O «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова»
Ю.А.Полуянов.
O «Развивающее обучение Л.В.Занкова» под ред.
Б.М.Неменского.
o «Перспективная начальная школа» И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков.
o «Классическая начальная школа» под ред. В.С.Кузина.
o «РИТМ» ( Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.
o «Диалог» С.В.Аранова С.В.
Программа по изобразительному искусству
ОС «Классическая начальная школа» Концепция «Школа реалистического рисунка – освоение графической грамоты» В.С.Кузина,
Н.Н.Ростовцева
o Традиционная программа периода СССР.
o Авторы программы: В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, С.П.Ломов,
o А.Н.Витковский, С.Е.Игнатова, П.Ю.Коваленко,
o Э.И.Кубышкина, В.К.Лебедко, Н.М.Сокольникова и др.
o Цель программы – обучение реалистическому рисунку,
o освоение графической грамоты.
o Задачи программы:
o - овладение учащимися знаниями элементарных основ
реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
o - развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству [9].
![]() |
Виды учебных занятий в программе Владимира
Сергеевича Кузина
![]() |
o «Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми
красками, пером и кистью. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также
цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе» [9, c.14].
o «Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и
зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов» [9, c.17].
o «Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение
упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями ДПИ............................................................................................................................................................................. Понимание ритма,
гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках
трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д.»[9, c.18-19].
o Лепка. «Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека» [9, c.20].
o Аппликация. «В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление
сюжетных композиций и декоративных работ» [9, c.20].
o Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. «Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют
представления об окружающем мире.... Ознакомление с произведениями изобразительного
искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки» [9, c.21].
o Какие виды
занятий относятся к области изобразительного искусства, какие - к художественному труду?
![]() |
Программа по изобразительному искусству ОС «Школа России»