Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества 2 глава




6 класс (35 ч)

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ— ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ (6 ч) Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве (6 ч)
1. Осенний букет в натюрморте живописцев Восприятие живописных натюрмортов с цветами западноевропейских (Я. Д. де Хем, Я. ван Хейсум, Б. ван дер Аст, Брейгель Старший (Брейгель Бархатный), Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог) и отечественных (И. Е. Хру-цкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. Н. Сапунов, П. П. Кончаловский, Н. С. Гончарова и др.) художников ХVII — начала ХХ в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природе. Специфика художественного изобра-жения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжён-ность и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Натюрморт. Диалог об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв. Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Изображение цветов в живописи художественной фотографии. Задания поискового и творческого характера   Рассматривать натюрморты живописцев, запечат-левших красоту цветов в букетах. Различатькраски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Наблюдать цветы в природе, различать их харак-терные особенности. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художест-венный образ. Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия.   Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета). Анализироватьизображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнятьтворческое задание, согласно с условиями. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описыватьсловамизамысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности. Выполнять по сбору и поиску информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet, располагать их в порядке времени исполнения, готовить презентацию и сообщение на тему: «Общее сходство и различие в изображении цветов в живописи и художественные фотографии»
2—3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила Восприятиепроизведений народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова. Основные содержательные линии. Роль худо-жественной деятельности человека в освоении мира. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и тради-ционных образов в развитии культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Композиция. Цвет. Объём и форма. Ритм. Диалог об искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова.     Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы послойного письма. Жостово».   Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова. Находить общее и различия. Узнаватьэтапы послойного письма Жостова и называть их.   Участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роль в жизни человека, произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий), художественных особенностей изображения цветов родной природы в росписи подносов, различий приёмов в изображении цветочных композиций. Работатьпо художественно-народным дидакти-ческой таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) и сверятьсвои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять творческую работу — цветочные мотивы приёмами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и фотографии цветов, продемонстрированных на презентации, и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
4. Осенние цветы в росписи твоего подноса Восприятие произведений народных мастеров из Жостова. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно. Ритм. Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок». Творческое задание с использованием приёмов послойного письма. Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанной по форме подноса. Советы мастера. Подведение итогов   Характеризовать художественные изделия — лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнаватьсвоеобразную роспись и называть её элементы.     Участвовать в обсуждении художественного своеобразия росписи подносов из Жостова, творчества народных мастеров, в котором продолжается творческая разработка традиций старинного русского промысла.     Решать, какой из композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой твоего подноса. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи, и выражать в творческой работе своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма. Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
5—6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западно-европейских (А. Матисс) художников начала XX в. Основные содержательные линии. Роль художест-венной деятельности человека в развитии культуры и освоении мира. Народное традиционное искусство. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Стилизация и знако-вый характер декоративного образа. Материалы декора-тивно-прикладного искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Изображение предметного мира. Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).   Работа по художественно-дидактическим таблицам «М. П. Верней. Проект: прямоугольный вариант, бордюр, декоративное блюдо»   Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, живописно-декоративные натюрморты французского художника А. Матисса и живописный натюрморт отечественного художника Н. Н. Сапунова, находить общее и различия в изображении цветов. Различатьформы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве. Объяснять значение понятия декоративность и трансформация. Сравниватьпроизведения разных мастеров в искусстве народов России, стран Запада и Востока, находить сходство и различия в изображении цветочных мотивов. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. Участвовать в обсуждении особенностей компо-зиции и передачи цветом объёма формы и фактуры в живописном и живописно-декоративном натюрморте, приёмов трансформации природных форм в декора-тивные в изделиях декоративно-прикладного искусства народных мастеров России, Франции, Индокитая, Китая, Турции. Работать по художественно-дидактическим табли-цам, прослеживать связь декора с формой расписывае-мого предмета, композиционное разнообразие цветоч-ных мотивов в изделиях из разных материалов и в росписи декоративных тарелок.Определять приёмы декоративного мотива в проекте М. П. Вернейя (ритм и расположение цветов, из которых составлен декор) и объяснять их связь с формой и назначением. Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Исполнятьтворческое задание, согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов трансформации природных форм в декоративный мотив. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (10 ч) Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч)
7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта Восприятиепамятников архитектуры и изделий декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношения формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение. Диалог об искусстве. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаменталь-ных росписей. Работа по художественно-дидактическим табли-цам «Варианты композиционных схем растительногоорнамента», «Последовательность исполнения расти-тельных мотивов». Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декора-тивную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага. Советы мастера.   Подведение итогов Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства. Рассказать о роли искусства в Древнем Египте и обожествлении природных мотивов в нём. Объяснять смысл понятий канон, символ. Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением. Анализировать приёмы трансформирования фор-мы, цвета, объёма природных растений в декоративные.   Участвовать в обсуждении символического значе-ния растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Прослеживать, какова последовательность соста-вления древнеегипетского «растительного» орнамента.   Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять цветные зарисовки — повтор мотивов знакового — символического языка древнеегипетского орнамента (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражатьв творческой работе своё отношение к образу-символу, учитывать колорит древнеегипетского искусства (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый цвета). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта Восприятиефантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме. Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Орна-мент и его происхождение. Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта. Работа по художественно-дидактической таблице «Фантастические мотивы в древнеегипетском орнамен-те». Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоратив-ную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов     Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.). Объяснять смысл понятий аллегория, символ.   Участвовать в обсуждении образов в искусстве Древнего Египта, которые создавались средствами художественной выразительности канона и иносказания и наделялись египтянами поэтическим чувством и мыслями, очеловечивая природу.   Работать по художественно-дидактической таблице. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнееги-петском орнаменте. Выполнять зарисовки — повтор отдельных зооморфных мотивов (жука-скарабея, сокола, шакала) для композиции — вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента. Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента при компоновке композиции — вариации ленточного древнеегипетского орнамента. Подбирать колорит характерный для искусства Древнего Египта. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
9. Изысканный декор сосудов Древней Греции Восприятие греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры. Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Художественные материалы и художественные техники. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Истоки декоративно-прикладного искусства. Диалог об искусстве. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов.     Работа по художественно-дидактическим таблицам «Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах».     Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декора-тивную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопе-дию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.). Высказывать суждение о значении греческой вазописи в мировой художественной культуре, о том, какие сюжеты росписи особенно понравились. Сопоставлять декор чернофигурных и красно-фигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать,какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находитьих. Участвовать в обсуждении разнообразия вазовых рисунков (охота и битвы, танцы, герои мифов, их подвиги и чудесные приключения), орнаментальных мотивов в декоре ваз, своеобразия сюжетно-изобрази-тельной росписи чёрнофигурных и краснофигурных сосудов, о взаимоотношениях характера росписи с формой сосудов. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Выяснять и приводить примеры отдельных видов древнегреческих сосудов, их практического назначения. Рассматриватьрасположение орнаментальных фризов из пальметт и меандра на сосудах. Выполнять зарисовки — повтор мотивов древне-греческого расположения орнамента. Располагать орнаментальные полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приёмы (выделять главный мотив, фризовость), плани-роватьместоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон). Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
10—11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени Восприятиепроизведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург, чернолощёная керамика). Основные содержательные линии. Роль художест-венной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды орнамента. Материалы декоративно-прикладного искусства.   Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижениитайн великого мастер-ства. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Типы русской гончарной утвари XVIII—XX вв.», «Схема росписи ваз по мотивам древнегреческого орнамента и современного декора». Творческое заданиес использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Советы мастера.   Подведение итогов     Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Рассказывать, в каких музеях и на каких выставках наблюдал керамику XVIII—XX вв., какие произведения понравились. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различия в их пластике и росписи в независимости от поставленных задач в разные эпохи народными мастерами. Приводить примеры трансформации декоративных композиций, в которых отражены образы-символы. Участвовать в обсуждении декоративных образов в произведениях разных видов керамики и художествен-ных выразительных средств, с помощью которых они созданы в XVIII—XX вв.   Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Рассматривать разнообразие форм керамической посуды и особенности согласования элементов декора с конструкцией различных сосудов. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз-проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки-повторы орнаментальных мотивов. Согласовать и использовать элементы декора с конструкцией различных ваз. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
12—13. Орнаментальные мотивы в художествен-ном текстиле Индии и русская набойка Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношения формы и характера. Роль ритма в построении композиции в живописи, рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусст-ве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Диалогоб искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»). Работа по художественно-дидактическим таблицам «Орнаментальный мотив «индийская пальметта» («восточный огурец»), «Фрагмент композиции коврика-покрывала для слона».     Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры. Советы мастера.   Подведение итогов     Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Высказывать суждение об орнаментальном искусст-ве Индии в печатных и тканых рисунках. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнамен-тальных мотивов на индийских тканях и русской набойки. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России.   Участвоватьв обсуждении богатства и разнообразия традиционной художественной культуры (на примере орнамента в текстиле Индии и русской набойки), особенностей декоративной композиции, и цветового решения коврика-покрывала для слона.   Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Рассматривать форму, мотивы, используемые при заполнении внутренней плоскости, цветовое решение орнаментального элемента «индийская пальметта» («восточный огурец»). Прослеживать состав компо-зиции (орнаментальная кайма, розетка в центре прямоугольника с ковровым узором) орнамента коврика-покрывала для слона. Выполнять творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм в декора-тивные. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Учитыватьтрадиционные ком-позиционные схемы коврика-покрывала. Избегать пестроты цвета при исполнении индийского орнамента. Употреблять не более 3—4 красок и соблюдатьцветовой ритм. Наносить роспись лёгкими, сочными, живыми линиями и мазками. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч)
14—15. Традиции встречи Нового года в современ-ной культуре Восприятиепроизведений народных мастеров на тему святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в организации предметно-простран-ственной среды жизни человека. Проектирование пространственной и предметной сферы. Диалогоб искусстве. Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов. Работа по художественно-дидактическим таблицам«Модули человеческих фигур», «Карнавальный костюм Хозяйки медной горы (схема изготовления)», «Карна-вальный костюм русского богатыря (схема изготов-ления)», «Карнавальный костюм мушкетёра (схема изготовления)». Творческое заданиепо подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров». Материалы:кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Народные праздники встречи Нового года в Западной Европе и на Востоке в жизни и искусстве Задания творческого и поискового характера     Рассматривать произведения разных видов искусства, посвящённые традициям встречи Нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, С. Ю. Судейкиным и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России.   Участвовать в обсуждении традиций встречи Нового года в Шотландии, Англии, Италии, Германии, России, Китае, традициях празднования Нового года и Рождества в семье и в школе. Работать по художественно-дидактическим табли-цам, создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображатьфигуру человека в нём.     Принимать участие в коллективной работе по группам в «артели весёлых мастеров». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами в создании украшений для ёлки, новогоднего стола, карнавального костюма, сувениров. Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оцениватьпромежуточные и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе. Конструировать новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для ёлки и новогоднего стола, карнавальные костюмы). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Выполнятьзаданиятворческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Собирать и осуществлять поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию
15—16. «Новый год шагает по планете…» Восприятие произведений отечественных живопис-цев (М. И. Скотти, А. Мясоедов, В. И. Суриков, К. О. Со-мов, С. Ю. Судейкин, А. В. Шевченко, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пи-кассо, П. Сезан) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира. Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фло-мастеры, цветные мелки и др. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости «на миру», праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала. Наблюдать праздничные ситуации, различать их характер и эмоциональные состояния. Сравниватькомпозицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся произведении и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности компо-зиции, колорита, сцен праздничного карнавала в произведениях выдающихся художников разных стран мира. Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбиратьжизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к решению творческой задачи. Создавать коллективную декоративно-живописную композицию на тему украше-ния школьного интерьера к празднику. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оценивать общий ре-зультат коллективной работы
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (10 ч) Тема 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в жизни и искусстве (4 ч)
17. Каменные стражи России (XII—XVII вв.) Восприятиедревнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать крепостные сооружения древне-русских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древ-ней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом регио-нальных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности
18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стиль в архитек-туре Западной Европы. Синтез искусств Восприятие оборонительных сооружений Западной Европы времён Cредневековья (замки Англии, Франции, Нормандии, Испании); соборы романского и готического стилей (в Париже, Шартре, Праге, Вормсе, Пизе). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стиля в Западной Европе. Синтез искусств.     Творческое задание с использованием графических и декоративных средств (в том числе и в технике аппликации при создании сооружения крепостного типа или собора. Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная. Советы мастера. Подведение итогов   Рассматривать особенности крепостной архитек-туры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать своё отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений. Объяснять смысл понятий романский и готический стиль. Участвовать в обсуждении сооружений крепостного романского или готического стиля, особенностей архитектурных форм, применяемых в строительстве замков, и принципов их возведения. Сравнивать стилевые особенности замков или культовых сооружений романского или готического стиля Западной Европы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать для зарисовки элементы романского или готического стиля. Выполнять зарисовки по представ-лению главных архитектурных элементов средневекового зам


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: