Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.
В традиционной системе художественно-педагогического образования теоретическая и практическая подготовка будущего учителя изобразительного искусства разведены по разным блокам и дисциплинам учебного плана. Внутри самого блока каждая учебная дисциплина выступает как изолированная, самодостаточная «вещь в себе». Обобщенно говоря, педагогика «знает только себя» и «не знает искусство»; каждая специальная дисциплина по искусству «знает себя» внутри себя и «не знает» своего места и роли в различных моделях педагогики искусства.
Между тем, уже само понятие художественно-педагогического образования (ХПО), закрепившееся в профессиональном языке, и название квалификации — «Учитель изобразительного искусства» предполагают взаимодействие трех типов подготовки:
· теоретическую - на базе и материале основ - искусствоведения, культурологии: Этапы развития художественной культуры. Духовные проблемы искусства: поиски их решения в произведениях прошлого и современности. Художественный образ в произведениях изобразительного искусства. Стили и художественные направления в изобразительном искусстве. Единство стиля в изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства. Традиции и новаторство в искусстве. Народное и профессиональное искусства, их взаимосвязь в учебно-воспитательном процессе. Язык художественной выразительности различных видов, искусства и пути его освоения.
- психологии: Особенности психологии развития личности разных возрастных групп учащихся. Восприятие произведений искусства учащимися, пути его формирования. Художественное творчество, формы художественной деятельности учащихся, формирование художественной культуры на уроках ИЗО и во внеурочное время. Специфика формирования художественных способностей учащихся. Детская творческая работа как показатель психологической комфортности ребенка.
|
- педагогики: Теория и практика современного художественного образования школьников (зарубежный и отечественный опыт). Обязательный минимум содержания предмета «Изобразительное искусство», цель, задачи, содержание художественного образования в школе. Принципы составления федеральных программ по предмету «Изобразительное искусство»: критерии отбора, содержание, структура, методы и приемы художественного образования.
Виды практической деятельности учащихся на уроках (занятиях) ИЗО. Интеграция искусств на уроках (занятиях) ИЗО. Различные направления развития культуры и искусства в содержании предмета, программы дополнительного образования — художественные направления, стили, жанры, виды искусства, персоналии творцов произведений искусства. Многообразие форм и видов внеклассной и внешкольной работы по художественному образованию школьников.
· художественно-практическую - на основе практического освоения пространственно-пластического языка различных видов искусства и художественной деятельности;
· методико-технологическую - на основе теории и методики обучения искусству: Особенности урока изобразительного искусства: целостность, образность. Художественно-педагогическая идея урока, ее нравственно-эстетическая основа, ее взаимодействие с учебной темой. Драматургия урока (внеклассного занятия), его структура, сценарий. Принципы построения интегрированного урока (занятия) ИЗО. Формы оптимизации учебно-воспитательного процесса художественного образования школьников. Межпредметные связи в процессе преподавания ИЗО. Средства активизации познавательной деятельности детей на уроках и во внеурочное время. Методы контроля за развитием художественных способностей ученика.
|
·
Тема 2. Основные дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству в школе.
2.1. Содержание и цели общедидактичеких принципов (принцип воспитывающего обучения, принцип научности, системности и последовательности, принцип активности и сознательности, принцип доступности и посильности, принцип наглядности).
2.2. Методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и методы проблемного обучения). Специфика их применения в процессе обучения искусству.
Содержание и цели общедидактичеких принципов.
Принцип (от лат. слова principium — основа, первоначало) — руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр.
Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.
|
Принцип воспитывающего обучения. Учитель изобразительного искусства, также как и любой другой учитель, должен, обучая искусству, воспитывать. Используя силу воздействия искусства на человека, преподаватель рисования имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях.
Эстетическое воспитание проходит успешнее, если правильно организована творческая деятельность самих детей, если они учатся выражать свои чувства и мысли, свое эстетическое отношение к окружающей действительности своих творческих работах. Будущий учитель должен знать, что, занимаясь эстетическим воспитанием, он формирует у школьников правильное отношение к искусству, раскрывает роль искусства. Преподавание изобразительного искусства в школе, должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать новое и прекрасное, силой искусства воздействовать на их сознание, чувства и волю.
Принцип научности. В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Как известно из курса педагогики, этот принцип является одним из важнейших в теории обучения. Задача педагога — изложить закономерности строения природы и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.
Рисование в школе - это не забава, не развлечение, а такой же серьезный учебный предмет, как математика, география, естествознание. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.
Некоторые учителя, пренебрегающие принципом научности, в подобных случаях любят говорить: «Зачем ребенку навязывать свое видение? Каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, и в этом ценность искусства. В детском рисунке нас восхищает, прежде всего, непосредственность восприятия. Так пусть ребенок изображает природу, как ему самому хочется, как в песне поется: „Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд". Другие ошибочно считают, что для искусства достаточно одного поверхностного наблюдения, что в искусстве ценно первое, непосредственное, наивное восприятие натуры, научное же знание якобы убивает искусство. Представители этих взглядов убеждены, что детей в начальной школе не следует обучать изобразительной грамоте. Они утверждают, что профессиональное обучение только портит детей. Ложная, антинаучная точка зрения. Именно педагог должен научить детей правильно воспринимать мир и понимать искусство
Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой художественное (образное) познание жизни органически сочетается с научно-аналитическим процессом. Педагог должен хорошо разбираться в этих вопросах и уметь объяснить ученику, из чего исходит в своей творческой работе художник: из идеи, замысла или из реальной действительности, т. е. от вещей идет к ощущению и мысли или от мысли, от ощущения к вещам.
Принцип научности обучения рисованию имеет огромное значение не только для овладения методом реалистического искусства, но и как средство развития наблюдательности и любознательности. Он приучает к активности в ознакомлении с окружающим миром, в познании законов его развития.
Итак, рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме понятий, суждений и умозаключений, искусство же — в образной форме.
Принцип системности и последовательности. Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
При организации учебно-воспитательной работы в разных классах необходимо следить за соблюдением принципа систематичности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень часто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобразительного искусства в первом и во втором классах. Во втором классе методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объединяется одним понятием — методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфические особенности. Все это следует учитывать педагогу.
Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.
Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.
Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.
В практике школьной работы отдельные виды занятий часто проводятся изолированно друг от друга и имеют как бы самостоятельные программы: по декоративному рисованию, по беседам об искусстве, по тематическому рисованию. Связь между ними не всегда соблюдается. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и широкое представление об искусстве.