o Авторы современной программы: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Г.Е.Гуров, А.А.Кобозев, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.
o Цель программы – формирование художественной культуры учащихся
как неотъемлемой части культуры духовной.
o Задачи программы:
o «- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
o - развитие воображения, желания подходить к любой деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
o - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах;
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека;
o - овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование вкуса» [11, с.5].
![]() |
Основные принципы программы Бориса Михайловича Неменского
![]() |
o «1. Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
o 2. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на
национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Диалог культур (национальных и исторических форм).
|
o 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально,
ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней, (диалог видов искусства).
o 4. Принцип связи с жизнью через постоянное «опрокидывание» осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой «взрослых» искусств (мастера постройки, изображения и украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых проблем искусства (диалог с жизнью).
o 5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда:
o а) блок тем каждого года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения;
o б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;
o в) темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти …
o 6. Принцип единства формы и содержания. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции.
o 7. П ринцип художественного уподобления воспринимающего передающему является основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, «понять» его. Поэтому «подобное подобным»: обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без
|
вхождения ученика «в роль», без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием «урок». Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!» [3, с.139-140].
Концепции разработанные Борисом Петровичем Юсовым