1. Сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;
2. Повышение доступности обучения;
3. Повышение темпа изложения учебного материала;
4. Повышение интереса учащихся, удовлетворение их запросов и любознательности;
5. Снижение утомляемости учащихся на занятиях;
6. Переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;
7. Увеличение доли времени на самостоятельную работу учащихся;
8. Облегчение труда преподавателя и студентов.
3. 2. Педагогический рисунок как особый тип наглядности.
Педагогическое рисование, осуществляемое преподавателем в присутствии обучаемых как динамическое средство наглядности, является наиболее эффективным условием для обучения как теории, так и практике изобразительного искусства, особенно при фронтальном усвоении знаний обучающимися. Педагогическое рисование пробуждает интерес к изобразительной деятельности и является побудительным стимулом, оказывает эмоциональное воздействие, способствуя эмоциональному пробуждению обучающихся, без которого любые методические приемы недостаточны.
Педагогическое рисование с параллельным изложением теории обеспечивает доступность усвоения изобразительной грамоты, так как дает обучающимся возможность увидеть и сознательно представить процесс изображения в виде последовательного решения изобразительных задач. Следует отметить, что в статических средствах наглядности, демонстрирующих конечный результат работы (плакатах, схемах, репродукциях), процесс изображения, как путь к результату, скрыт. Педагогическое рисование, являясь динамическим средством наглядности, способно поэтапно раскрывать сам процесс изображения: с чего и каким образом начинать работу, по какому пути она должна продвигаться, к чему следует стремиться.
|
Педагогическое pисование в пpисутствии обучающихся вызывает у них разнообразные ассоциации, способствует проявлению воображения и твоpческой активности, что является важным для творческого исполнения рисунков, в котором воображение играет главную роль. Педагогическое pисование с паpаллельным изложением теоpии способствует более ускоpенному фоpмиpованию системы зpительно-словесно-двигательных ассоциаций как pегулятоpа изобpазительных действий обучающихся.
Для расширения представлений обучающихся о возможностях изобразительных средств необходимы примеры различных видов педагогических рисунков: линейного в виде рисунка-схемы, быстрого наброска, где линия – качественный признак изображения, силуэтного рисования пятном, объемного изображения, где изобразительные средства (штрих, линия, пятно) синтезируются в одно целое. Так, педагогическое рисование различными изобразительными средствами одного и того же объекта наиболее доказательно и эффективно демонстрирует возможности штриха, линии, пятна, разнообразные качества и достоинства рисунков и изменение образного содержания изображаемого объекта.
|
Качества педагогического рисунка:
· он должен отражать идею, заключенную в изображаемой действительности. Изображение истинно лишь тогда, когда оно жизненно, достоверно, правдиво. Достоверность изображения основана на передаче тех видимых качеств изображаемого объекта, которые в теории изобразительной грамоты характеризуются как конструкция, форма, тон, цвет и т. д.
· умение быстро и качественно создавать изображения большого размера на вертикальной плоскости.
· педагогическое рисование должно быть профессиональным и творческим. Разумеется, к условиям профессионально грамотного педагогического рисования относятся: безукоризненное владение теорией изобразительной грамоты и практическими навыками рисунка,
· педагогический рисунок должен отличаться художественной (образной) и эмоциональной выразительностью. Эстетическая (эмоциональная) значимость педагогического рисунка важна для воспитательной цели: научить обучающихся видеть прекрасное, эстетическое в обычном окружающем мире, утвердить радость повседневной жизни.
|
Для того, чтобы деятельность обучающихся носила не только образовательный, но и творческий характер, педагогическое рисование и педагогический рисунок должны выполнять функции и обучающие, формирующие условия для развития творческих способностей обучающихся:
* содержать максимальную информацию о признаках предметов, а также отражать их качественную сторону, необходимую для изображения, чтобы сосредоточить внимание обучающихся и развить у них художественное восприятие;
* отражать действительность в образах на основе эмоциональных восприятий и представлений, чтобы способствовать развитию образного мышления обучающихся;
* быть эстетически и эмоционально насыщенным не только для того, чтобы доставить обучающимся эстетическое наслаждение, но и чтобы на его примере формировать у них эстетические потребности в художественном творчестве, т. е. в изобразительной деятельности.
К педагогическому рисунку относят рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.
Работа на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка.
Второй вид рисунка — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид педагогического рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение.
Рисунок педагога является одним из эффективных приемов наглядного обучения. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то школьники не только усваивают учебный материал, но и получают возможность соотнести свои действия с действиями учителя. Именно поэтому рисунок должен выполняться четко, быстро, уверенно. В связи с этим при подготовке к уроку начинающему учителю необходимо:
· заранее продумать содержание и этапы выполнения педагогического рисунка в соответствии с темой и ходом урока;
· в плане-конспекте нарисовать эскизы поэтапного появления рисунка на доске и продумать комментарии к нему.
· до урока выполнить тренировочный рисунок, определить его расположение на доске и подготовить необходимые материалы.
Наглядность, как правило, оказывает более эффективное воздействие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».