Вербализация универсальных концептов мира в русских художественных текстах
Вербализация концепта время в произведениях И.Тургенева и А.Чехова
Языковое выражение концепта зима
Репрезентация концепта пространство в лирике 20 века
Языковое представление концепта Родина у С.Есенина
Вербализация концепта время в произведениях И.Тургенева и А.Чехова
ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО являются важнейшими концептами культуры. Это фундаментальные категории философии, естествознания, социологии, физики и других гуманитарных и точных наук. Концепт ВРЕМЯ – самый интересный, сложный и важный, ибо сквозь его призму воспринимается нами все сущее в мире, все доступное нашему уму и нашему истолкованию. Современные представления о времени сложны и многообразны. В соответствии с разными формами движения выделяют физическое, геологическое, механическое, астрономическое, биологическое, социально-историческое, психологическое время. Различают время объективное (физическое) и субъективное (психологическое); художественное, библейское, декретное и др. Также выделяется космическое время, определяемое природными циклами – солнечными и лунными, и время историческое, профанное, определяемое течением событий. Согласно данным физики, философии и других наук, выделяют время циклическое (последовательность повторяющихся однотипных событий) и время линейное (однонаправленное поступательное движение). Благодаря тесной связи структур сознания с языком, результаты постижения времени человеком находят отображение в языковой модели времени, представленной совокупностью языковых категорий: формами глагольного времени, в значениях слов с темпоральной окраской (день, ночь, год и др.), прилагательными и наречиями с темпоральным значением (бывший, будущий, тогдашний, нынешний, теперешний, прежний и др.). Универсальными способами восприятия времени во многих культурах служат смена светлой и темной частей суток, а также периодичность повторения природных явлений: день, ночь, утро, полдень, полночь, вечер, сумерки, весна, лето, зима и под. Пора называет фазу космологического цикла, который много раз реализуется в природе и жизни человека: пора отлета птиц, осенняя пора, пора цветения садов. Лексема время ассоциируется с линейной моделью времени, оно является необратимым, неповторимым: хрущевское время, екатерининское время. Оно может быть недавним, далеким, прошедшим, ближайшим и т. д. Темпоральные номинаторы – это также прошлый, прежний, нынче, ныне, нынешний, впредь, сегодня, завтра, послезавтра, минувший, будущее, в дальнейшем и др. Философы утверждают, что время – другое название для жизни. И язык подтверждает это, называя с помощью единиц времени духовные сущности: час раскаяния, минута покаяния, час смирения, минуты беспамятства, секунды малодушия и др. В Библии мы встречаем выражения година искушения, пробил час, смертный час, час Истины. Время в наивной картине мира мыслится как жидкость, причем часто густая (течет время, тянется), как ценная вещь (его можно тратить), как человек (оно не ждет, торопит) и т. д. «Время» в русском языке произошло от «веремя», которое родственно словам «вертеть», «веретено». В русской картине мира, таким образом, идея времени связана с идеей повторяемости, регулярности, цикличности. Эта же идея регулярности проходит в некоторых германских языках, где время – это «прилив», в немецком же «Zeit» – иная идея времени, линейный образ: глагол «ziehen» (тянуть). Новосельцева В.А. выполнила исследование «Концептуализация времени в русской фразеологии и художественных текстах». Она рассмотрела художественные тексты 40-80 гг. XIX века (И.С.Тургенева «Три портрета», Л.Н.Толстого «Два гусара», А.П.Чехова «Студент», а также И.А.Гончарова «Обрыв», И.С.Тургенева «Отцы и дети», А.П.Чехова «Черный монах», «Рассказ неизвестного человека»). Время находит своё отражение в художественном тексте, во-первых, как нечто последовательное, непрерывное и, во-вторых, как многоплановый прерывистый фон художественного произведения с ретроспективным показом событий, взглядами рассказчика в будущее и т.д. Так, в романе И.А.Гончарова «Обрыв» события излагаются автором непоследовательно: в начале действия главному герою произведения, Борису Павловичу Райскому, «за тридцать лет», «он лет десять живет в Петербурге», «оставил службу», «в квартале прописан он отставным коллежским секретарем». После довольно противоречивой характеристики героя автор вводит в текст описание детства Райского. Писателем был использован прием ретроспекции, объясняющий читателю особенности характера героя, сформировавшегося ещё в детстве. И.С.Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» рассказом о жизни героев произведения спустя длительный неопределенный промежуток времени после смерти Базарова: «Казалось бы, конец? Но, быть может, кто-нибудь из читателей пожелает узнать, что делает теперь, именно теперь, каждое из выведенных нами лиц… Мы готовы удовлетворить его». Автор использует прием проспекции с тем, чтобы дополнить характеристику героев, указать на значимость фигуры Базарова в произведении в сопоставлении с другими персонажами. В повести «Чёрный монах» события, происходившие в течение года, излагаются на протяжении восьми глав. Используя технику растяжения времени, автор тем самым указывает нам, что описанные события значимы в жизни героя и способствуют раскрытию его образа. В девятой главе повести наблюдается стяжение художественного времени. Три месяца жизни героя даны лишь эпизодически: они не значимы, это уже не «жизнь, которая была так прекрасна», а пустое, бессодержательное существование. Каждый персонаж художественного текста имеет своё индивидуальное время. Художественное время – это некое множество индивидуальных времен и установление временных зависимостей между отдельными (частными, индивидуальными) временами. Художественное время – это сложное переплетение трех порогов восприятия – автора, читателя и персонажей. Художественное время может быть одномерным (одна линия в повествовании) и многомерным (действие развивается параллельно в нескольких местах в различное время, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»). В повести И.С.Тургенева «Три портрета» художественное время моделируется с помощью композиции, лексической системы и грамматических средств. Автор использует композиционный прием - форму рассказ в рассказе. Повествование ведется от лица Петра Федоровича Лучинова, дворянина, служившего в военной службе, вышедшего в отставку и поселившегося в деревне. После охоты Петр Федорович рассказывает своим пяти друзьям, приглашенным им в гости, о своих предках, изображенных на портретах. В произведении происходит столкновение двух планов: настоящего (время рассказчика) и прошлого (время действия тех событий, о которых повествует Петр Федорович), что составляет основной каркас художественного времени. Прошлое и настоящее антитетически противопоставляются в повести. К ядру поля художественного времени в повести И.С.Тургенева «Три портрета» следует отнести лексическую систему (языковые средства) и композицию произведения (экстралингвистические средства). В центре поля категории художественного времени находятся «универсальные темпоральные показатели» (время, прошедшее, век, лета, год, месяц, неделя, сутки, день, час, мгновение), имена собственные (царица Елизавета, царица Екатерина), существительные, называющие времена года, месяцы, дни недели, праздники, части суток, приемы пищи, осуществляемые в то или иное время суток (утро, вечер, ночь, суббота, понедельник, завтрак, обед, чай, день свадьбы, зима, лето, весна), существительные, называющие фазу времени года (начало весны), существительные, называющие тот или иной отрезок времени биографического (грудной ребенок, девочка, молодость, старик, старушка, смерть), слова, называющие источник света, который всегда соотносится в художественном тексте с определенным временем суток (яркое солнце, заря), прилагательные (детский, молодой, старый, старческий, короткий (показатель пространственной ориентации, используемый автором для обозначения времени), будущий, екатерининский, ранний, утренний, осенний, весенний), наречия (прежде, поздно, долго, скоро, тотчас, теперь, сейчас, давно, сегодня, завтра, вдруг), числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, десять, двенадцать, двадцать, двадцать пять, тридцать, сорок, семидесятый, восьмидесятый, тысяча семьсот пятьдесят седьмой, тысяча семьсот девяностый), существительное четверть, местоимения (всякий, тот, каждый, наш, другой, весь, этот, несколько). В центре поля художественного времени находятся такие темпоральные указатели, как названия исторических реалий, наименования социального положения лиц, названия предметов быта, фасонов одежды, диктуемых модой: дворецкий, камердинер, вольтерьянец, свечи в серебряных подсвечниках, сундук, подполица, кафтан, камзол, мундир, длинный нанковый сюртук, шлафрок, стразовые пуговицы, мухояр, высокая прическа. Лексические средства можно подразделить на две группы: система темпоральной лексики, передающей временные отношения эксплицитно и регулярно в своем первичном кодовом значении, и лексические средства, лишь имплицитно сигнализирующие отнесенность к тому или иному временному плану. Перечисленные выше лексические средства содержат эксплицитное указание на время. Однако в центре поля категории художественного времени находятся такие лексические средства, которые имплицитно передают временные отношения. Слово «седой », имеющее значение «белый вследствие потери окраски (о волосах); с такими волосами», ассоциируется с продолжительным отрезком времени (седина – результат долгой жизни; лингвистическая пресуппозиция). Поэтому слово «седой», его формы и однокоренные слова являются темпоральными указателями. Слово «привычка » имеет значение «поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными», то есть повторявшиеся в прошлом много раз. В семантике слова заложено темпоральное значение, поэтому слово «привычка», его формы и однокоренные слова часто используются как темпоральный указатель. Словосочетание «обнаженные вершины берез и лип » состоит из слов, в семантике которых дополнительно заложено темпоральное значение (обнаженные – лишенные покровов, нагие; вершины – самые верхи, верхние части (горы, дерева и т.п.); берез – лиственных деревьев с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями; лип – лиственных деревьев с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). На периферии находятся слова, названные А.Ф.Папиной «маргинальными», так как они «отличаются своей нерегулярной повторяемостью», то есть эти слова не являются прямым указанием на ту или иную часть суток, время года, поскольку сумерки зимой бывают и в середине дня, снег может лечь ещё осенью (Папина 2002, 182). В повести «Три портрета» были обнаружены следующие «маргинальные» слова: смеркалось, желтая трава. К периферии поля относятся грамматические средства выражения временных отношений - СПП с придаточными времени. Например: «Когда, бывало, Василий Иванович, улыбаясь, ласково прищурит черные глаза, когда захочет пленить кого-нибудь, говорят, невозможно ему было противиться». В рассказе А.П.Чехова «Студент» художественное время моделируется с помощью комплекса взаимосвязанных средств различных уровней: композиции, лексической системы, грамматических средств, стилистических приемов. Автор использует композиционный прием - форму рассказ в рассказе. Повествование ведется от лица Ивана Великопольского, студента духовной академии, сына дьячка. Действие происходит ночью за два дня до Пасхи. В произведении студент рассказывает двум крестьянкам, вдовам Василисе и Лукерье, о тайной вечери Иисуса Христа со своими учениками, о троекратном отречении апостола Петра от учителя своего в саду первосвященника после сделанного им признания, что «с Иисусом он готов и в темницу и на смерть». В произведении происходит столкновение двух планов: реального, обыденного и ирреального, библейского – на этом строится основной каркас художественного времени. Стилистические приемы (синтаксический параллелизм, дистантный повтор) осуществляют синтез всех обозначенных в произведении временных планов. «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр девятнадцать веков назад », как студент греется у костра, разведённого на вдовьих огородах. «Та» ночь названа автором «длинной». Писатель использует показатель пространственной ориентации для обозначения времени. «Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, холодный и пронизывающий», как и теперь (во время действия рассказа «Студент»). В приведенном отрывке темпоральными указателями являются лексические средства - имена собственные. «При них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут ». Грамматические средства - видо-временные формы – не определяют временного построения рассказа и лишь создают фон. Исключение составляют отмеченные нами формы глагола «быть», использованные автором для указания на разные временные отрезки: прошлое - настоящее - будущее и последующего их обобщения. «Сейчас» и «тогда» объединяются автором: «прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, повидимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…». К ядру поля художественного времени в рассказе А.П.Чехова «Студент» следует отнести лексическую систему (языковые средства) и композицию произведения (экстралингвистические средства). В центре поля категории художественного времени находятся «универсальные темпоральные показатели» (минута, день, год, век, прошлое, настоящее), имена собственные (апостол Петр, Рюрик, Иоанн Грозный, Петр), существительные, называющие времена года, части суток, церковные праздники, дни недели (зима, ночь, пасха, страстная пятница, тайная вечеря), а также существительные, называющие источник света, поскольку источник света обычно соотнесен в художественном тексте с определенным временем суток (заря), соответствующие прилагательные (весенний, вечерний), наречия (сегодня, послезавтра, тогда, теперь, тотчас, вот-вот, вдруг, всегда, вначале), числительные (девятнадцать, двадцать два, тысяча), местоимение (сей). К периферии поля категории художественного времени, на наш взгляд, следует отнести видо-временные формы глагола. В создании полифонии художественного времени им не принадлежит ведущая роль. Напротив, их семантика вступает в противоречие с членением текста на два плана – реального и ирреального. Исключение составляют формы глагола «быть» (были, есть и будут), использованные автором для указания на разные временные отрезки: прошлое - настоящее - будущее и последующего их обобщения. К периферии поля относятся грамматические средства выражения временных отношений - СПП с придаточными времени. Например: «Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло». На периферии поля категории художественного времени находятся «маргинальные» слова, не являющиеся прямым указанием на ту или иную часть суток, время года: стемнело, мрачно, мгла, потёмки. Эти слова не являются темпоральными показателями, поскольку сумерки зимой бывают и в середине дня. Итак, в рассматриваемых художественных текстах были обнаружены индивидуально-авторские средства представления категории художественного времени. В повести И.С.Тургенева в центре поля категории художественного времени находятся существительные, называющие фазу времени года, приемы пищи, названия исторических реалий, наименования социального положения лиц, названия предметов быта, фасонов одежды, существительные и прилагательные, обозначающие отрезки биографического времени, слова, имплицитно передающие временные отношения. В рассказе А.П.Чехова «Студент» художественное время моделируется с помощью стилистических приемов (синтаксический параллелизм, дистантный повтор), в центре поля категории художественного времени находятся слова, называющие церковные праздники.
|