Мероприятия по снижению дебиторской и кредиторской задолженности предприятия




Для стабилизации финансового состояния ООО «Avrora» предлагается провести мероприятия по улучшению показателей деятельности общества, за счет эффективного управления финансами, с целью этого по проведенному анализу финансово-хозяйственной деятельности ООО «Avrora» руководству общества рекомендуется погасить часть кредиторской задолженности в сумме 6349 тыс. рублей, за счет погашения краткосрочной дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие реализует продукцию и услуги другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары и услуги будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за продукцию и услуги и составляют большую часть дебиторской задолженности.

Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Результаты анализа рассматриваемого предприятия говорят о необходимости принятия мер по уменьшению дебиторской задолженности, которая растет в течение исследуемого периода.

Рассмотрим один из возможных вариантов уменьшения дебиторской задолженности и сокращения сроков оборачиваемости оборотных средств – спонтанное финансирование, т.е. определение скидок предприятиям за сокращение сроков расчета.

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за продукцию и услуги, Поставщик, по существу предоставляет своему партнеру кредит, который, вопреки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Конечно, предоставляя отсрочку платежа в 45 дней, Поставщик идет на упущенную выгоду – тот же убыток – по крайней мере в сумму банковского процента, который мог бы набежать за полтора месяца, получи он ее немедленно. Более того, если рентабельность предприятия превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование.

Если плательщик оплатит товар до определенного срока, то он сможет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока он платит сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что выгоднее для покупателя: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом. Сопоставим “Цену отказа от скидки” со стоимостью банковского кредита (и то, и другое – на базе годовых процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей.

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить продукцию и услуги в течение льготного периода.

Очевидно, что Поставщику не выгодно предоставлять длительный срок действия скидки. Однако, следует отметить, что увеличение льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика (скидка, ожидание, хотя и сокращенное) можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Оплачивать счета все-таки надо добросовестно, поэтому поставщик имеет все основания для взыскания недополученной суммы за просрочку платежа.

Поскольку главная задача предприятия – уменьшение дебиторской задолженности и, следовательно, ускорение оборачиваемости товарооборота, то кажется предпочтительнее предоставить достаточно большой процент скидки за меньший период для вовлечения полученных средств в оборот. С другой стороны, должников ООО «Avrora» будут привлекать достаточно длительные сроки льготного периода.

Рассмотрим несколько возможных вариантов скидок. Уровень банковского процента примем– 22,5% годовых.

· 5/10 net 30, т.е. предложим нашим дебиторам скидку 5% при выплате задолженности в 10-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Рассчитаем в этом случае цену отказа от скидки:

94,7%>22,5 %

Сравнивая «цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита, приходим к выводу, что для покупателя выгоднее воспользоваться банковским кредитом и выплатить задолженность в 10-дневный срок, нежели дотянуть до последнего и потерять скидку.

· 3/15 net 30, т.е. если наши плательщики оплатят товар до 15 дней, то они смогут воспользоваться скидкой 3% с цены при максимальном сроке выплаты 30 дней.

%

74,2%>22,5%

В этом случае мы предлагаем скидку ниже, но увеличиваем период, в течение которого предоставляется скидка. И в этом случае также покупателю выгодней заплатить в срок 15 дней, чем потерять скидку или оплатить полную стоимость товара.

· 2/25 net 30, предложим скидку 2%, и увеличим срок выплаты задолженности до 25 дней. Рассчитаем в этом случае цену отказа от скидки:

%

147%>22,5%

Полученная цена отказа от скидки также больше стоимости банковского кредита и очень выгодна дебиторам, но для кредиторов она менее выгодна, чем, например, предыдущая. Однако, как уже отмечалось ранее, увеличение льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Исходя из этих рассуждений, предпочтительнее других можно считать первые два условия спонтанного финансирования:

· Скидка 5% при платеже в 10-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента – 22,5% годовых.

Цена отказа от скидки при этом составляет 94,7%.

· Скидка 3% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента – 22,5% годовых.

Цена отказа от скидки при этом составляет 74,2%.

Поскольку показатели рентабельности в норме, то более выгодным является первый вариант спонтанного финансирования с меньшим сроком платежа.

Также автор предлагает следующие мероприятия по улучшению положения с расчетами.

Автор предлагает следующие мероприятия.

1.Установить систему взыскания долгов.

При решении проблемы дебиторской задолженности предприятию необходимо отработать систему взыскания долгов: наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

2.Аккумулировать информацию о состоянии дел клиентов предприятия.

Можно разработать своеобразную кредитную линию, связанную с определенным счетом потребителя, что предполагает установление максимального объема долга, который предприятие может себе позволить. Состояние кредитной линии нужно постоянно контролировать. Этому может способствовать крайне несложная процедура. При заключении долгосрочных договоров условиями договора может быть предусмотрено предоставление сальдо-справок о состоянии банковского счета заказчика, заверенных его уполномоченным банком.

3.Сократить дебиторскую задолженность возможно также при проведении следующих мероприятий:

-Анализ платежеспособности оптовика, оценка вероятности возникновения безнадежного долга или задержки оплаты;

- Использование предоплаты или частичной предоплаты и т.д.

4.Для выяснения реальности взыскания долгов с покупателей и долгов, носящих сомнительный характер (задолженность свыше 3 мес), необходимо проверить, имеются ли акты сверки расчетов и письма, в которых дебиторы признают свою задолженность, не пропущены ли сроки исковой давности. По долгам, нереальным к взысканию, в установленном порядке сформировать резерв по сомнительным долгам. При наличие оправдательных документов безнадежные долги погасить путем списания их на убытки предприятия как дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Чтобы управлять дебиторской задолженностью, необходимо строже контролировать выполнение договорных обязательств.

5.По дебиторской и кредиторской задолженности составлять платежный календарь с разбивкой по кварталам. Проводить данное мероприятие – постоянно.

6.Подготавливать юристу списки дебиторов, долг которых превышает более 3-х и 12 месяцев. Проводить постоянно.

7.Ежемесячно (до 15 числа) анализировать исполнение договоров по своевременной оплате покупателей по данным отдела сбыта и бухгалтерии.

8.По представленным документам отдела сбыта оформить исковые требования по взысканию задолженности с кредиторов.

9.Ежемесячно производить сверку расчетов (предъявленная сумма и оплата) по всем предприятиям в целях контролирования дебиторской задолженности.

10.В целях снижения кредиторской задолженности: на основании проведенного анализа и экономически обоснованных расчетов, разработать дальнейшую стратегию по сбору средств и привлечение источников финансирования, а именно обратиться с просьбой к учредителям предприятия о выделении средств на увеличение уставного капитала и пополнения оборотных средств.

По каждому виду мероприятий необходимо выделить исполнителя или исполнителей и установить сроки реализации мероприятий. Это позволит контролировать процесс управления кредиторской и дебиторской задолженностью и достичь реальных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: