Существуют разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие и т. д. В современной школе основной формой организации обучения является урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— обобщения и систематизации изученного;
— практического применения знаний, умений
— контроля и коррекции знаний, умений;
— комбинированные (смешанные);
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
|
К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся четкое определение образовательных задач каждого урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проектирование «зон ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
|
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
· Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
· Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса.
· Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
· Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
· Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков,
рациональных приемов мышления и деятельности.
· Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
· Эффективное использование педагогических средств.
· Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
· Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
· Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
· Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.