Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий.




1. Сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

2. Повышение доступности обучения;

3. Повышение темпа изложения учебного материала;

4. Повышение интереса учащихся, удовлетворение их запросов и любознательности;

5. Снижение утомляемости учащихся на занятиях;

6. Переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

7. Увеличение доли времени на самостоятельную работу учащихся;

8. Облегчение труда преподавателя и студентов.

 

3. 2. Педагогический рисунок как особый тип наглядности.

Пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние, осуществляемое преподавателем в при­сут­ст­вии обу­чае­мых как ди­на­ми­че­ское сред­ст­во на­гляд­но­сти, яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эффективным ус­ло­ви­ем для обу­че­ния как тео­рии, так и прак­ти­ке изо­бра­зи­тель­но­го искусства, осо­бен­но при фрон­таль­ном ус­вое­нии зна­ний обу­чаю­щи­ми­ся. Педагогиче­ское ри­со­ва­ние про­бу­ж­да­ет ин­те­рес к изо­бра­зи­тель­ной дея­тель­но­сти и яв­ля­ет­ся по­бу­ди­тель­ным сти­му­лом, ока­зы­ва­ет эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие, способст­вуя эмо­цио­наль­но­му про­бу­ж­де­нию обу­чаю­щих­ся, без ко­то­рого лю­бые мето­ди­че­ские прие­мы не­дос­та­точ­ны.

Пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние с па­рал­лель­ным из­ло­же­ни­ем тео­рии обес­пе­чи­ва­ет дос­туп­ность ус­вое­ния изо­бра­зи­тель­ной гра­мо­ты, так как да­ет обу­чаю­щимся возмож­ность уви­деть и соз­на­тель­но пред­ста­вить про­цесс изо­бра­же­ния в ви­де после­до­ва­тель­но­го ре­ше­ния изо­бра­зи­тель­ных за­дач. Сле­ду­ет от­ме­тить, что в статиче­ских сред­ст­вах на­гляд­но­сти, де­мон­ст­ри­рую­щих ко­неч­ный ре­зуль­тат ра­бо­ты (пла­ка­тах, схе­мах, ре­про­дук­ци­ях), про­цесс изо­бра­же­ния, как путь к ре­зуль­та­ту, скрыт. Пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние, яв­ля­ясь ди­на­ми­че­ским сред­ст­вом на­гляд­но­сти, спо­соб­но по­этап­но рас­кры­вать сам про­цесс изо­бра­же­ния: с че­го и ка­ким об­ра­зом на­чи­нать ра­бо­ту, по ка­ко­му пу­ти она долж­на про­дви­гать­ся, к че­му сле­ду­ет стремить­ся.

Пе­да­го­ги­че­ское pи­со­ва­ние в пpи­сут­ст­вии обу­чаю­щих­ся вы­зы­ва­ет у них разно­об­раз­ные ас­со­циа­ции, спо­соб­ст­ву­ет про­яв­ле­нию во­об­ра­же­ния и твоp­че­ской ак­тив­но­сти, что яв­ля­ет­ся важ­ным для твор­че­ско­го ис­пол­не­ния ри­сун­ков, в ко­то­ром во­об­ра­же­ние иг­ра­ет главную роль. Пе­да­го­ги­че­ское pи­со­ва­ние с паp­ал­лель­ным изло­же­ни­ем теоpии спо­соб­ст­ву­ет бо­лее ус­коp­ен­ному фоp­миp­о­ва­нию сис­те­мы зpительно-сло­вес­но-дви­га­тель­ных ас­со­циа­ций как pе­гу­ля­тоpа изо­бpа­зи­тель­ных дей­ст­вий обу­чаю­щих­ся.

Для рас­ши­ре­ния пред­став­ле­ний обу­чаю­щих­ся о воз­мож­но­стях изобразительных средств не­об­хо­ди­мы при­ме­ры раз­лич­ных ви­дов пе­да­го­ги­че­ских ри­сун­ков: ли­ней­но­го в ви­де ри­сун­ка-схе­мы, бы­ст­ро­го на­бро­ска, где ли­ния – качест­вен­ный при­знак изо­бра­же­ния, си­лу­эт­ного ри­со­ва­ния пят­ном, объ­ем­ного изобра­же­ния, где изо­бра­зи­тель­ные сред­ст­ва (штрих, ли­ния, пят­но) син­те­зи­ру­ют­ся в од­но це­лое. Так, пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние раз­лич­ны­ми изо­бра­зи­тель­ны­ми средст­ва­ми од­но­го и то­го же объ­ек­та наи­бо­лее до­ка­за­тель­но и эф­фек­тив­но демонст­ри­ру­ет воз­мож­но­сти штри­ха, ли­нии, пят­на, раз­но­об­раз­ные ка­че­ст­ва и досто­ин­ст­ва ри­сун­ков и из­ме­не­ние об­раз­но­го со­дер­жа­ния изо­бра­жае­мо­го объ­ек­та.

Ка­че­ст­ва­ пе­да­го­ги­че­ского ри­су­нка:

· он дол­жен от­ра­жать идею, за­клю­чен­ную в изо­бра­жа­е­мой дей­ст­ви­тель­но­сти. Изо­бра­же­ние ис­тин­но лишь то­гда, ко­гда оно жиз­нен­но, дос­то­вер­но, прав­ди­во. Досто­вер­ность изо­бра­же­ния ос­но­ва­на на пе­ре­да­че тех ви­ди­мых ка­честв изображаемо­го объ­ек­та, ко­то­рые в тео­рии изо­бра­зи­тель­ной гра­мо­ты ха­рак­те­ри­зуют­ся как кон­ст­рук­ция, фор­ма, тон, цвет и т. д.

· уме­ние бы­ст­ро и ка­че­ст­вен­но соз­да­вать изо­бра­же­ния боль­шо­го раз­ме­ра на вер­ти­каль­ной плос­ко­сти.

· пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние долж­но быть про­фес­сио­наль­ным и твор­че­ским. Ра­зу­ме­ет­ся, к ус­ло­ви­ям про­фес­сио­наль­но гра­мот­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го ри­со­ва­ния от­но­сят­ся: без­уко­риз­нен­ное вла­де­ние тео­ри­ей изо­бра­зи­тель­ной гра­мо­ты и практиче­ски­ми на­вы­ка­ми ри­сун­ка,

· пе­да­го­ги­че­ский ри­су­нок дол­жен отличаться ху­до­же­ст­вен­ной (об­раз­ной) и эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­нос­тью. Эс­те­ти­че­ская (эмо­цио­наль­ная) зна­чи­мость педа­го­ги­че­ско­го ри­сун­ка важ­на для вос­пи­та­тель­ной це­ли: нау­чить обу­чаю­щих­ся ви­деть пре­крас­ное, эс­те­ти­че­ское в обыч­ном ок­ру­жаю­щем ми­ре, ут­вер­дить ра­дость по­все­днев­ной жиз­ни.

Для то­го, что­бы дея­тель­ность обу­чаю­щих­ся но­си­ла не толь­ко образовательный, но и твор­че­ский ха­рак­тер, пе­да­го­ги­че­ское ри­со­ва­ние и педагогиче­ский ри­су­нок долж­ны вы­пол­нять функ­ции и обу­чаю­щие, формирующие ус­ло­вия для раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей обу­чаю­щих­ся:

* со­дер­жать мак­си­маль­ную ин­фор­ма­цию о при­зна­ках пред­ме­тов, а так­же отра­жать их ка­че­ст­вен­ную сто­ро­ну, не­об­хо­ди­мую для изо­бра­же­ния, что­бы сосредо­то­чить вни­ма­ние обу­чаю­щих­ся и раз­вить у них ху­до­же­ст­вен­ное восприятие;

* от­ра­жать дей­ст­ви­тель­ность в об­раз­ах на ос­но­ве эмо­цио­наль­ных вос­при­ятий и пред­став­ле­ний, что­бы спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию об­раз­но­го мыш­ле­ния обучающих­ся;

* быть эс­те­ти­че­ски и эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ным не толь­ко для то­го, что­бы дос­та­вить обу­чаю­щим­ся эс­те­ти­че­ское на­сла­ж­де­ние, но и что­бы на его при­ме­ре фор­ми­ро­вать у них эс­те­ти­че­ские по­треб­но­сти в ху­до­же­ст­вен­ном твор­че­ст­ве, т. е. в изо­бра­зи­тель­ной дея­тель­но­сти.

К педагогическому рисунку относят рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях ри­сунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.
Работа на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правиль­ность его суждений. Главное качество педагогического рисунка — это лаконич­ность изображения, простота и ясность его. Скупыми средст­вами графического языка учи­тель дает возможность детям ясно понять и представить ска­занное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опу­ская все случайное и второсте­пенное. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности. Простота и лаконичность изображения диктуются, преж­де всего, необходимостью быст­рого исполнения рисунка.

Второй вид рисунка — это зарисовка учителя на полях ри­сунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид педагогического рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение.

Рисунок педагога является одним из эффективных приемов наглядного обучения. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то школьники не только усваивают учебный материал, но и получают возможность соотнести свои действия с действиями учителя. Именно поэтому рисунок должен выполняться четко, быстро, уверенно. В связи с этим при подготовке к уроку начинающему учителю необходимо:

· заранее продумать содержание и этапы выполнения педагогического рисунка в соответствии с темой и ходом урока;

· в плане-конспекте нарисовать эскизы поэтапного появления рисунка на доске и продумать комментарии к нему.

· до урока выполнить тренировочный рисунок, определить его расположение на доске и подготовить необходимые материалы.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное воздействие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: