1. За учебную четверть (кроме первой четверти первого класса) и
за год знания, умения и навыки учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень зна
ний ученика, так и овладение им практическими умениями и навы
ками.
3. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат:
результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика,
устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Приложение 3
Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (проект)
Условия осуществления прав и равных возможностей получения образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации любому гражданину, определяются образовательным стандартом. Система основных параметров, которая в стандарте образования принимается в качестве государственной нормы образованности, с одной стороны, отражает общественный идеал, а с другой — учитывает возможности реальной личности в достижении этого идеала.
Проектом государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальным образовательным стандартом) определены образовательные нормативы, учитывающие физические (или) психические недостатки обучающихся, относящиеся к:
□ корректировке содержания общеобразовательных предметов;
□ разработке оригинального содержания общеобразовательных
предметов для отдельных категорий детей с недостатками раз
вития;
D определению содержания коррекционных (специальных) предметов;
D определению основного содержания индивидуально-групповых коррекционных занятий;
□ определению содержания национально-регионального компо
нента;
|
П требованиям организации трудовой и профессиональной подготовки;
□ требованиям к образовательным условиям (организационным
формам, методам, учебно-материальной базе, специальной
подготовке педагогов, школьных психологов и других специ
алистов).
Стандарт специального образования направлен на создание адекватных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации. Он предусматривает:
□ лечебно-профилактическую и оздоровительную работу:
□ коррекцию недостатков развития:
□ общеобразовательную подготовку;
□ трудовую и начальную профессиональную подготовку.
Используемые в проекте следующие понятия применяются в значениях, указанных в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
обучение - процессуальная сторона образования; сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом;
государственный образовательный стандарт — система параметров, характеризующих качество образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению. Устанавливается как государственная норма и фиксируется в соответствии с федеральным законодательст-
государственный базисный план - раздел государственных образовательных стандартов, фиксирующий структуру содержания общего образования, базовые образовательные области и учебные курсы, соотношение между компонентами: федеральным, национально-региональным и школьным, продолжительность обучения (общую и по каждой ступени), максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся, общее число учебных часов, финансируемых государством;
|
федеральный компонент базисного плана — раздел государственного базисного плана, фиксирующий нормативы федерального компонента государственного образовательного стандарта, относящиеся к сфере компетенции федеральных органов государственной власти и органов управления образованием;
национально-региональный компонент базисного плана — раздел государственного базисного плана, фиксирующий нормативы национально-регионального компонента, государственного образовательного стандарта, относящиеся к сфере компетенции субъекта федерации;
учебный план образовательного учреждения (организации) — документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательным учреждением (организацией), реализующий нормативы федерального и национально-регионального базисных планов и включающий содержание образования, отражающее специфику данного образовательного учреждения (организации) в пределах его компетенции; является основой для осуществления учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении (организации);
образовательная область - основной элемент структуры содержания образования, фиксируемый в федеральном базисном плане и от-
372
Приложение 3
Приложение 3
ражающий определенную сферу (фрагмент) действительности, изучение которой является обязательным для достижения гражданином определенного стандартом образовательного ценза;
|
учебный курс — целостная дидактическая структурная единица учебного процесса (и содержания образования), соответствующая одной из образовательных областей, подразделяемая на учебные дисциплины;
измерители ~ средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающимися уровня учебной подготовки, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с помощью которых оценивается готовность обучающихся к определенным видам деятельности, формируемым в процессе освоения ими содержания общеобразовательных программ.
Цели государственного специального стандарта общего образования умственно отсталых детей определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:
□ организации образовательного (учебно-воспитательного) про
цесса;
П определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;
□ обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальней
шей их социализации в соответствии с нормами и правилами,
морально-этическими, социально-правовыми ценностями,
принятыми в современном обществе;
□ подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Объектом стандартизации являются нормативы, обеспечивающие
комплексную систему образования детей и подростков с умственной отсталостью, адекватный их возможностям уровень образовательной и трудовой подготовки: ■ содержание образования, в том числе:
□ содержание оригинальных общеобразовательных предметов,
имеющих коррекционно-развивающий характер;
□ содержание трудовой подготовки, направленной на получение
умственно отсталыми школьниками первого этапа начального
профессионального образования;
□ содержание специальных учебных предметов, обеспечиваю
щих коррекцию недостатков и общего речевого развития умст
венно отсталых детей;
□ требования к проведению занятий по коррекции специфиче
ских нарушений у отдельных групп детей:
Ш продолжительность обучения;
Ж требования к образовательным условиям (организационным формам, методам, учебно-материальной базе, медицинскому обслуживанию, специальной подготовке кадров) с целью обеспечения должного уровня образовательных потребностей детей с умственной отсталостью;
■ нормы оценок, исходя из реальных возможностей умственно от
сталых детей получить необходимое общее образование и трудовую
подготовку;
■ допустимая нагрузка учащихся*
374
Приложение 3
Приложение 4
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся
Приказом Министерства образования Российской Федерации № 29/2065-П от 10 апреля 2002 г. утверждены два варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Для детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильность) базисный план (1-й вариант) разработан в соответствии с проектом стандарта специального образования на шестидневную рабочую неделю, его региональный вариант рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Кроме того, предлагается базисный план общего образования детей с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность). Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут обучаться в отдельных классах, профилированных школах, получать специальную помощь в реабилитационных центрах. Состав этих детей, так же как детей с легкой степенью дефекта, сложен и неоднороден по разнообразию, выраженности и сочетанию нарушений. У некоторых из них имеют место различные виды локальной церебральной патологии. Обычно это грубые речевые, вплоть до отсутствия речи (безречевые дети), или сенсорные нарушения. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано, направлено на привитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психофизического развития. Отдельные учащиеся могут овладеть элементарными навыками чтения, письма и счета.
Безречевые дети, несмотря на трудности контакта, понимают речь взрослого, овладевают навыками социального поведения, некоторыми трудовыми умениями. Данные планы созданы на основе специально проведенных экспериментальных исследований и традиций отечественной олигофренопедагогики, прошли широкую апробацию в коррекционных школах VIII вида регионов Российской Федерации.
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся как государственный нормативный документ является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На его основе разрабатываются конкретные учебные планы, которые служат исходным документом для финансирования школы.
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся устанавливает нормы и требования к структуре, содержанию и уровню их образования как единому целому.
Федеральный компонент базисного плана (инвариантная часть) определяет максимальную учебную нагрузку учащихся, минимальный объем содержания, позволяющий умственно отсталым школьникам получить адекватное их возможностям общее образование; содержание трудового обучения, направленного на овладение умственно отсталыми школьниками начальной профессиональной подготовкой; требования к уровню готовности выпускников к самостоятельной жизни и труду в обществе при современных экономических условиях.
Национально-региональный компонент (вариативная часть) определяет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Он включает в себя содержание образования по родному языку, по предметам естественно-географического цикла, по истории родного края. Особенно важным является разработка содержания трудового и профессионального обучения по тем видам труда, которые учитывают потребности региона в рабочих кадрах и возможности школы в подготовке этих кадров.
Региональные программы по труду составляются на основе базисных, разработанных на федеральном уровне.
Устанавливается распределение часов на образовательные области, которые включают общеобразовательные курсы, трудовую и кор-рекционную подготовку и индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия, обязательные занятия по выбору и факультативы.
Вариативная часть базисного плана составляет школьный компонент.