Схаляхова С. Ш. провела исследование «Концепты "венчание", "брак", "семья" как отражение русского менталитета: на материале языка произведений русской литературы». Источниками материала послужили произведения различных жанров древнерусской литературы, а также язык творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.К. Толстого, JI.H. Толстого, А.Н. Толстого. Как отмечает автор исследования, концепты «венчание», «брак», «семья» являются социальными культурными концептами, имеющими русскую национальную специфику, отражающими национальную картину мира, национальный менталитет. Эти концепты имеют трехслойную структуру, обнаруживают аксиологические доминанты. В русском языке содержание концептов «венчание», «брак», «семья» не статично, оно изменяется во времени, с одной стороны, сохраняя определенные устойчивые, базовые семы, с другой стороны - приобретая новые, социально- и этнически обусловленные. К устойчивым семам концепта "венчание" относятся следующие понятия, характерные для периода XVI — XIX веков: жених, невеста, новобрачные, священник, свидетели; обряд, таинство, венчание, тайное венчание, венчание вдовых, благословение, развод, подножие, венчальные свечи, обручальные кольца, венцы, подвенечный наряд, песнопения, молитвословия, чтения Евангелия и Апостола. Сопутствующие лексемы, характерные для концептосфер разных столетий, — это дополнительные, «пассивные», «исторические» признаки концепта «венчание». Таковыми являются помолвка, обручение, согласие новобрачных, разрешение родителей и начальства, брак с иноверцами, брачный возраст, поклон родителям, поклон невесты жениху, прикрывание ее кафтаном, разбивание чаши, каравайники, свечники, сваха, тысяцкий, дружка, женская и девичья прическа и головной убор, брак по любви, родство по свойству и по кумовству, присутствие родителей, посаженная мать, плач невесты и проч. В концепте «брак», «семья» выделяются три аксиологических центра: это 1) ролевая ценностность самой семьи как таковой, 2) отношения между супругами и 3) отношения между родителями и детьми. Их наличие неизменно, а конкретное наполнение трансформируется, зависит от исторически обусловленных изменений в менталитете, в социуме. Первый из аксиологических центров концепта «брак» — ролевая ценностность семьи - содержит понятия: узы брака, святость, нерушимость брака, верность мужу, брак без любви, брак - как плаха, как могила, брак несовершеннолетних, нравственность семейной жизни, тайный брак, выдавание замуж по воле родителей, благословение родителей, приданое, неудачный брак; брак священен, семья есть божественное установление, утешение человека, это центр человеческой жизнедеятельности. Второй центр - отношения между супругами - включает понятия: удачный, счастливый брак - это равенство, моральная и духовная связи, общность интересов супругов, непринужденность и свобода в выборе супругов, взаимная поддержка, взаимная склонность и рассудочность, борьба между чувствами и долгом, сила моральных устоев общества по отношению к семье. Высшее содержание и наслаждение жизни придают единство и целостность семьи; эти чувства также питают и патриотизм; отношения в семье - отношения первостепенные, важнейшие, лежащие в основе всего, всей жизни человека. Хотя приветствуется патриархальный уклад семьи, главенство мужа, нравственный стержень семьи — мать. В браке необходима постоянная духовная, нравственная работа, совершенствование, единство супругов. Третий аксиологический центр концепта «семья» — отношения между родителями и детьми — включает понятия: братская, дружеская, отцовская любовь как проявление нежных родственных чувств; любовь матери к детям - чувство глубокое, нежное, беззаветное, неизменное; связь и взаимная ответственность отцов и детей, гордость родом, славой своих предков, уважение, преданность и покорность детей родителям, а конфликт отца и сына - конфликт низкий, недостойный. Родители должны стать примером их детям, которые и есть счастье, смысл жизни, сама жизнь. Если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях. Семейным окружением и родовыми традициями определяются склад психологии, взгляды и судьба. Предпринятое исследование показало, что «венчание» есть языковой, социокультурный и религиозный концепт, поскольку оно имеет выражение в языке в виде слов, которые вступают в различные отношения: синтагматические и парадигматические, обладает широкими деривационными возможностями и отмечено этнокультурной спецификой. Понятие "венчание" было рассмотрено в значении "бракосочетание", другие значения (венчание на царство, увенчивание победителей) не принимались во внимание. На возникновение этого концепта в языке памятников письменности XVI века повлияло, во-первых, то, что в это время было окончательно установлено таинство венчания в православной церкви. Во-вторых, происходило формирование авторских стилей и литературно-народного типа русского языка, тексты перестали быть анонимными. В-третьих, изобретение книгопечатания способствовало широкому распространению литературы и ее доступности для читателя, а следовательно - большей возможности сохранить знания для потомков. В результате в различные жанры литературы проникло подробное описание венчания. Уникальность русского венчания, его национальное своеобразие состоит в органичном сплетении ритуалов языческого прошлого и христианских обрядов. Ничего общего не имеют с православием такие традиции, как употребление меха, разбивание женихом сосуда, прикосновение невесты к обуви мужа, покрывание ее головы полой кафтана, закрывание лица и т. д. Изучение представленности венчания в языке различных жанров русской литературы показало, что наиболее тенденциозен и субъективен этот концепт в художественных текстах. Для документальных памятников и исследований ученых характерна описательность. Лингвокультурологический анализ текстов показал, что языческий аспект все больше уходил в прошлое с течением времени, а обряд венчания упрощался и приспосабливался к требованиям времени. Изначально венчание в жизни русских людей было чуждым элементом, но постепенно оно стало неотъемлемой частью свадебного торжества. В быт простых людей и крестьян венчание вошло лишь в XVII веке, среди дворянства оно получило распространение гораздо раньше. Для горожан и аристократии венчание было важнейшим элементом бракосочетания. Именно здесь укрепилось отношение к браку как к таинству, проповедуемое православной церковью, которое нашло отражение в произведениях классиков русской литературы. Такой взгляд на венчание сохраняется и в наши дни. В продолжение советского периода венчание практически полностью было вытеснено государственной регистрацией брака, и только после перестройки это понятие вновь вернулось в активный лексикон россиян. В языке классической русской художественной литературы периода XIX - начала XX в. также представлены концепты «венчание», «брак», «семья». По их языковой репрезентации можно составить представление о русском национальном менталитете того времени. Наиболее ярко указанные концепты представлены в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, А.К. Толстого, Л.Н.Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Пушкинский концепт "венчание" включает понятия: тайное венчание, родительское благословение, жених, невеста, священник, свидетели, посаженая мать, помолвка, согласие родителей, согласие новобрачных, алтарь, венцы, обряд, клятва в верности, целование креста, сваха, расплетение косы, плач невесты, церковь, пение, кольца. Концепт «брак» в языке произведений Пушкина содержит понятия: узы брака, святость, нерушимость брака, верность мужу, брак без любви, брак - как плаха, как могила, брак несовершеннолетних, нравственность семейной жизни, тайный брак, выдавание замуж по воле родителей, приданое, неудачный брак; связь и взаимная ответственность отцов и детей, гордость родом, славой своих предков, уважение, преданность и покорность детей родителям, а конфликт отца и сына - конфликт низкий, недостойный. Высшее содержание и наслаждение жизни придают единство и целостность семьи; эти чувства также питают и патриотизм. У М.Ю. Лермонтова отражены пышность празднования свадьбы по строго заведенному порядку, на ней обязательны веселье, музыка, радушие, гостеприимство, всяческое демонстрировние щедрости; романтическая, платоническая любовь барышень; братская, дружеская, отцовская любовь как проявление нежных родственных чувств; благословение родителей, верность женщины любимому до самозабвения. А.И. Герцен говорит о равенстве и духовной связи, общности интересов супругов. В многочисленных произведениях А.Н. Островского главенствует мысль о том, что семья - утешение человека, брак священен, необходима непринужденность и свобода в выборе супругов, взаимная поддержка. Концепт «брак», «семья» у И.С. Тургенева репрезентирован следующими понятиями: взаимная склонность и рассудочность супругов, борьба между чувствами и долгом, сила моральных устоев общества по отношению к семье; конфликт между отцами и детьми. Любовь матери к детям — чувство глубокое, нежное, беззаветное, неизменное. Л.Н. Толстой говорит о том, что семья есть божественное установление, отношения в семье - отношения первостепенные, важнейшие, лежащие в основе всего, всей жизни человека. В браке необходима постоянная духовная, нравственная работа, совершенствование, единство супругов, которые должны стать примером их детям. Если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях. В семье должны царить патриархальный уклад (при этом нравственный стержень семьи - мать), авторитет родителей, их забота о детях, которые и есть счастье, смысл жизни, сама жизнь. Семейным окружением и родовыми традициями определяются склад психологии, взгляды и судьба. М.Е. Салтыков-Щедрин придерживается того, что семья — это центр жизнедеятельности человека. Распадение, кризис родственных связей, фальшь в семейных отношениях сопровождается девальвацией нравственных исконных ценностей, духовным огрублением людей. А.Н. Толстой отразил набожность и. в то же время суеверия русского народа относительно свадьбы. Так, о прежних магических ритуалах и приметах напоминают скрывание от всех невесты, не вынесение сора из её светлицы, закрывание лица, миска с хмелем, мехом, червонцами укручивание косы невесты; наблюдения, чтоб невесте не перебегали дорогу. Стремление строго соблюдать все эти ритуалы свидетельствует о чрезвычайной ценностности свадьбы в русском менталитете. Семья конца XIX века социологизируется, подчиняется интересам и запросам общества, становится менее значимой, нежели ранее. Однако, несмотря на внешнее, иногда нарочитое распадение родственных связей, семья сохраняет свой главный аксиологический параметр — она все-таки остаётся центром жизнедеятельности человека, его главным приоритетом, а вот «качество» семьи, её уклад и ценности каждый выбирает для своей семьи сам, в зависимости от собственных нравственных ориентиров и переданных по наследству традиций, привычек.