Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ»
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные
диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий)1. Основные виды контрольных работ — списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3—4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе — 8— 10 слов, во II классе в начале учебного года — 10—12 слов, к концу года - 16-18 слов, в III классе - 20-25 слов, IV - 30-35 слов, V -45-50 слов, VI-VII - 65-70 слов, VIII-X - 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы»
1 При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется»
358
Приложение 2
Приложение 2
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от на-писания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
О. i
■ I—IV классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок. «4» ставится за работу с 1—3 ошибками. «3» ставится за работу с 4—5 ошибками. «2» ставится за работу, в которой допущено 6—8 ошибок» «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2»»
■ V—IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1—2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3—5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6—8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1—2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове
«лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка
на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошиб
ки:
□ повторение одной и той же буквы (например, «поосуда»);
□ недописывание слов;
□ пропуск одной части слова при переносе;
□ повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи — искажение звуко-буквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1—2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2—3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV—V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20—45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI—VII — 45—70 слов, VIII—IX классах — 70—100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—1Х(Х) классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1—2 орфографические ошибки.
360
Приложение 2
Приложение 2
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3—4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2—3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5—6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю1.
2. Чтение и развитие речи
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использо-
1 В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено У и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания.
вана в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс - 10 слов; II - 15-20 слов; III - 25-30 слов; IV - 35-40 слов; V - 45-60 слов; VI - 70-80 слов; VII-IX(X) - 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
■ I класс
«5» ставится ученику, если он:
□ читает по слогам правильно или с 1—2 самостоятельно исправ
ленными ошибками слова, предложения, короткие тексты;
□ соблюдает паузы на знаках препинания;
□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстра
ции к тексту,
«4» ставится ученику, если он:
□ читает по слогам, допускает 1—2 ошибки при чтении и соблю
дении пауз на знаках препинания;
□ допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию про
читанного и иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоя
тельно или с незначительной помощью учителя.
«3» ставится ученику, если он:
□ испытывает трудности при чтении по слогам сложных по струк
туре слов (трехсложных, со стечением согласных, с буквой «ь»);
□ допускает 3—4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках
препинания;
□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстра
ции к тексту с помощью учителя.
«2» ставится ученику, если он:
□ испытывает трудности при чтении по слогам легких двуслож
ных слов;
362
Приложение 2
Приложение 2
□ допускает более 5 ошибок при чтении;
□ не соблюдает пауз на знаках препинания;
□ не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюст
рации к тексту даже с помощью учителя.
«1» учащимся I класса не ставится.
II класс ' г-\
«5» ставится ученику, если он:
□ читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми
словами) правильно с 1—2 самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты;
□ соблюдает синтаксические паузы;
□ отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
□ пересказывает прочитанное полно, правильно, последователь-
1ню;
□ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази
тельно.
«4» ставится ученику, если он:
□ читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие
слова;
П допускает 1—2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
□ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содер
жания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;
□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен
ные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
□ затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
□ допускает 3—4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксиче
ских пауз;
П отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
□ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
□ затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
□ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтакси
ческих пауз;
□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанно
го, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.
«1» учащимся II класса не ставится.
■ III-IV классы
«5» ставится ученику, если он:
□ читает целыми словами правильно с 1—2 самостоятельно исп
равленными ошибками;
□ читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысло
вых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений:
□ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол
но, правильно, последовательно;
□ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази
тельно.
«4» ставится ученику, если он:
□ читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;
□ допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых па
уз, в IV классе — логических ударений;
□ допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содер
жания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;
□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен
ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
□ читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;
□ допускает 3—4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксиче
ских и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений;
□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного
с помощью учителя;
П обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:
□ читает в основном по слогам, даже легкие слова;
□ допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтакси
ческих пауз;
П отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;
□ не знает большей части текста, который должен читать на-
изусть.
«1» ставится ученику, если он:
□ затрудняется в чтении текста по слогам;
□ допускает большое количество ошибок при чтении, искажаю
щих смысл прочитанного;
□ не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанно
го;
□ не:
364
Приложение 2
Приложение 2
И V-IX(X) классы
«5» ставится ученику, если он:
П читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
□ выделяет основную мысль произведения, части рассказа с не
значительной помощью учителя;
□ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя
(с VIII класса — легкие тексты самостоятельно);
□ называет главных действующих лиц произведения, характери
зует их поступки;
□ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол
но, правильно, последовательно;
D твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он: D читает в основном правильно, бегло;
□ допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых
пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических
ударений;
□ допускает неточности в выделении основной мысли произведе
ния или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
□ допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя;
□ называет главных действующих лиц произведения, характери
зует их поступки с помощью учителя;
□ допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержа
ния, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя:
□ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен
ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
□ читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
□ допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, зна
ков препинания, передающих интонацию, логических ударе
ний; *
П выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; П делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
□ затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
□ отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследова
тельно, допускает искажения основного смысла произведения;
П обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. «2» ставится ученику, если он:
□ читает по слогам;
□ допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже син
таксических пауз;
□ не выделяет основную мысль произведения, части рассказа
дажхе с помощью учителя;
□ не делит текст на части;
□ не называет главных действующих лиц произведения, не харак
теризует их поступки;
□ отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения
фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь
учителя;
□ не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
«1» ставится ученику, если он:
□ затрудняется в чтении текста по слогам;
□ допускает большое количество ошибок при чтении, искажаю
щих смысл прочитанного;
П не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;
□ не знает наизусть стихотворения.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
□ дает правильные, осознанные ответы на все поставленные воп
росы, может подтвердить правильность ответа предметно-прак
тическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет
самостоятельно оперировать изученными математическими
представлениями;
□ умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя
правильно решить задачу, объяснить ход решения;
366
Приложение 2
Приложение 2
□ умеет производить и объяснять устные и письменные вычисле
ния;
□ правильно узнает и называет геометрические фигуры, их эле
менты, положение фигур по отношению друг к другу на плос
кости и в пространстве;
□ правильно выполняет работы по измерению и черчению с по
мощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объ
яснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
□ при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки,
нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточ
нить ответ;
□ при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополни
тельных промежуточных записях, названии промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
□ при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учи
теля, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению
вопросов задачи, объяснению выбора действий;
□ с незначительной помощью правильно узнает и называет гео
метрические фигуры, их элементы, положение фигур на плос
кости, в пространстве, по отношению друг к другу;
□ выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится ученику, если он:
□ при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует
правила, может их применять;
□ производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
□ понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
D узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и
чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
□ правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
«1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.) либо комбинированными — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 25—35 минут, во II—III классах до 25—40 минут, в IV—1Х(Х) классах — 35—40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1—2—3 простые задачи или 1—2—3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
368
Приложение 2
Приложение 2
3(69
Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
«1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
«3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
«2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
«1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
«3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
370 Приложение 2
«2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
«1» ставится, если не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.