Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе образования.





Тема 1. Введение в основания и цели курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству». Методика обучения как педагогическая наука.

1.1. Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе образования.

1.2. Предмет методики, цели и задачи. Содержание дисциплины.

1.3. Связь методики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами.

 

Роль и место предмета «Изобразительное искусство» в системе образования.

Предмет «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ входит в образовательную область «Искусство». В Федеральном компоненте государственного стандарта по образовательной области «Искусство» (2007) определены цели и задачи изучения предмета «Изобразительное искусство», выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, предложены подходы к выявлению опыта художественно-творческой деятельности школьников, сформулированы требования к уровню подготовки школьников.

Предмет «Изобразительное искусство» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами (руководители проектов – Б. М. Неменский, В.С.Кузин).

Учителю изобразительного искусства предоставляется возможность сделать выбор того варианта программы и ее методического обеспечения, который позволит ему реализовать свои профессиональные и творческие возможности и учесть уровень художественно-эстетической подготовки детей.

Многие склонны рассматривать изобразительное искусство в школе как специальный предмет. Это неверно. Общеобразовательная школа не готовит художников, как не готовит и математиков, химиков, композиторов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содействовать всестороннему, гармоническому развитию учащихся.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика в этом деле роль занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Цели и задачи преподавания изобразительных искусств (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство):

· Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

· Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

· Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;

· Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

· Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изобразительному искусству включает в себя следующие направления:

· Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

· Опыт художественно-творческой деятельности.

 

Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

· Изобразительное искусство и его виды.

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения; колорит; цвет и цветовой контраст; линейная и воздушная перспектива; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция.

Художественные материалы и возможности их использования.

· Народное художественное творчество.

Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

· Изобразительное искусство и архитектура России.

Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII – XX вв.

Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема ВОВ в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А. Рублев, В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе,

А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан,

В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов).

· Зарубежное изобразительное искусство и архитектура.

Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.)

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектура, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Альбрехт Дюрер, Рембрант ван Рейн, Франциско Гойя, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог, О. Роден,

П. Пикассо, Ш. Э. ле Корбюзье).

· Современное изобразительное искусство.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

· Синтез искусств.

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера) в современной культуре.

Синтез искусства в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В. М. Васнецов,

А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин).

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина).

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой, анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, А. А. Тарковский).

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник–творец–гражданин – выразитель ценностей эпохи.

 

Опыт художественно-творческой деятельности.

Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художествен­но-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение фор­мы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение про­странства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Компо­зиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре.Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в раз­ных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художе­ственных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Со­здание эскизов и моделейодежды, мебели, транспорта.Иллюстрирова­ние литературных и музыкальных произведений. Создание художест­венно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание ху­дожественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего от­ношения к изображаемому — создание художественного образа.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.),пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных ху­дожественных материалов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

 





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.