Организации уроков по рисованию с натуры.
На рисование с натуры отводится наибольшее количество часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно,— ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Другие примеры: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная; дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя. Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека. Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и Гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Предметы для рисования с натуры в 1—3 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.В 4 классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм). Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты.
Читайте также: ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |