности. Исходя из этого педагогический аспект повышения успешности обучения будет связан с созданием определенных условий в вузе, направленных на:

1) создание благоприятной эмоциональной среды, комфортных условий для проявления высокого уровня познавательной активности, возможности проявить самостоятельность, обеспечения креативного подхода студентами к выполнению заданий и рефлексии на занятии;

2) формирование адекватной и высокой самооценки, обуславливающих положительную мотивацию достижения успеха в обучении;

3) последовательное развитие волевых качеств личности через включение обучающегося педагогический процесс как субъекта, несущего ответственность за результат своего личностного и профессионального становления и дальнейшего саморазвития;

4) воспитание нравственно-этического отношения к выбору способов достижения успеха посредством формирования индивидуальной направленности студентов на познавательный интерес в учебном процессе, развитие личностных качеств и повышения уровня интеллекта[31].

Наиболее эффективным критерием формирования и поддержания адекватной самооценки является развитие мотивации на достижение успеха, будет реализация направленности учебной деятельности обучающихся на познавательный интерес, данная форма обучения является наиболее эффективной организованная как работа студентов в малых учебных группах (по 5-6 человек). Одним из главных достоинств этой формы обучения является то, что её содержание органично связано с такими качественными показателями уровня успешности как: самостоятельная постановка задач, познавательная активность студентов, творческий подход и готовность к рефлексии. Важное чувство причастности к общему делу способствует развитию дисциплинированности, повышает уровень ответственности за результат своей познавательной деятельности, а также способствует развитию волевых качеств студентов, поддержанию адекватной и высокой самооценки, формированию мотивации достижения успеха, направленности на познавательный интерес[32].

Реализация на практике организационных условий, направленных на формирование и дальнейшее развитие волевых качеств студентов, возможна в том случае, если обучающийся осознаёт необходимость их совершенствования, испытывает потребность работы над собой. Использование ресурса субъектной активности студентов в направлении самосовершенствования личностных качеств в полном объёме, снимает межличностные барьеры, превращая студента в субъект учебного процесса, ответственный за результаты своей познавательной активности[33]. Понимание обучающимися возможности повышения уровня интеллекта, и самосовершенствования личности в процессе упорного труда, обусловлено развитием мотивации на достижение во взаимосвязи с ориентацией на познавательный процесс, педагогам необходимо создавать условия для обеспечения возможности проявления студентами нравственного отношения к выбору средств достижения успеха.

Значительное место в этом отношении занимает концепция, разработанная В.П. Беспалько, согласно которой критерий эффективности качества усвоения знаний и критерий результативности обучения являются понятиями тождественными[34]. Ведущим при этом является положение о том, что результатом обучения студента представлено усваиваение некоторых комплексов знаний, умений и навыков. Исходя из этого делается заключение о необходимости наиболее точного описания и измерения степени этого усвоения как внешне контролируемый факт дидактического процесса, как содержательная характеристика педагогического процесса высшей школы и как познавательную деятельность студента. Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, педагог руководствуется следующей классификацией видов познавательной активности обучающихся, которые в последствии разделяются по уровню сложности как степени усвоения учебного материала. Каждому приписывается определенная характеристика уровеня знаний: первый уровень - знания знакомства, второй уровень - знания репродукции, третий уровень - знания, умения или навыки, четвертый уровень - знания трансформации. В.П. Беспалько указывает, что переход к количественной оценке процесса усвоения не является трудоемким или затруднительным, так как существуют критериальные основания для шкал оценок. В современной дидактике выделены следующие этапы определения эффективности обучения:

1) определение уровней деятельности обучающихся;

2) нахождение критерия усвоения для каждого уровня; установление факторов, влияющих на его формирование;

3) демонстрация взаимосвязи найденных факторов для достижения уровня наивысшей эффективности[35].

Исследователи A.M. Новиков, Л.И. Филиппов рассматривают выбор критериев на основе следующей системы принципов: объективности адекватности, нейтральности в отношении исследуемых явлений, соотношения в сравнении, содержания значимых показателей объекта исследования, устойчивости в выбранном для измерения периода[36].

В педагогике Б.Г. Ананьев выделяет три уровня успешности обучения и их динамическое преобразование. Первый уровень - это сильная группа, которая характеризуется высокой успешностью по всем предметам или по известной группе предметов и высоким качеством самостоятельной работы обучающихся, организованностью и т.д. Второй уровень - студенты, выполняющие учебные задания удовлетворительно и не проявляющие никаких особых качеств в отношении способа работы, интересов, одарённости и т.д.[37] Эту группу удовлетворительной оценки Б.Г. Ананьев называет средней группой.

Третий уровень связан с систематическим невыполнением заданий, отставанием по значительной группе дисциплин - это слабая группа.

Однако такая градация далеко не окончательна. Если Б.Г. Ананьев при выделении уровней успешности берёт за основу оценку знаний и отношение студентов к учёбе, их организованность, прилежание и т.д., то Н.А. Довгалевская выделяет уровни успешности на основе определённого распределения оценок успеваемости, баллов. К.В. Кузьмина выделяет по результатам продуктивности учебной деятельности следующие пять уровней: репродуктивный (минимальный); адаптивный (низкий); локально моделирующий (средний); системно моделирующий знания, умения и навыки по всему курсу (высокий); системно моделирующий деятельность, поведение (высший)[38]. Отдельные исследователи провели распределение студентов по уровневым группам учебной успешности на основании как количественных показателей, так и качественных характеристик, полученных в результате оценки компетентными лицами различных сторон учебной деятельности студентов.

Согласно нашей гипотезе, уровень сформированности профессиональной компетенции может влиять на успешность обучения. В связи с чем, возникла необходимость всесторонне рассмотреть компонентный состав такого сложного ин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: