Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Коли-чество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного програм-мно-методического обеспечения кабинета изобразительного ис-кусства | |
Примерная программа основного общего образования по изобра-зительному искусству | Д | ||
Рабочие программы по изобра-зительному искусству | Д | ||
Учебно-методические комплек-ты по программе, выбранной в качестве основной для про-ведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотеч-ного фонда полными комплек-тами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в каби-нете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть исполь-зованы учащимися или учителем как часть методического обеспе-чения кабинета | |
Учебники по изобразительному искусству | К | ||
Рабочие тетради | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабо-чие тетради, соответствующие используемым комплектам учеб-ников | |
Методические пособия (реко-мендации к проведению уроков изобразительного искусства) | д | ||
Методические журналы по искусству | д | В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения | |
Учебно-наглядные пособия | ф д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 — Ф | |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобра-зительного искусства | Д | ||
Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | По одной каждого наименования | |
Альбомы по искусству | д | По одному каждого наиме-нования | |
Книги о художниках и худо-жественных музеях | д | По одной каждого наименования | |
Книги по стилям изобра-зительного искусства и архи-тектуры | ф | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоя-тельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, твор-ческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки | |
Словарь искусствоведческих тер-минов | п | ||
Печатные пособия | |||
Портреты русских и зарубежных художников | д | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях | |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орна-мента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстра-циионном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях | |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | д | ||
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | д | ||
Таблицы по народным про-мыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | д | ||
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | ||
Информационно-коммуникационные средства | |||
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники | д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориен-тированы на систему дистан-ционного обучения либо носить проблемно-тематический ха-рактер и обеспечивать допол-нительные условия для изу-чения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техни-ческую возможность построе-ния системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля). Возможно использование сле-дующих программ: Cake-walk Pro Audio 8,5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// | |
Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки вклю-чают комплекс информационно-справочных материалов, ориен-тированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе иссле-до-вательскую проектную рабо-ту. В состав электронных биб-лиотек могут входить электрон-ные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное ис-кусство, музыка), аудио- и видео-материалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Элек-тронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образо-вательного учреждения… | |
Игровые художественные ком-пьютерные программы | Д | ||
Технические средства обучения (ТСО) | |||
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д | ||
Мультимедиапроектор | д | Может входить в материально-техническое обеспечение обра-зовательного учреждения | |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | ||
Интерактивная доска. | Д | ||
Фотоаппарат | п | Цифровая камера | |
Видеокамера | д | ||
Графический планшет | д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса | |
DVD-фильмы: — памятники архитектуры; — художественные музеи; — виды изобразительного искус-ства; — творчество отдельных худож-ников; — народные промыслы; — декоративно-прикладное искусство; —художественные технологии | д | По одному каждого наиме-нования | |
Презентации на CD или DVD-дисках: — по видам изобразительных (пластических) искусств; — по жанрам изобразительных искусств; — по памятникам архитектуры России и мира; — по стилям и направлениям в искусстве; — по народным промыслам; — по декоративно-прикладному искусству; — по творчеству художников | д | Произведения пластических ис-кусств в исторической ретро-спективе, иллюстрации к лите-ратурным произведениям, выра- зительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой | |
Учебно-практическое оборудование | |||
Краски акварельные | К | ||
Краски гуашевые | К | ||
Тушь | К | ||
Ручки с перьями | к | ||
Бумага A3, А4 | к | ||
Бумага цветная | к | ||
Фломастеры | к | ||
Восковые мелки | к | ||
Пастель | ф | ||
Сангина | к | ||
Уголь | к | ||
Кисти беличьи № 5, 10, 20 | к | ||
Кисти, щетина № 3, 10, 13 | к | ||
Ёмкости для воды | к | ||
Стеки (набор) | к | ||
Пластилин/глина | к | ||
Клей | ф | ||
Ножницы | к | ||
Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок | |
Подставки для натуры | П | ||
Модели и натурный фонд | |||
Муляжи фруктов (комплект) | Д | ||
Муляжи овощей (комплект) | Д | ||
Гербарии | Ф | ||
Изделия декоративно-приклад-ного искусства и народных промыслов | Д | ||
Гипсовые геометрические тела | д | ||
Гипсовые орнаменты | д | Три-четыре вида | |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | п | ||
Драпировки | п | ||
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, под-носы и др.) | п | ||
Игры и игрушки | |||
Конструкторы | ф | Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) | |
Театральные куклы | д | ||
Маски | д | ||
Специализированная учебная мебель | |||
Столы рисовальные | к | ||
Стулья | к | ||
Стеллажи для книг и оборудо-вания | д | ||
Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетнчицы, плакатницы | |
|
|
|
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчёт наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Эти результаты приводятся в блоках«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться [*] » к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидаются от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки, или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться » приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися, как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться » могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.