Одной из проблем ООО "Avrora", выявленных в ходе анализа, проведенного во второй части данной дипломной работы является то, что предприятие использует большое количество привлеченных источников. Следовательно, необходимо рассчитать эффективность использования заемных средств, привлекаемых предприятием.
Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага (ЭФР):
ЭФР - (ЭР(1 - Кн) - СП) ЗК/СК,
где ЭР – экономическая рентабельность инвестированного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);
Кн – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли);
СП – ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал.
Ситуация несколько изменяется с эффектом финансового рычага, если при исчислении налогооблагаемой прибыли учитывают финансовые расходы по обслуживанию долга, что имеет место на данном предприятии. В таких случаях ЭФР рекомендуется рассчитывать следующим образом:
ЭФР - (ЭР - СП)(1 - Кн) ЗК/СК,
Рассмотрим расчет эффекта финансового рычага в таблице 13.
Таблица 13 — Расчет эффекта финансового рычага
Показатели | 2007г. | 2008г. |
Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб. | ||
в том числе займы и кредиты | ||
кредиторская задолженность | ||
собственный капитал | ||
Прибыль до уплаты налога, тыс. руб. | ||
Общая рентабельность инвестированного капитала, % | 11,9 | 17,78 |
Ставка процента за кредит, % | ||
Налог на прибыль, тыс. руб. | ||
Эффект финансового рычага, % | –4,41 | –2,8 |
Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.
|
В нашем случае по данным таблицы 13 видно, что рентабельность капитала в 2007 году заметно ниже ставки ссудного процента, что и повлияло на уровень ЭФР (-4,41%). В 2008 году видно, что рентабельность капитала немного увеличилась составила, но это также не принесло положительного ЭФР. Хотя видны положительные сдвиги.
Следовательно, можно сделать следующие выводы:
1. пока предприятие «проедает» полученные заемные средства и они не служат для приращения собственного капитала предприятия
2. в данной ситуации невыгодно увеличивать плечо финансового рычага, то есть долю заемного капитала, а наоборот выгодно его уменьшить.
С другой стороны становится понятно, что в данной ситуации нам невыгодно снижать долю кредиторской задолженности (вторую и наибольшую составляющую заемного капитала), так как она является «бесплатным кредитом», предоставляемым нам поставщиками. Но необходимо правильно управлять этой задолженностью, так как расплачиваться все равно придется.
Для увеличения эффекта финансового рычага целесообразно провести следующие мероприятия:
1. нарастить собственный капитал (увеличением Уставного капитала, снижением дивидендов и увеличением нераспределенной прибыли и созданием резервов, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики);
|
2. более эффективно управлять запасами с помощью надежных экономико –
математических инструментов;
3. снизить дебиторскую задолженность. Здесь могут быть полезны: учет
векселей, факторинг, спонтанное финансирование; а также прекращение продажи клиентам, задерживающим платежи или вовсе не оплачивающим товар;
- эффективное управление кредиторской задолженностью, удлиняя сроки
расчета с поставщиками крупных партий товаров. Причем, это можно себе позволить именно с теми поставщиками, которые заинтересованы в сбыте предприятию больших – важных для продавца – партий.
Снижения себестоимости
Одним из путей снижения себестоимости услуг на ООО "Avrora" является снижение стоимости закупаемого сырья. В настоящее время на предприятии почти не ведется анализ поставщиков, а для грамотной работы предприятия – это необходимо.
Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело весьма сложное, и ошибка здесь может дорого стоить торговому предприятию. При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков.
Металлы, который наиболее часто используется при монтажно – строительных работах в ООО «Avrora» – это 38ХНЗМФА, 25Х1МФ и 12Х18Н10Т. Основными поставщиками металла 38ХНЗМФА являются:
· ТУР – г. Пермь (29000 руб. за тонну);
· Литмаш – г. Пермь (19932 руб. за тонну);
· Серовский металлургический завод – г. Серов (16674 руб. за тонну);
· Экозлат – г. Златоуст (14671 руб. за тонну);
· Мечел – г. Челябинск (25162 руб. за тонну).
Основными поставщиками металла 25Х1МФ являются:
· Литмаш – 9091 руб. за тонну;
|
· Камасталь (г. Пермь)– 11000 за тонну;
· Серов – 9699 руб. за тонну;
· Мечел – 10130 руб. за тонну
Основными поставщиками металла 12Х18Н10Т являются:
· Металлиндустрия (г. Пермь) – 56500 руб. за тонну,
· Вектар Строй (г. Екатеринбург) – 55000 руб. за тонну,
· Экозлат – 42000 руб. за тонну;
· Мечел – 55 700 руб. за тонну.
Отметим, что в цену металла уже включаются транспортные перевозки.
Проанализируем объем поставок различных предприятий – поставщиков за январь 2008 г (таблица 14).
Таблица 14 - Объём и цены поставок у различных поставщиков ООО «Avrora»
Цена за 1 тонну, руб. | Размер партии за месяц, тонн | Стоимость доставки (руб.) | Тип заказа (К – краткосрочный, Д – долгосрочный) | Объём поставки за месяц, т.р. | Метсонахождение | |
38ХНЗМФА | ||||||
Тур | 29000,0 | – | К | 290,5 | Пермь | |
Литмаш | 19932,0 | 500,00 | К | 199,82 | Пермь | |
Серовский з-д | 16674,0 | 16000,00 | Д | 2016,88 | Серов | |
Экозлат | 14661,0 | Д | 889,66 | Златоуст | ||
Мечел | 25162,0 | 120 (2 вагона) | Д | 3043,44 | Челябинск | |
25Х1МФ | ||||||
Литмаш | 9091,0 | К | 45,955 | Пермь | ||
Серов | 9699,0 | К | 395,960 | Серов | ||
Камасталь | 11000,0 | Д | 165,300 | Пермь | ||
Мечел | 10130,0 | К | 619,8 | Челябинск | ||
12Х18Н10Т | ||||||
Металлиндустрия | 56500,0 | К | 1417,5 | Пермь | ||
Вектар Строй | 55000,0 | К | 1653,0 | Ек–рг | ||
Экозлат | 42000,0 | Д | 2530,0 | Златоуст | ||
Мечел | 55700,0 | Д | 3911,0 | Челябинск |
Таким образом, наибольший объём поставок за исследуемый период произошёл с завода «Мечел», «Экозлат» и Серовского Металлургического Завода, несмотря на то, что у этих поставщиков не только самая высокая стоимость доставки, но и самые значительные цены. Всё дело в том, что все остальные заводы (Тур, Литмаш, Металлиндустрия, ВекторСтрой и др.) поставляют металл маленькими партиями. К тому же, большинство из них являются лишь посредниками.
Что касается Мечела, Экозлата и Серовского завода, то они являются заводами – изготовителями и поставляют только большими объёмами, поэтому ООО «Avrora» приходится обращаться именно к ним.
Для выявления наиболее правильного поставщика, необходимо провести ранжирование. Основными критериями выбора поставщиков являются цена, качество и надёжность. К тому же обращается внимание на уровень обслуживания и гибкость поставщика.
Рассмотрим на примере основных поставщиков для ООО «Avrora», кто из них является наиболее выгодным партнёром предприятия. Составим интегральную таблицу оценки поставщиков по десятибальной системе.
Таблица 15 - Оценка поставщиков в ООО «Avrora»
Наименование поставщика | Цена | Качество | Надёжность | Уровень обслуживания | Гибкость поставщика | Итого |
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАКАЗЫ | ||||||
Мечел | ||||||
Экозлат | ||||||
Серовский металлургический завод | ||||||
Камасталь | ||||||
КРАТКОСРОЧНЫЕ ЗАКАЗЫ | ||||||
Тур | ||||||
Литмаш | ||||||
Металлиндустрия | ||||||
Вектар Строй |
На основе данных таблицы, получили, что у поставщиков долгосрочных заказов наиболее выгодным является завод «Экозлат» – г. Златоуст, и «Мечел» – г. Челябинск. Причём в плане цен выгоднее приобретать металл у «Экозлат», поскольку ниже не только цена (почти на 10 тысяч), но и стоимость перевозки. Зато завод «Мечел» – единственный завод, который соблюдает очень высокое качество листа, и надёжность этого завода на порядок выше, поэтому ООО «Avrora» приходится выбирать, между дешёвой ценой и качеством и надёжностью.
Что касается краткосрочных заказов, то здесь ООО «Avrora» выгоднее приобретать металл у завода «Литмаш» и «Векторстрой». У Завода «Металлиндустрия» не только высокие цены, но и высокая стоимость доставки, качество метала и надёжность поставщика также не на самом высоком уровне. А приобретение металла у ООО «Тур» обусловлено лишь тем, что ООО «Avrora» и ООО «Тур» находятся на одной территории, и когда заказ срочный, то ООО «Avrora» приобретает металл у тех, кто ближе, не обращая внимание на цену. Это несмотря на то, что, например, на таком заводе, как «Литмаш» цены гораздо ниже, а срок доставки металла составляет около суток.
Таким образом, мы пришли к выводу, что руководству ООО «Avrora» необходимо пересмотреть политику в области выбора поставщика, что повлечёт за собой существенное снижение себестоимости.