В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/понимать
· основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
· основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
· наиболее крупные художественные музеи России и мира; значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
Уметь
· применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
· анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия и оценки произведений искусства;
· самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Предмет методики, цели и задачи. Содержание дисциплины.
Методика преподавания - это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть:
|
· общей — в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам;
· частной — в ней рассматриваются методы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету (в этом случае методика является прикладной (специальной) наукой, которая не может существовать без определенного предмета).
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных целей; способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.
Приемы обучения — это отдельные составляющие части, из которых складывается метод обучения; более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности учителя и учащихся на занятии, имеющее узкое назначение.
Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система П. П. Чистякова.
Методика преподавания изобразительного искусства относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся 1 – 11 классов изобразительному искусству, их воспитания и развития в ходе обучения.
Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» направлена на усвоение студентами системы знаний о роли изобразительного искусства в художественном воспитании школьников и месте этого предмета в системе общеобразовательных дисциплин, об организации художественного творчества детей в школе и во внешкольной деятельности, методике подготовки и проведения занятий по изобразительному искусству.
|
Цели методики преподавания изобразительного искусства:
- дать профессиональные основы деятельности будущего учителя;
- самоопределение студентов в области педагогики искусства в условиях многообразия и вариативности программ художественного образования.
Задачи:
- раскрыть социальную природу развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании;
- уделять внимание возрастным особенностям учащихся и специфике работы учителя в каждом классе, указывая на современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе. Особое внимание необходимо уделить методике преподавания в начальных классах, учитывая новейшие исследования, посвященные изобразительной деятельности младших школьников;
- раскрывать принципы реалистического искусства при изложении содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе;
- обратить внимание на обучающие моменты каждого вида учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству.
Содержание дисциплины:
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения. Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.
|