ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ




К организационным формам работы коррекционной школы с ро­дителями относятся: индивидуальная; классные родительские собра­ния; общешкольные собрания; работа с родительским активом.

Каждая из перечисленных форм решает свои задачи, но в комплек­се они направлены на оказание помощи учащимся в адаптации к усло­виям обучения и воспитания, получении знаний, подготовке воспи­танников к самостоятельной жизни в обществе.

Индивидуальная работа с родителями. Она будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ре-

340 Раздел четвертый


бенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику не­обходимой поддержки.

Приведем такой пример. В класс поступила новая ученица, блед­ненькая, худенькая. Через несколько дней она на занятиях упала в об­морок. Школьный врач установил причину — недоедание. Когда же учитель побывал в семье, оказалось, что дом — полная чаша (мебель, хрусталь, два телевизора — черно-белый и цветной). Родители хоро­шо зарабатывали, считали обязательным иметь престижные вещи. Но им не приходило в голову наладить в семье горячее питание, просле­дить за тем, что ест дочь.

Другой случай. Мальчик был всегда опрятен, все необходимое у него было. Посетив семью, учитель обнаружил крайнюю бедность. Семья состояла из бабушки, которая получала маленькую пенсию, мамы — нянечки в детском саду и мальчика, на которого мать не по­лучала даже алиментов.

Еще один пример. В школе знали, что ученик живет с родителями, маленьким братишкой и бабушкой в отдельной квартире. Оказалось же, что у мамы новый муж, который и является отцом младшего бра­тишки. Родной отец и его мать живут в этой же квартире, в соседней комнате, причем оба — спившиеся алкоголики. Можно представить, какая жизнь у ребенка в таких условиях.

Приходя в дом, где живет ребенок, учитель невольно знакомится с его соседями по квартире, по подъезду. Не сообщая ничего порочаще­го о своем ученике, он узнает мнение соседей о семье ученика.

Посещая семью ученика, знакомясь с условиями, в которых проте­кает домашняя жизнь школьника, учитель узнает, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить время, какой в семье достаток. В домашней обстановке, иногда за чашкой чая, в дру­жеской беседе люди становятся откровеннее. Рассказывая подробнос­ти своей жизни, вспоминая судьбы родственников, приводя некото­рые подробности развития ребенка, они раскрывают то, о чем, может быть, не говорили на ПМПК, в беседе со школьным врачом и что так важно для установления точного диагноза ребенка. Учитель коррек-ционной школы знает, как часто родители скрывают истинную причи­ну состояния своего ребенка, особенно если это относится к наследст­венным заболеваниям.

Для учителя посещение семей учеников — большая нагрузка, и фи­зическая и моральная. Однако об этом знает только он и ничем себя не выдаст. Беседа с родителями должна быть неторопливой, спокой­ной и доверительной. Учитель идет к ученику «в гости», заранее

%. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 341


предупредив об этом родителей. Они готовятся к встрече, наводят в доме порядок, иначе будут застигнуты врасплох, что вызовет непри­язнь к учителю. Нельзя приходить в дом к учащимся с плохими вестя­ми, с жалобами, по горячим следам каких-то неприятных событий. Встреча должна быть дружеской.

Учитель может пригласить родителей в школу. Однако для такой встречи не всегда можно создать необходимую обстановку: нет удоб­ного места, недостаточно времени, неотложные дела мешают учителю вести спокойную беседу. Часто приход родителей в школу бывает вы­нужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы — свидетельство беспомощности учителя. Многие умственно отсталые дети совершают проступки под воздействием мгновенной эмоции, импульсивно. Иногда возбуждение ребенка бывает спровоци­ровано обстоятельствами, и если учитель не изменит обстановку, уче­ник срывается. Жалобы родителям ни к чему не приведут, просто нуж­но быть постоянно с детьми и уметь вовремя разрядить ситуацию, принимающую неприятный оборот, вызывающую напряжение.

Родителей лучше приглашать в том случае, когда надо поделиться радостной новостью: ребенок овладел тем учебным материалом, кото­рый ему долго не давался; участвует в театральной постановке, ему ну­жен костюм, надо помочь его изготовить, выучить с ним слова роли и т, д.

Если школа находится в другом поселке, городе, между учителем и родителями должна быть налажена переписка. Учитель вместе с уче­ником поздравляет его родителей с праздниками, может быть, с днем рождения, вместе с ребенком решает, что сообщить о жизни, учебе в школе. Часто ответ на письмо представляет для родителей большую сложность. Многие из них не умеют свободно излагать мысли. Поэто­му при личной встрече необходимо, во-первых, заручиться обещани­ем родителей отвечать на письма, во-вторых, научить их пользовать­ся вопросами учителя при ответе.

Классные собрания. Такие встречи проводятся, как правило, после окончания учебной четверти либо года и сводятся к обзору ус­пехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, но не те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными, если, например, рассказывать роди­телям, что изучают их дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, который будет изучаться в следующей четверти, о том, какими видами заданий должны овладеть дети, как им помогать.

342 Раздел четвертый


Можно познакомить родителей с учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям интересно узнать, какая внеклас­сная работа проводится в классе, какие планируются экскурсии, како­ва их цель, какие спектакли увидят дети и т. д.

В отдельных случаях нельзя не сказать об особых трудностях пове­дения или усвоения материала, но с родителями таких учеников учи­тель должен поговорить наедине, после собрания.

Общешкольные родительские собрания. Обычно проводятся 2—4 раза в году. На таком собрании родителям рассказывают о жизни школы в целом. Могут выступить директор, его заместитель, врач, старший воспитатель и др. К собраниям приурочиваются выставки детских работ, причем всех школьников без исключения. Каждый ро­дитель ищет на выставке поделки своего ребенка, поэтому надо по­мочь детям подготовить их как можно лучше.

Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с боль­шим количеством участников. Большое впечатление остается у роди­телей от спектаклей, исполненных учащимися. Сказки А. С. Пушкина, Я. С. Маршака доступны для учеников всех классов, они интересны и легко запоминаются. К изготовлению костюмов, декораций можно привлечь большое число детей, а чтение части текста (и не только от автора) можно поручить взрослому (учителю). Такой спектакль при­дает собранию характер праздника.

На общешкольных собраниях родителей проходят выборы роди­тельского актива.

Работа с родительским активом. Обычно родителей, многие из которых владеют различными рабочими специальностями и не отка­зываются помочь школе в ремонте помещений, мебели, можно попро­сить о содействии в профориентации школьников: продемонстриро­вать перед ними свои практические умения, выступить с рассказами о профессии (если они не смогут это сделать, то с сообщением выступит учитель).

Существует еще одна группа взрослых, которых школа может при­влечь себе в помощь. Это бабушки и дедушки, дожидающиеся оконча­ния занятий, чтобы забрать детей после уроков. Они с удовольствием становятся зрителями на всех внеклассных мероприятиях, отправля­ются с детьми в кинотеатр, на экскурсию. Но, к сожалению, дети не всегда считают мнение своих дедушек и бабушек авторитетными. По­этому следует рассказать о жизненном пути стариков, в присутствии учащихся обращаться к ним за помощью, научить их некоторым приемам общения с детьми, объяснить школьникам, что необходимо

Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 343


считаться с их требованиями (ведь они только выполняют распоряже­ния учителей), т. е. учитель должен не побояться взять на себя лиш­нюю заботу и получить в лице этих людей хороших помощников.

В каждом классе среди родителей есть хотя бы 1—2 человека, кото­рые могут найти общий язык с детьми, могут обсудить с ними фильм, спортивные соревнования. Регулярно бывая в школе, они несколько минут беседуют с детьми: «Смотрели? Ну, как считаете..? Правда, судья был несправедлив..? Слышали, что случилось..?» И вот уже уче­ники собрались в кружок, обмениваются мнениями, спорят. Взрослый уже ушел, а у детей беседа продолжается. Таких родителей также надо выделить, объяснить им, что существует особая необходимость в вов­лечении детей в обсуждение известных им событий.

Каждый из родителей рад оказать посильную помощь школе, тем более, если он чувствует, что эта помощь нужна и за нее благодарны педагоги и учащиеся. На общешкольном родительском собрании, на торжественной линейке можно отметить участие родителей в общей работе, поблагодарить их в присутствии детей. Таким образом, не только укрепляется дружба школы с родителями, но и улучшаются от­ношения в семье, становятся более уважительными, теплыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: