МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫКАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫИ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ (8 ч) Тема 4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (2 ч) | |||
9. Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII — второй половины XVIII в. Особенности паркостроения Восприятиефотоизображений и живописных картин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и худо-жественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство. Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строи-тельства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, опреде-ляющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изображения дворцов и парков, усадебных комплексов (и их интерьеров) и садово-парковой архитектуры в окрестностях Санкт-Петербурга, в произведениях художников и на фотографиях. Рассказывать об особенностях внешнего вида дворянских усадеб, близлежащих окрестностей и парков. Высказывать свои суждения о красоте и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров. Участвоватьв обсуждении своеобразия царских и дворянских усадеб, своеобразия стиля классицизма в архитектуре дворянских усадеб, восприятия нацио-нальных традиций усадебного строительства зарубежных архитекторов и их содружество с отечественными зодчими, скульпторами, художниками, значения архитектурных ордеров в формировании целостного облика ансамбля усадьбы, различий в сущности регулярных и пейзажных парков, прилегающих к усадьбам. Сравнивать их изображения и находить своеобразие во внешнем облике разных усадебных комплексов. Сравнивать художест-венные подходы к декору, мебели, колористическому оформлению интерьеров с разным функциональным назначением. Соотносить графические изображения элементов усадебных построек и садово-парковой архитектуры с их изображениями в художественных произведениях, находить соответствия в передаче конструкции, стиля, природной среды. Выполнять зарисовки архитектурных элементов фасада дворца или сооружения садово-парковой архитектуры в усадьбах XVII—XIX вв. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
10—11. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни Восприятие изображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художест-венно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ. Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архи-тектурные особенности в построении главного здания — особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы). Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи. Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изображения парковых построек, архитектурного облика и интерьеров дворцов и особняков дворянских усадеб Подмосковья на фотографиях и в живописных произведениях худож-ников. Высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать архитектурные постройки в разных усадьбах России. Находить общее и различия. Выявлятьиспользованные фотографами и художниками приёмы передачи перспективы комнат, мебели. Исследовать возможности искусственного и естест-венного освещения в создании образа интерьера. Участвовать в обсуждении внешнего облика и внутреннего устройства интерьера дворянской усадьбы, художественного мира усадьбы, состава интерьерной среды, быта и духовно-культурной атмосферы, интерьера жилых помещений усадьбы как отражения интересов его хозяев. Выполнять по памяти или по представлению композицию интерьера дворянского особняка в карандаше и в цвете (композиция, фронтальная или угловая точка зрения, светоцветовая среда). Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
Тема 5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (5 ч) | |||
12. Светский костюм русского дворянства XVIII—XIX столетий Восприятие произведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левиц-кого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюл-лова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Каме-женкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни. Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров — источник распространения моды. Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды». Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики. Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных мастеров портретной живописи. XVIII—XIX вв. Рассказывать об образах людей, запечатлённых на полотнах. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие создавать выразительные портреты государственных и частных лиц. Участвовать в обсуждении своеобразия парадных и интимных портретов, художественных средств в передаче чувств, характеров, занятий и увлечений людей.Выявлятьособенности мужской и женской дворянской одежды, называть разнообразные аксессуары дворянского костюма. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать особенности кроя женского платья, разнообразие дамских причёсок. Выполнять наброски по представлению или описанию элементов дворянского костюма. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к моде, вкусам людей XVIII—XIX вв. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
13—14. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка Восприятие произведений отечественных скульп-торов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Тере-бенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура. Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого. Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги». Творческое задание с использованием худо-жественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции. Материалы (по выбору): простой карандаш, фло-мастер. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских скульпторов. Сопоставлять скульптуры разных эпох и выявлять особенности передачи фигуры и лица человека, его костюма и динамики. Называть пластические приёмы и средства, которые используют скульпторы для передачи духа эпохи, черт индивидуальности человека, для создания аллегорических образов. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности скульптурного портрета и алле-горических фигур в архитектурно-художественных ансамблях. Работать похудожественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность работы по лепке из мятой бумаги. Исследоватьпластические возможности мятой бумаги в создании скульптурного образа человека в костюме XVIII — начала XIX в. Использоватьпластические свойства мятой бумаги в лепке фигур людей. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к культурным традициям, моде, вкусам людей, к праздникам и увеселениям в дворянской среде. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
15—16. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. в жизни и искусстве Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв, Джотто, С. Ботичелли). Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника. Работа по художественно-дидактической таблице«Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа». Творческое задание с учётомхудожественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра. Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать живописные произведения, отражающие атмосферу веселья, светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшую в дворянской среде. Высказывать своё мнение о традициях проведения празднеств, торжеств, отдыха о произведениях искусства, запечатлевших эти моменты. Рассказыватьо традициях празднования семейных праздников, Рождества. Участвовать в обсуждении разнообразия типов увеселительных затей (комнатные игры, игры на воздухе и праздники, организованные по специальной программе; сезонные праздники и увеселенья, торжественные приёмы, публичные гуляния, балы), традиций празднования Рождества в России, вертепного домашнего театра и его основных персонажей. Высказывать своё мнение о рождественских обычаях. Сопоставлять старинные обычаи с современными традициями проведения рождественских праздников в наши дни. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать способы изготовления персонажей вертепа. Выполнять эскизы и изготовлять на их основе кукол для вертепного театра. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к рождественскому празднику, к обычаям его проведения, к атрибутике праздника. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформлять выставку и приглашать на неё гостей | ||
НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ(10 ч) Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Традиции и современность (8 ч) | |||
17—18. «Без вышивки в доме не обойтись…» Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце — оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепом»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля-лакомника». Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров. Материалы: простой карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматриватьизделия, украшенные традиционной вышивкой, и традиционные текстильные игрушки. Высказыватьсвои впечатления об искусстве мастериц-рукодельниц. Сопоставлятьдостоинства традиционной и современной куклы. Объяснять символику вышитых мотивов и цветовой гаммы вышивки. Участвоватьв обсуждении особенностей искусства вышивки в разных центрах народного мастерства России. Сопоставлятьузоры, вышитые мастерицами разных регионов России, находить в них общее и различия. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Продолжатьзнакомиться с изделиями традиционных текстильных ремёсел. Прослеживатьприёмы выполнения разных видов тамбурной вышивки, последовательность изготовления текстильных суве-ниров. Выполнять поисковые эскизы для вышивки салфетки. Изготовлятьтекстильные сувениры-изделия. Выражать втворческой работе своё отношение к творчеству мастериц-рукодельниц. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
19—20. «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» Восприятие расписных прялок Русского Севера, украшенных шенкурской, мезенской, борецкой, пу-чужской росписями, деревянных изделий с хохломской, полхов-майданской росписью. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Диалог об искусстве. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических видах росписи по дереву. Творческое задание с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева. Материалы: гуашь (чёрного и красного цвета), деревянные заготовки, материалы для грунтовки, лак. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изделия из дерева, выполненных народными мастерами из Вологодской, Архангельской, Нижегородской областей. Вспомнить знакомые виды росписи. Называть основные мотивы, значение образов-символов, цветовую гамму росписи. Объяснять фризовое и многоярусное расположение росписи на поверхности прялки. Сопоставлять прялки, выполнен-ные в разных центрах народного мастерства. Выявлятьв них сходство и различия. Участвоватьв обсуждении прялочного искусства; отражения в нём мира самобытной русской культуры, мира красоты и фантазии, средств художественной выразительности росписи по дереву, бытующих в разных центрах народного мастерства Русского Севера. Выполнять проект сувенира-изделия, конструи-ровать его из дерева и украшать росписью. Выражать втворческой работе своё отношение к расписному узорочью. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
21—22. «Каков мастер, такова и работа» Восприятие традиционных игрушек из глины, выполненных мастерами А. Силкиной, В. Маркиным, У. И. Бабкиной, А. Г. Карповой, Т. Н. Зоткиным, П. А. Ивановым, В. В. Ковкиным. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Диалог об искусстве. Школы народного мастерства лепки глиняной игрушки разных регионов России. Устойчивость образов и тем в народной игрушке, связь её с другими видами народного искусства. Своеобразие пластического, колористического, орнаментального решения глиняных игрушек из разных школ народного мастерства. Связь между материалом, техникой исполнения и художественной формой глиняной игрушки. Известные мастера-игрушечники. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Последовательность лепки свистульки», «Принципы звукоизвлечения из глиняных игрушек-свистулек», «Последовательность лепки вазы из пласта глины». Творческое задание с учётом традиционных приёмов лепки и росписи, средств художественной выразитель-ности. Материалы: глина, стеки, тычок, колки, баночка с водой. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения народных мастеров-игрушечников из Рязанской, Липецкой, Архангельской, Тульской, Пензенской, Костромской, Нижегородской, Курской областей. Называть средства и худо-жественными приёмы, характерные для игрушек из разных мест бытования. Высказывать своё отношение к традиционной народной игрушке из глины. Участвоватьв обсуждении игрушки как одной из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства, отражения в игрушке народной эстетики, гармоничного соединения традиции с элементами современной культуры, образов глиняных игрушек разных регионов России. Выявлять их сходство и различия в конструкции, в характере очертаний, особенностей росписи. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Прослеживать приёмы лепки, декора изделий из глины. Вспомнить художественные приёмы лепки и росписи, с которыми знакомились в предыдущих классах. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к народной лепной игрушке, к традиционным керамическим изделиям, выполненным из пласта глины. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
23—24. Русские ювелирные украшения России XVII—XX вв. Традиции и современность Восприятие фотоизображений ювелирных изделий, выполненных в разных техниках (серебро, позолота, чернь (Великий Устюг), живопись на эмали (Ростовская финифть), серебро, (Москва), а также произведений русских портретистов (А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Я. Стрешнева и др.), запечатлевших своих героинь (светских дам и крестьянок XVII — начала XX в.) в праздничной одежде. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Диалог об искусстве. Ювелирное искусство как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусст-ва. Национальный характер украшений Древней Руси. Виды ювелирных украшений в женском праздничном костюме. Материалы для ювелирных украшений и средства художественной выразительности в создании декоративного образа. Особенности орнаментики, характер мотивов, колористического решения ювелирных изделий, выполненных в разных техниках. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Украшения-сувениры на школьную ярмарку», «Схема конструирования кулона-оберега — «колотка». Творческое задание с учётом традиционных техноло-гических приёмов; связи формы с её практическим назначением; связи декора с формой украшения; с учётом текстуры и фактуры материала. Материалы (по выбору): простой карандаш, ли-нейка, ножницы, бумага, полоски бересты (или плотной бумаги — имитация бересты), разноцветные лоскутки и полоски ткани, картон, нитки толстые, шерстяные или синтетические, иголка, спица (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать ювелирные украшения разных регионов России в фотоизображениях; в праздничной одежде светских дам и крестьянок на портретах, созданных художниками. Называть элементы костюма, декорированные ювелирными украшениями, объяснять их значение. Приводить примеры современных ювелирных украшений. Объяснять связь украшений со стилем эпохи, с особенностями одежды. Участвоватьв обсуждении старинных и современ-ных ювелирных изделий, функций ювелирного искусства (магической, обережной, декоративной, социальной), связь ювелирных украшений в светском костюме со стилем эпохи, с условиями быта, с кроем одежды, назначением, с социальным положением хозяина, национальной специфики ювелирных украшений в народном костюме. Выявлять средства придания изысканности узоров в разных ювелирных техниках. Сопоставлять традиционные и современные изделия мастеров-ювелиров. Находить общее и различия. Работать по художественно-дидактическим таб-лицам. Рассматривать конструкции традиционных и современных украшений и приёмы их выполнения. Разрабатывать проект и изготовлять украшения для современного молодёжного костюма. Выражать в творческой работе своё отношение к процессу разработки красивой и полезной вещи.Выбиратьхудожественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и творческо-художественнойработе одноклассников. | ||
25—26. Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России Восприятие произведений палехского мастера Н. И. Бабурина, художника К. Ф. Юона, изобразивших в своих работах ярмарочный торг. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека и общества. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между праздниками, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Проектирование пространственной и предметной среды. Диалог об искусстве. Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Атрибуты, увеселения и развлечения ярмарок. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников. Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в оформлении школьной ярмарочной площадки. Материалы (по выбору): фломастеры, кисти, гуашь, акварель, бумага альбомная (для эскизов) и ватман. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматриватьпроизведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, в которых созданы образы народных ярмарок. Рассказывать о том, как проводятся ярмарки в настоящее время в родных местах. Сопоставлятьтрадиционные ярмарочные события с современными.Находитьмежду ними сходство и различия. Участвоватьв обсуждении своеобразия проведения современной ярмарки, праздничных атрибутов, оформле-ния киосков, торговых рядов, средств художественной выразительности, которыми художники передают праздничное настроение ярмарочного торга. Называть их. Описывать свои впечатления и использоватьих в зарисовках в творческой работе. Разработать проект и выполнить элементы оформления школьной ярмарочной площадки. Выражать в творческой работе своё отношение к ярмарочному событию. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО (4 ч) Тема 8. Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство (4 ч) | |||
27. Галактическая птица Восприятие произведений живописи А. Соколова, А. Леонова, В. М. Васнецова, посвящённых полёту человека. Основные содержательные линии. Роль искусства в художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Космическая тема в искусстве. Красота и целесообразность — один из ведущих принципов художественного конструирования косми-ческих кораблей. Отражение в произведениях реальных и вымышленных сюжетов. Своеобразие живописной техники, связанной с темой космоса. Творческое задание с использованием выразитель-ных средств графики. Материалы (по выбору): карандаш, тушь, перо, фломастеры, уголь, сангина, цветные мелки, тонированная или белая бумага, картон. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения современных художников на темы космических путешествий. Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия. Сопоставлять живописные картины со своими представлениями о летательных аппаратах, о космосе. Называтькомпозиционные, колористические приёмы,которыми пользуются художники. Участвовать в обсуждении содружества художника и космонавта в создании достоверного образа межконтинентальной аппаратуры, композиции картин, обосновывать выбор художниками композиционного центра, уровня горизонта, точки зрения, колористи-ческого решения. Выполнятьнаброски и зарисовки летательных аппаратов по памяти или представлению. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению космической техники. Участвоватьв подведении итогов творческой работы и оформлении работ для вернисажа | ||
28—29. В «конструкторском бюро» новых косми-ческих кораблей Восприятие произведений «космической живописи» А. Соколова, А. Леонова, отразивших в своём творчестве, многообразие форм космических аппаратов. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Выражение в искусстве представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в создании материальной среды человека. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура. Проектирование пространственной и пред-метной сферы. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Разнообразие и красота форм летательных аппаратов. Живая природа как источник конструкторских идей в космостроении. Работа по художественно-дидактической таблице «Строение крыльев птиц и схемы летательных аппаратов». Творческое задание с учётом пропорций и конструк-тивных особенностей формы космической техники. Материалы (по выбору):упаковочные материалы, полиэтиленовые флаконы, бутылки, фольга, проволока, плотная бумага, картон, клей ПВА, скотч, ножницы и др. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения современных худож-ников на темы космических путешествий.Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия. Сопоставлять конструкцию разных летательных аппаратов. Называтьэлементы конструкции корпуса, деталей. Рассказывать о форме и назначении космических аппаратов. Давать им характеристику. Обосновыватьсоотношение формы и назначения элементов конструкции. Участвоватьв обсуждении разнообразия космичес-ких летательных аппаратов, пилотируемой и беспилотной космической техники, природных форм пернатых, их биологических особенностей, повлиявших на разработку космической техники, выразительных средств создания художественного образа сложной космической техники. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Соотноситьстроение природных форм с формой космической техники. Конструироватьмакет космического летательного аппарата. Планировать работу. Выполнять техни-ческий рисунок, подбирать необходимый материал для основных частей конструкции, для деталей, проду-мывать крепёж, эстетическое оформление макета. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманной конструкции. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
Тема 9. Героика и искусство (2 ч) | |||
30—31. Образ защитника отечества в портретной живописи XVIII—XIX вв. и XX в. Восприятие живописных и графических произведе-ний отечественных (П. Д. Корина, П. П. Кончаловского, И. Н. Никитина, О. А. Кипренского, В. Л. Боровиков-ского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. С. Богородского, Г. М. Коржева, И. А. Серебряного, В. С. Климашина, Ф. П. Решетникова, К. И. Финогенова, П. А. Кривоногова, И. И. Интезарова, В. Чеканюка, И. Былинского) и зарубежных живописцев (Ф. Хальса, А. Ж. Гро, Х. ван Р. Рембрандта, Т. Жерико), отразивших в своих произ-ведениях образ военного человека. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Живопись, графика, скульптура. Портрет. Диалог об искусстве. Тема защиты Отечества в изобразительном искусстве. Художественные приёмы передачи героического облика воина. Композиционные, графические и живописные приёмы отражения в портрете мужественности, храбрости и других героических черт. Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности по представлению. Материалы: простой карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведений известных отечест-венных и зарубежных художников XVIII—XIX вв., в которых созданы образы славных героев, защитников своей страны. Сопоставлятьприёмы создания портретных образов, художниками разных времён. Называть известных героев различных военных событий. Называть качества современного человека, отражённые в образах солдат и офицеров Российской армии. Участвоватьв обсуждении отражения в произве-дениях живописного и графического искусства на разных исторических этапах образов героических защитников Отечества, средств художественной выразительности, которые используют художники в достижении вырази-тельности портрета конкретного человека. Выполнять рисунок портрета героя войны. Выражать втворческой работе своё отношение к теме защиты Отечества. Выполнять творческую работу согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | ||
Тема
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |