Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и конечно же они не имеют сведений по олигофренопедагогике, олигофренопсихологии. Одни из них считают своего ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.
Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать циклы занятий с родителями:
□ причины возникновения осложнений в развитии детей;
□ типичные затруднения учащихся коррекционной школы в овла
дении учебными предметами;
□ особенности поведения, интересов учеников младших классов;
□ подростковый период в развитии ребенка;
□ подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
□ роль семьи в обучении и воспитании ребенка.
С циклом бесед может выступить один человек (врач, один из педагогов школы, приглашенный специалист), а можно и распределить темы между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди малограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями.
Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фамилии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадаются, когда в сообщении будет сказано об их ребенке или их семье.
Беседы не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождаемую демонстрацией рисунков, отдельных кадров из научных фильмов.
Остановимся более подробно на содержании указанных циклов бесед с родителями. К первому циклу можно отнести причины направления ребенка в коррекционную школу:
□ условия, необходимые для нормального развития ребенка от
зачатия до поступления в школу: хорошее здоровье родителей,
отсутствие наследственных заболеваний, правильный (здоро
вый) образ жизни, нормальное протекание беременности, родо
вого акта, развитие без осложнений в первые годы жизни;
Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 337
□ факторы, вызывающие осложнения в развитии ребенка, т. е.
причины умственной отсталости (при общении с родителями
термины «умственная отсталость», «олигофрения» не употреб
ляют, вместо них говорят об «отставании, осложнении в разви
тии», «трудностях, испытываемых детьми в обучении» и т. п.).
Рассматриваются те причины умственной отсталости, которые
широко представлены в анамнезах учащихся школы;
□ умственная отсталость в сочетании с педагогической, социаль
ной запущенностью.
Затем можно побеседовать с родителями о сложностях в первые годы обучения:
□ психофизическая готовность умственно отсталого ребенка к
обучению в момент поступления в школу;
□ трудности, испытываемые учащимися коррекционной школы
при изучении грамоты: затруднения в запоминании букв и соот
несении их с соответствующими звуками, в овладении звуко-
буквенным анализом, в овладении слиянием звуков в слоги, по-
слоговом чтении, чтении целыми словами, в понимании прочи
танного, в списывании и записи под диктовку слогов, слов,
предложений;
□ трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками
в процессе изучения чисел первой сотни и арифметических дей
ствий с ними: затруднения в сравнении предметов по величине,
групп предметов по их количеству, в запоминании цифр и соот
несении их с количеством предметов, в выполнении присчиты
вания и отсчитывания по единице, при пересчитывании и от-
считывании предметов, в выполнении действий сложения и вы
читания, в понимании и запоминании таблицы умножения и
таблицы деления;
□ трудности, встречающиеся ученикам в овладении трудовыми
навыками при работе с ножницами, иголкой, ножом, клеем и
т.д.;
□ совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком пе
речисленных трудностей.
Можно рассказать родителям об особенностях поведения их детей:
□ неумение умственно отсталого учащегося младших классов уп
равлять своим поведением;
□ отсутствие у младших школьников интереса к процессу позна
ния;
□ эгоцентризм умственно отсталых детей, равнодушие к окру
жающим людям, в том числе одноклассникам, к событиям, про-
338 Раздел четвертый
исходящим в ближайшем окружении ребенка, если они не приносят удовлетворения его эгоистичным желаниям;
□ затруднения учащихся в овладении точными координирован
ными движениями (низкое качество записей, зарисовок), что не
может стимулировать желания выполнять школьные задания;
П необходимость успехов в учебной деятельности умственно отсталого ребенка как условие, пробуждающее и подкрепляющее интерес к учению, к учителю, школе, к другим учащимся.
Еще один цикл бесед можно посвятить подростковому периоду:
□ физические и физиологические изменения в организме ребенка
во время пубертатного периода;
D особенности поведения умственно отсталого подростка, его отношение в этот период к родителям, школе, товарищам;
□ установление взаимоотношений с детьми подросткового воз
раста в семье и школе с учетом их особенностей;
□ помощь учащимся со стороны школы, семьи в организации по
ведения, развития здоровых интересов: культурный досуг, заня
тия спортом, трудом, тактичное руководство взрослых занятия
ми детей.
Можно рассказать родителям о целях коррекционно-развивающе-го воспитания:
□ формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков;
□ воспитание брезгливости, непримиримости к неопрятности, не
ряшливости, отсутствию чистоты и порядка, привитие желания
и умения исправить названные недостатки;
□ воспитание у детей чувства сострадания к слабым, старым и ма
лым, больным;
□ формирование у школьников правильного поведения в общест
ве: уважительное отношение к старшим, умение помочь тем, кто
нуждается в помощи, соблюдение культурных норм;
□ воспитание у детей потребности трудиться, владеть трудовыми
навыками;
□ сообщение учащимся знаний об организации семейной жизни:
о распределении доходов, обязанностях членов семьи в повсед
невной жизни, воспитании детей;
П знакомство учащихся с этикой семейной жизни;
□ привитие школьникам уважения к гражданским обязанностям,
соблюдению законов, правил общежития, воспитание сознания,
необходимости трудиться.
Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 339
Можно поговорить и о самих родителях, затронув следующие темы:
п выполнение родителями своих прямых обязанностей — ребенок должен быть вовремя накормлен, обут, одет; у него должно быть место для приготовления уроков, для книг, игрушек;
□ знание и понимание родителями юридической и моральной от
ветственности за судьбу своего ребенка;
□ создание в семье уюта, тепла; душевное внимание к ребенку, его
нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и
заботы семьи, выработка привычки проводить время дома;
□ роль примера родителей в воспитании детей;
□ контроль за занятиями ребенка дома и вне дома; его друзья, их
общие интересы, их взаимоотношения, способы проведения до
суга;
□ систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о вы
полнении ребенком требований школы; контроль за приготов
лением уроков; регулярное общение с учителем, посильная по
мощь школе.
Безусловно, в беседах с родителями учителя будут затрагивать и другие важные вопросы (например, такие как организация общественно полезного труда, трудоустройство школьников после завершения обучения и т. д.), связанные с жизнью самой школы и с жизнью той территории, на которой она находится.
Встречаясь с родителями, каждый из работников школы в беседе с ними обсуждает вопросы обучения и воспитания детей, что также расширяет круг педагогических знаний родителей.