o Авторами разработаны программы по двум предметам
«Изобразительное искусство» и «Технология». При этом обучение происходит синхронно, перекликаются темы и задания.
«Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на
основе:
o - общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
o - общности основных качеств художественной вещи, изделия:
материал, форма пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках
изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
o В построении содержания обеих программ предусмотрены:
o - вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;
o - вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учётом региональных особенностей;
o - вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы,
экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой,
глиной, тканью, природными материалами» [18].
Программы Изобразительное искусство и Технология Т.Я.Шпикаловой, ОС
«Перспектива»
o «Изобразительное искусство» представлено взаимосвязанными
разделами:
o «Основы художественного изображения» ориентируют на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным
людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств
|
художественной выразительности (цвет, свет, силуэт, форма, пропорции, композиция).
o «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелены на развитие
эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного
искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного
искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в упражнениях по освоению специфики
образного языка народного искусства (на основе повтора, вариации), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариации, импровизации) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.
o «Художественный труд» представлен разделами:
o «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями, умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги.
o «Работа с текстильными материалами» нацелена на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани.
o «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приёмами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов [18].
|
Задание для самостоятельной работы
«Рейтинг программ по изобразительному искусству для начальной школы»
o Составьте рейтинг программ по изобразительному искусству для
начальной школы исходя из требований современного образования,
ФГОС НОО, требований к ПООП НОО и вашего понимания целей художественного образования.
o В рейтинг включите пять программ из визуальной лекции. Расставьте все программы по местам (1, 2, 3, 4, 5). На первой позиции должна быть программа наиболее отвечающая целям современного
художественного образования.
o Не достаточно переписать цели и задачи программ из презентации. Объясните и обоснуйте свой выбор, подтверждая цитатами из целей, задач и принципов программы. Почему именно эта программа наиболее отвечает требованиям современного образования? Используйте следующие обороты: «я считаю, что…», «в настоящее время одна из главных целей художественного образования…», «актуальность данной программы связана с…», «преимущество данной образовательной
программы по сравнению с другими в том, что…», «программа составлена в рамках концепции … цель которой …».
o Объём самостоятельной работы 2-3 стр. Шрифт Times New Roman 14 или 12 кегль. Выравнивание по ширине страницы. Абзац начинается с красной строки. Пробел между абзацами не делать.
Критерии оценивания реферативной работы «Рейтинг программ по изобразительному искусству для
Начальной школы»
o Несоблюдение требований оформления и
форматирования текста (-1 балл).
o Отсутствие собственных мыслей, размышлений, анализа (-1 балл).
|
o Объём работы менее двух страниц (-1 балл).
o Сдача работы после установленного срока (-1 балл).
Литература
o 1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.-
544 с.
o 2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и ДПИ. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд. Стереотип.- М.:Дрофа, 2001.- 288с.
o 3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
o 4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику
для 1 класса общеобразовательных учреждений /Т.А.Копцева.- 2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.- 136 с.
o 5. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Метод. рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразоват. учреждений /Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.- 176 с.
o 6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 2012.- 240 с.
o 7. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с.
o 8. Полуянов, Ю.А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Вита-Пресс, 2007.- 208 с.
o 9. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост.
В.С.Кузин, И.В.Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
o 10. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 168 с.
o 11. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. Изобразительное искусство. УМК
«Школа России», УМК «Школа 2100», УМК «Система развивающего обучения
Л.В.Занкова», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Планета Знаний» / Авт.-сост. Е.С.Галанжина, Т.А.Жукова и др.- М.: Планета, 2013.- 96 с.
o 12. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Л.Б.Рылова.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.- 310 с.
o 13. Савенкова, Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы / Л.Г.Савенкова.- М.: «Издательство Магистр», 1995.- 75 с.
o 14. Савенкова, Л.Г. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 1- 4 классы /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.Богданова.- М.: Издательский центр
«Вента-Граф», 2015.- 208 с.
o 15. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов учреждений высшего образования / Н.М.Сокольникова.- 7-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 256 с.
o 16. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др]; под ред. Б.М.Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2016.- 240 с.
o 17. Современное художественное образование в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Составитель и разработчик О.Л.Морева.- Режим доступа: https://www.morevaolga.ru
o 18. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и т ематическое планирование [Электронный ресурс] / Т.Я.Шпикалова, Е.А.Алексеенко, Л.В.Ершова и др.- М.: Просвещение, 2010.- 96 с.- Режим доступа: www/school- russia.prosv.ru/ebooks/shpikalova_izo_trud_progr/index.html