Анализ урока проводится по ряду критериев, каждый из которых оценивается по трехбалльной шкале. Результаты заносятся в таблицу.
Ф. И. О. учителя_____________________________________________________________
Школа_________________
Класс___________
Тема урока_________________________________________________________________
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | БАЛЛЫ |
1. Организация класса:подготовленность класса к уроку, умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание интереса к уроку | |
2. Целеполагание урока (занятия): наличие образовательной, развивающей и воспитательной целей урока задачи урока, место данного занятия в системе уроков по теме четверти, года | |
3. Организация урока (занятия): тип урока; структура урока; отдельные элементы, их последовательность и дозировка времени на различные виды художественной деятельности; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; рациональное использование времени; характер учебных заданий, вопросов, упражнений и пр. | |
4. Содержание урока:научность освещения материала; художественная значимость, соответствие его возрастным возможностям учащихся; соответствие содержания урока (занятия) требованиям учебной программы; художественно-педагогическая идея урока; связь данного урока с предыдущими и последующими уроками; межпредметные и межхудожественные связи, использование жизненного опыта; качество знаний, практических умений и навыков учащихся | |
5. Методика проведения урока: соответствие методов и приемов обучения содержанию урока, их адекватность природе искусства и художественного творчества; владение учителем различными технологиями преподавания изобразительного искусства; особенности технологий индивидуальной, групповой и коллективной художественной деятельности; диалоговые и полилоговые способы освоения художественных явлений (стиль, жанр, язык и т. п.); приемы работы с мотивированными и немотивированными школьниками; оборудование урока, целесообразность использования ТСО, наглядных пособий, дидактических материалов, компьютерных и мультимедийных технологий | |
6. Организация познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа учащихся; место учебника, наглядных средств обучения; использование приемов активизации школьников; характер познавательных заданий; постановка проблемных вопросов; создание нестандартных ситуаций освоения художественного материала; способы развития специальных художественных умений и навыков, восприятия художественных произведений; развитие речи, эмоционального словаря | |
7. Психологические основы урока: эмоциональный климат урока; развитие внимания, памяти, воображения, мышления; соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; чередование материала равной степени трудности; соответствие материала возрастным возможностям школьников; проблемно-поисковый, деятельностный, рефлексивный подходы учителя к усвоению учебной темы | |
8. Тип урока: традиционный урок; интегрированный урок; урок-исследование, защита проекта; урок-аукцион идей, игровое занятие; урок-конференция; дискуссия, диспут; урок-путешествие и др. | |
9. Характер домашних заданий, целесообразность поставленных в них задач: приемы анализа качества выполнения творческих работ; дифференцированный характер их оценки, прогнозирование последующих этапов развития художественных умений и навыков учащихся | |
10. Деятельность учащихся на уроке: активность класса; качество выполнения заданий, интерес учащихся к учебному материалу; освоение основных понятий и категорий урока; уровень сформированности художественных умений и навыков, способов творческой деятельности; речь учащихся, характер задаваемых вопросов; отношение учащихся к учителю | |
11. Деятельность учителя та уроке (занятии): подготовленность к уроку; степень владения художественным материалом урока; профессиональные компетенции учителя изобразительного искусства (восприятие художественных произведений, владение разными художественными техниками и др.); выдержанность, собранность, доброжелательное общение с учащимися; эмоциональность, артистизм, проявление эмпатии, педагогическая культура, такт; речь учителя, внешний вид учителя; темп проведения урока, его методическое и техническое оснащение | |
12. Рекомендации учителю |
|
|
Тема 5. Методика проведения занятий по изобразительному искусству
В школе
5. 1. Рисование с натуры, по представлению и воображению.
5. 2. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры.
5. 3. Методика организации уроков по рисованию на темы.
5.4. Методика организации уроков по беседам об изобразительном искусстве.
5. 5. Методика организации уроков по декоративному рисованию.