ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Количество часов по программе в год: 35 часов




ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Класс

(Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой 5—8 классы)

Количество часов по программе в год: 35 часов

Количество часов по программе в неделю: 1 час

 

 

20__-20__учебный год

Томск-20__г.

 

Авторы программы: доктор пед. наук, профессор кафедры народного художественного творчества Московского государственного университета культуры и искусства Т. Я. Шпикалова, доктор пед. наук, декан факультета искусств Шуйского государственного университета Л. В. Ершова, кандидат пед. наук, зав. кафедрой изобразительных искусств и методики преподавания Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Г. А. Поровская, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного и народного искусства и методики преподавания Шуйского государственного университета Н. Р. Макарова, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного и народного искусства и методики преподавания Шуйского государственного университета А. Н. Щирова

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями ФГОС. основного общего образования. Она включает пояснительная записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, плани-руемые результаты учебного предмета, курса.

Раздел «Тематическое планирование» строится в соответствии с требованиями ФГОС, при раскрытии содержания тем по классам в нём указывается время на их изучение и даётся характеристика учебной деятельности учащихся при освоении каждой конкретной темы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПО КЛАССАМ)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5-8 КЛАССЫ (140 Ч)

5 КЛАСС (35 Ч)

6 КЛАСС (35 ч)

7 КЛАСС (35 ч)

8 КЛАСС (35 ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

Пояснительная записка

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Общая характеристика курса

Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.

 

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 8 классе в объеме не менее 35 часов.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. В основной школе продолжается развитие способности наследования национально-культурных традиций, воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительного и бережного отношения к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.

Художественное развитие осуществляется в практической деятельност-ной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.

В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: