Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества 1 глава




Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

 
 

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

 

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

 

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

 


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (по классам)

Изобразительное искусство. 5-8 классы (140 ч)

5 класс (35 ч)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (9 ч) Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5 ч)
1—2. Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта Восприятие осенних натюрмортов отечественных живописцев XVIII—XX вв.(И. Т. Хруцкого. К. А. Коровина, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Ф. Стожарова и графика Д. И. Митрохина) и западноевропейского художника XVII в. (Ф. Снейдерса). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Про-порции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению. Диалог об искусстве. Особенности творческой манеры мастеров натюрморта (непосредственность в подходе к натуре, стремление передать ее в динамике, во всей свежести и трепетности и т. п.). Средства художественной выразительности языка живописи, графики, передающие богатство, красоту и художествен-ный образ предметного мира. Выбор средств художественной выразительности для создания живопис-ного образа в соответствии с поставленными задачами. Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы композиций натюрморта». Творческое заданиес использованием средств выразительности графики и живописи. Материалы: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории становления жанра натюрморта. Натюрморты выдающихся мастеров стран Западной Европы. Задания творческого и поискового характера Рассматривать произведения мастеров натюрмор-та — живописцев и графиков, в которых отразилась красота предметного мира, дары земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которые используют художники для достижения впечатления цельности композиции; связи воедино изображённого множество предметов, благодаря выделению главного предмета (группы предметов); о том, что общего и различного в натюрмортах, написанных в различное время художни-ками разных стран; о передаче колорита. Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. Находить общее и объяснять, в чём их различия (в наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещённос-ти). Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки — тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Понимать и объяснять смысл понятия колорит. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли. Работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции натюрморта. Изображатьосенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и ассиметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра). Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.     Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковой системы Internet, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию
3—4. Осенние плоды в твоём натюрморте Восприятие живописно-декоративных натюрмортов в творчестве художников первой половины XX в. (отечественных — М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки и западноевропейского А. Матисса в народном и декоративно-прикладном искусстве (поднос мастера А. Лёзнова из Жостова, фарфоровом сервизе). Основные содержательные линии. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Диалогоб искусстве. Специфика изображения предметов в живописно-декоративном натюрморте, в народном и декоративно-прикладном искусстве. Отражение красоты и многообразия земных даров, сгруппированных в натюрморте. Отличительная особенность декоративной композиции (подчинение изделию). Художественные средства для решения задач декоративной композиции. Отличие декоративных натюрмортов от живописных.   Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты декоративной композиции». Творческое задание. С использованием средств живописи и декоративно-прикладного искусства.Работа в паре. Материалы бумага (белая, чёрная или цветная), картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладко крашенная с мелким и крупным рисунком. Подведение итогов Рассматривать живописно-декоративные натюрмор-ты художников разных стран.Рассказывать о своих впечатлениях от них и произведений мастеров декоративно-прикладного искусства (усиление декора-тивности за счёт передачи объёма, упрощение цвета, усиление яркости и многокрасочности чёрным или синим контуром, условное решение пространства). Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства, и какие приёмы они используют для усиления декоративности (предельно условное решение пространства, упрощение объёма, искажение формы, отсутствие освещённости, лаконич-ность и утрированностьцвета, введение в изображение контура).   Участвовать в обсуждении особенностей творческой манеры художников, средств художественной вырази-тельности, придающих натюрмортам декоративный характер, цвета как основного выразительного средства декоративной живописи, его возможностей в передаче своеобразия плодов и цветов, роли линии в декоративной живописи. Реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Использование традиционных и оригинальных художественных материалов и техник в декоративных натюрмортах. Работать по художественно-дидактической таблице.   Выполнять рисунок композиции декоративного натюрморта в карандаше и декоративный натюрморт в цвете в технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности
5. Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства Восприятие произведений изобразительного, народ-ного и декоративно-прикладного искусств разных народов, воплотивших образ-символ «древо жизни» в живописи, рельефах Дмитриевского собора во Владимире кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, резных капителях южного портала Рождественского собора в Суздале; декоративном убранстве ограды дворца Хетло в Нидерландах; в росписи палехской шкатулки, гобелена-триптиха и др. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Материалы живописи, скульптуры, графики. Художественные техники. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Семантика образов в народном искусстве. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Диалогоб искусстве. «Древо жизни» — один из самых распространённых образов искусства в культурах разных народов мира. В русском искусстве «древо жизни» — символ непрекращающегося развития. Плакет-ное искусство — разновидность рельефа прямоугольной формы из металла, керамики или других материалов. Творческое заданиес учётом средств выразительности скульптуры.. Работа в паре. Материал:цветной пластилин, глина, картон, фанера. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьдекоративные рельефные компози-ции«древо жизни» в архитектурных сооружениях (в экстерьере и интерьере) и произведениях разных видов искусства. Рассказывать об особенностях плакетного искусства. Приводитьпримеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства. Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия). Объяснять значения слов барельеф, горельеф. Участвоватьв обсуждении особенностей изображения мотива «древа жизни» в технике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеоб-разия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» в творчестве мастеров народов мира. Выполнять рельефную композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания.Создавать образ плодоносящего дерева, преодолевая буквальное понимание сюжета. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4 ч)
6—7. Красота осеннего пейзажа в живописи и графике Восприятие разнообразия красок осени в картинах выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XX в. (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художника Д. А. Холи-на), в пейзажах, выполненных в технике монотипии. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Компози-ция — главное средство выразительности художествен-ного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. Диалог об искусстве. Главные выразительные средства в «пейзажах настроения» И. И. Левитана (цветовой строй, манера письма, изображение света и воздуха, построение пространства). Использование в пейзаже воздушной перспективы. Особенности техники монотипии.Поиск образов в отпечатке-монотипии (деревья, кусты, водоёмы, облака, скалы, поля, рощи и т. д.) и графическая проработка изображения кистью, пером. Творческое заданиес использованием средств выразитедбности живописи и графики. Материалы: бумага, гуашь, стекло или пластик, кисть, перо. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории становления жанра пейзажа. Пейзажи выдающихся мастеров стран Западной Европы Задания поискового и творческого характера Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипия. Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии, выделять особенности «пейзажей настроения». Рассказывать о главных выразительных средствах осенних пейзажах живописцев. Участвоватьв обсуждении художественных средств создания образов осенней природы в творчестве мастеров пейзажного жанра. Объяснять значение слова монотипия. Отличать особенности техники монотипия.   Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии. Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (тёмные и светлые, тёплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи грустного, пасмурного или одного солнечного состояния природы. Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручки и т. п. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их художественно творческой деятельности. Выполнять задания по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Internet и обработку информации с применением компьютерных технологий и полученных знаний в изменённых условиях
8—9. Осенних дней очарованье в книжной графике Восприятие искусства оформления книги — книжной графики.И. Я. Билибин, В. А. Фаворского, Н. Е. Чару-шин, И. И. Бруни, А. Н. Аземша — выдающиеся мастера отечественной книжной графики. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Изобразительные виды искусства. Диалог об искусстве. Книжная иллюстрация — синтез разных искусств (графики, искусства шрифта, иллюстрации и полиграфического искусства), тесно связанных с текстом литературного произведения.Основные компоненты книги — обложка, суперобложка, форзац, фронтиспис, титул и т. д. Шрифты, рисованные буквицы, композиционное построение и оформление текста (поля, рамочки, заставки, концовки). Техника выполнены иллюстрации, Взаимосвязь разных элементов в оформлении книги. Творческое заданиес использованием средств выразительности живопси и графики. Материалы:бумага, краски (акварель, гуашь, тушь), кисть, клей. Советы мастера.   Подведение итогов Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рас-сказыватьобосновных компонентах книги. Высказы-вать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Объяснить смысл понятий графика, гравюра. Участвовать в обсуждении истории книгопечатания и особенностей оформления первых печатных книг в Западной Европе и России, разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, национального русского стиля и единства изобразитель-ного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора И. Я. Билибина, выборе техники исполнения иллюстрации, использовании художествен-ных выразительных средств оформления макета книги. Выполнять творческое задание согласно условиям. Определять, какова будет композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления (буквица, заставка, концовка). Определятьглавную идею оформления внешнего оформления.Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, ксоответствию изобразитель-ного образа литературному тексту. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности
ЖИВАЯ СТАРИНА. ПРИРОДНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЦИКЛЫВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОБРАЗЫВ ИСКУССТВЕ (8 ч) Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2 ч)
10. Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла Восприятиепроизведений отечественных живопис-цев XIX—XX вв. А. Г. Венецианова,Б. М. Кустодиева, А. А. Пластова и голландского художника XVII в. Б. ван дер Хельста, лаковой миниатюры Палеха и Холуя, запечатлевших в своих работах осенние сельские праздники, посвящённые уборке урожая, ярмарке. Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.     Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Традиционный земледельческий кален-дарь как своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Средства художественной выразительности в произведе-ниях бытового жанра, передающие праздничное настроение природы и человека, единение людей с природой и друг с другом. Работа по художественно-дидактической таблице «Поэтапное создание многофигурной композиции».   Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: карандаш, бумага. Советы мастера.     Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории бытового жанра. Сцены сельской и городской жизни в искусстве стран Западной Европы и России Задания творческого и поискового характера Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы. Различать средства художественной выразительности в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё суждение о том, как влиял традиционный земледельческий календарь на организа-цию праздников в народной культуре народов России. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от осенних праздников урожая в родном крае. Объяснятьсмысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции. Участвовать в обсуждении отображения в произведениях народного, декоративно-прикладного искусства и живописи традиционных праздников урожая и ярмарки, связи земледельца с природой; выразительных средств создания праздничного настроения, единения природы и человека в творчестве народных мастеров и живописных произведениях бытового жанра. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) фигуры человека в движении для многофигурной композиции. Применять выразительные графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражатьв творческой работе своё отношение к празднику урожая. Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Internet, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию
11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми Восприятие произведений бытового жанра отечественных (В. Г. Перов, П. А. Федотов, Б. М. Кусто-диев, А. А. Пластов) и западноевропейских (И. Бекелар, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх) художников. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр.   Диалогоб искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит), создающих праздничное настроение и участвующих в создании художественного образа. Творческое задание с использованием композицион-ных и живописных средств выразительности в многофигурной композиции. Материалы: акварель, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI—XX вв. Высказыватьсвоё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения. Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание и форма. Сравниватьпроизведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находитьобщее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, пропорции фигуры человека, смысловой (композиционный) центр. Называтьхудожественно-выразительные средства, участвующие в создании художественного образа. Участвовать в обсуждении характерного и типического в бытовом жанре, динамики и статики в компонентах многофигурной композиции; художествен-но-выразительных средств, участвующих в создании художественного образа ярмарки.   Выполнять многофигурную композицию «Праздник урожая» или «Ярмарка» согласно условиям творческого задания. Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей, используя свои наблюдения осеннего праздника в твоём крае, городе (посёлке). Выражать в творческой работе своё отношение к празднику урожая. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности  
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2 ч)
12—13. Зимняя пора в живописи и графике Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленова, И. Э. Грабарь, Д. Журавлёв, Н. М. Ромадин) и графиков (М. Врубель, Г. Верейский, М. В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX – начала XX в. и западноевропейских художников XVII в. и конца XIX в. (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог). Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира. Диалогоб искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода времени года. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа зимней природы. Творческое задание с использованием композицион-ных и графических средств художественной выразитель-ности в изображении зимнего пейзажа. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпроизведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различия в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений различных состояний и настроений в зимней природе. Приводитьпримеры. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях.     Участвоватьв обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия художественных средств выразительности (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании художественного образа зимнего пейзажа. Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке согласно условиям. Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2 ч)
14—15. Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера Восприятие образов героев тематических картин, воссоздающих сцены труда и отдыха молодёжи, изделий народных мастеров (народных костюмов разных регионов России, поясов, дымников). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественные материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.   Диалог об искусстве. Традиции, состав комплекса русского народного костюма разных регионов России. Изготовление изделий из металла в разных регионах России и их художественные особенности. Средства художественной выразительности в изображении героев картин, передачи особенностей традиционного народного костюма из разных регионов России. Художественные приёмы плетения поясов и изготовления дымников. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Плетение пояса из трёх и пяти нитей» и «Технологическая карта изготовления дымника с флюгером».     Творческое заданиес учётом технологических приёмов работы с мягкими и твёрдыми материалами. Материалы:бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки или тонкая цветная тесьма, булавка; тонкий чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать произведения живописи, воссозда-вших образы молодёжи в сценах совместного труда и отдыха, изделия декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края, города, посёлка. Высказывать своё отношение к произведениям живописцев, в которых отражены характерные сцены народной жизни и особенности традиционного народного крестьянского костюма. Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей. Объяснить, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшении предметной среды. Приводить примеры. Участвоватьв обсуждении средств художественной выразительности, которые используют художники при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодёжи, а также художественных материалов (мягких и твёрдых) и художественных техник (плетение поясов, изготовление дымников).   Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать технику плетения поясов из трёх и пяти нитей и технологию изготовления дымника с флюгером. Сверять свои действия при изготовлении поясов и дымников с флютером с рекомендациями таблиц. Работать в паре. Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером. Конструировать изделия из мягких и твёрдых материалов согласно эскизам.   Участвоватьв подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)
16—17. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства Восприятие произведений живописцев (В. М. Вас-нецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин), скульптора (С. Т. Коненков) и мастеров (С. М. Дмитриев, А. А. Каморин) лаковой миниатюры, воссоздавших образы фольклорных героев. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схематичные зарисовки пропорций головы, лица», «Изображение атрибутов, предметов, дополняющих характеристику фольклорного героя». Творческое заданиес использованием средств выразительности живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства в передаче сказочности фольклорного героя. Материалы: бумага, акварель, гуашь (по выбору) Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной вырази-тельности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят созд


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: