Оценка письменных работ учащихся




Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повсед­невных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контроль­ных работ»

Основными видами классных и домашних письменных работ уча­щихся являются обучающие работы, к которым относятся упражне­ния, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные


диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подго­товительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количе­стве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением мо­торики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированно­го вида работ (контрольного списывания с различными видами ор­фографических и грамматических заданий)1. Основные виды конт­рольных работ — списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать за­дания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей ре­чи, членов предложения на основе установления связи слов в предло­жении, конструирование предложений, классификацию слов по грам­матическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изучен­ным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдель­ных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть по­нятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3—4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно состав­лять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе — 8— 10 слов, во II классе в начале учебного года — 10—12 слов, к концу го­да - 16-18 слов, в III классе - 20-25 слов, IV - 30-35 слов, V -45-50 слов, VI-VII - 65-70 слов, VIII-X - 75-80 слов. Учету по­длежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы»

1 При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объ­ем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с до­полнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется»


 


358


Приложение 2


 


Приложение 2



Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от на-писания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных осо­бенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следую­щими нормами:

О. i

■ I—IV классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок. «4» ставится за работу с 1—3 ошибками. «3» ставится за работу с 4—5 ошибками. «2» ставится за работу, в которой допущено 6—8 ошибок» «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допус­тимо при оценке «2»»

■ V—IX классы

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

«4» ставится за работу с 1—2 ошибками.

«3» ставится за работу с 3—5 ошибками.

«2» ставится за работу, в которой допущено 6—8 ошибок.

«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допус­тимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1—2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунк­туационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфогра­фической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове
«лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка
на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошиб­
ки:

□ повторение одной и той же буквы (например, «поосуда»);

□ недописывание слов;

□ пропуск одной части слова при переносе;

□ повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,

следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специ­фическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у де­тей с тяжелыми нарушениями речи — искажение звуко-буквенного


состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При вы­ставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравни­ваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвое­ние грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1—2 исправления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изу­ченного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2—3 ошибки.

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, до­пускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть толь­ко обучающего характера. При проведении изложения учитель дол­жен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV—V классах для изложений даются тексты повест­вовательного характера, объемом 20—45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI—VII — 45—70 слов, VIII—IX классах — 70—100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—1Х(Х) классах допускается самостоятельное составле­ние планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последова­тельное изложение авторского текста (темы) без ошибок в постро­ении предложений, употреблении слов; допускаются 1—2 орфографи­ческие ошибки.


 


360


Приложение 2


Приложение 2



«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3—4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступления­ми от авторского текста (темы), с 2—3 ошибками в построении пред­ложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5—6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значи­тельные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеет­ся более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении ор­фографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается поль­зоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю1.

2. Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных на­блюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учеб­ника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения уча­щимися техникой чтения (правильность, беглость и выразитель­ность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупнос­ти ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использо-

1 В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последова­тельной передаче содержания допущено У и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания.


вана в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опраши­ваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнако­мые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец го­да): I класс - 10 слов; II - 15-20 слов; III - 25-30 слов; IV - 35-40 слов; V - 45-60 слов; VI - 70-80 слов; VII-IX(X) - 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выяв­лении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им за­труднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

■ I класс

«5» ставится ученику, если он:

□ читает по слогам правильно или с 1—2 самостоятельно исправ­
ленными ошибками слова, предложения, короткие тексты;

□ соблюдает паузы на знаках препинания;

□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстра­
ции к тексту,

«4» ставится ученику, если он:

□ читает по слогам, допускает 1—2 ошибки при чтении и соблю­
дении пауз на знаках препинания;

□ допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию про­
читанного и иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоя­
тельно или с незначительной помощью учителя.

«3» ставится ученику, если он:

□ испытывает трудности при чтении по слогам сложных по струк­
туре слов (трехсложных, со стечением согласных, с буквой «ь»);

□ допускает 3—4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках
препинания;

□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстра­
ции к тексту с помощью учителя.

«2» ставится ученику, если он:

□ испытывает трудности при чтении по слогам легких двуслож­
ных слов;


 


362


Приложение 2


Приложение 2



□ допускает более 5 ошибок при чтении;

□ не соблюдает пауз на знаках препинания;

□ не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюст­
рации к тексту даже с помощью учителя.

«1» учащимся I класса не ставится.

II класс ' г-\

«5» ставится ученику, если он:

□ читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми
словами) правильно с 1—2 самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты;

□ соблюдает синтаксические паузы;

□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

□ пересказывает прочитанное полно, правильно, последователь-
1ню;

□ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази­
тельно.

«4» ставится ученику, если он:

□ читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие
слова;

П допускает 1—2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксиче­ских пауз;

□ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содер­
жания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;

□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен­
ные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

□ затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

□ допускает 3—4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксиче­
ских пауз;

П отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

□ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:

□ затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;

 

□ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтакси­
ческих пауз;

□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанно­
го, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

«1» учащимся II класса не ставится.


 

 


■ III-IV классы

«5» ставится ученику, если он:

□ читает целыми словами правильно с 1—2 самостоятельно исп­
равленными ошибками;

□ читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысло­
вых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений:

□ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол­
но, правильно, последовательно;

□ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази­
тельно.

«4» ставится ученику, если он:

□ читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;

□ допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых па­
уз, в IV классе — логических ударений;

□ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содер­
жания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;

□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен­
ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

□ читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;

□ допускает 3—4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксиче­
ских и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений;

□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного
с помощью учителя;

П обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:

□ читает в основном по слогам, даже легкие слова;

□ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтакси­
ческих пауз;

П отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанно­го, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;

□ не знает большей части текста, который должен читать на-
изусть.

«1» ставится ученику, если он:

□ затрудняется в чтении текста по слогам;

□ допускает большое количество ошибок при чтении, искажаю­
щих смысл прочитанного;

□ не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанно­
го;

не:


 


364


Приложение 2


Приложение 2



И V-IX(X) классы

«5» ставится ученику, если он:

П читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

□ выделяет основную мысль произведения, части рассказа с не­
значительной помощью учителя;

□ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя
(с VIII класса — легкие тексты самостоятельно);

□ называет главных действующих лиц произведения, характери­
зует их поступки;

□ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол­
но, правильно, последовательно;

D твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази­тельно.

«4» ставится ученику, если он: D читает в основном правильно, бегло;

□ допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых
пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических
ударений;

□ допускает неточности в выделении основной мысли произведе­
ния или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

□ допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя;

□ называет главных действующих лиц произведения, характери­
зует их поступки с помощью учителя;

□ допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержа­
ния, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя:

□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен­
ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

□ читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

□ допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, зна­
ков препинания, передающих интонацию, логических ударе­
ний; *

П выделяет основную мысль произведения, части рассказа с по­мощью учителя; П делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

□ затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;


 

 


□ отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследова­
тельно, допускает искажения основного смысла произведения;

П обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:

□ читает по слогам;

□ допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже син­
таксических пауз;

□ не выделяет основную мысль произведения, части рассказа
дажхе с помощью учителя;

□ не делит текст на части;

□ не называет главных действующих лиц произведения, не харак­
теризует их поступки;

□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения
фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь
учителя;

 

□ не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
«1» ставится ученику, если он:

□ затрудняется в чтении текста по слогам;

□ допускает большое количество ошибок при чтении, искажаю­
щих смысл прочитанного;

П не понимает смысла произведения; искажает его основное со­держание;

□ не знает наизусть стихотворения.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.

I. Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится ученику, если он:

□ дает правильные, осознанные ответы на все поставленные воп­
росы, может подтвердить правильность ответа предметно-прак­
тическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет
самостоятельно оперировать изученными математическими
представлениями;

□ умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя
правильно решить задачу, объяснить ход решения;


 


366


Приложение 2


Приложение 2



 


□ умеет производить и объяснять устные и письменные вычисле­
ния;

□ правильно узнает и называет геометрические фигуры, их эле­
менты, положение фигур по отношению друг к другу на плос­
кости и в пространстве;

□ правильно выполняет работы по измерению и черчению с по­
мощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объ­
яснить последовательность работы.

«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует тре­бованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:

□ при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки,
нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточ­
нить ответ;

□ при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополни­
тельных промежуточных записях, названии промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

□ при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учи­
теля, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению
вопросов задачи, объяснению выбора действий;

□ с незначительной помощью правильно узнает и называет гео­
метрические фигуры, их элементы, положение фигур на плос­
кости, в пространстве, по отношению друг к другу;

□ выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.

Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначитель­ной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на су­щественных особенностях задания, приемах его выполнения, спосо­бах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена от­метка «5».

«3» ставится ученику, если он:

□ при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует
правила, может их применять;

□ производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

□ понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;

D узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, поло­жение фигур на плоскости и в пространстве со значительной по­мощью учителя или учащихся, или с использованием записей и


 


чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью воп­росов учителя;

□ правильно выполняет измерение и черчение после предвари­тельного обсуждения последовательности работы, демонстра­ции приемов ее выполнения.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

«1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познава­тельным возможностям.

2. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письмен­ных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятель­ности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только постро­ение геометрических фигур и т. д.) либо комбинированными — это за­висит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее вы­полнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 25—35 минут, во II—III классах до 25—40 минут, в IV—1Х(Х) клас­сах — 35—40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1—2—3 простые задачи или 1—2—3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начи­ная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математи­ческих выражений, вычислительные, измерительные задачи или дру­гие геометрические задания.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вслед­ствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выпол­нить измерение и построение геометрических фигур.


 


368


Приложение 2


Приложение 2


3(69


Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифмети­ческих действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточ­ность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосо­четаний, которые широко используются на уроках математики (на­звания компонентов и результатов действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

«4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.

«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена состав­ная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их ре­шить и выполнено менее половины других заданий.

«1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не вы­полнил других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в кото­рых не предусматривается решение задач:

«5» ставится, если все задания выполнены правильно.

«4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.

«3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негру­бые.

«2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.

«1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим со­держанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, пло­щадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):

«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

«4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недоста­точно точно.

«3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при разме­щении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геомет­рических фигур буквами.

370 Приложение 2


«2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последователь­ность построения геометрических фигур.

«1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены не­верные результаты при измерениях, не построены заданные геомет­рические фигуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: